Образование

ФНПЦ «Алтай», создатель топлива и зарядов ракетных двигателей первой отечественной межконтинентальной баллистической ракеты, отмечает 50-летие

За полвека орденоносным оборонным предприятием создано более 150 твердотопливных зарядов двигателей для ракетных комплексов «Воевода», «Тайфун», «Молодец», «Булава» и около 30 боевых частей для крылатых ракет, реактивных систем залпового огня, мобильных зенитных ракетных комплексов.

За эту продукцию коллектив и отдельные специалисты многократно удостаивались Государственных и Ленинских премий, орденов, медалей, почетных званий.

Сегодня об этом можно говорить в открытую. В канун своего 50-летия предприятие рассекретило основные оборонные проекты, в которых принимало участие. И нынешний генеральный директор Федерального научно-производственного центра «Алтай» Александр Жарков, его предшественник на этом посту Геннадий Сакович , бывший заместитель министра машиностроения СССР Леонид Забелин , ветераны предприятия рассказали корреспондентам «СК» о том, как участвовали и участвуют в создании ракетно-ядерного щита государства.

Новая элита

Геннадий Сакович , академик РАН, Герой Социалистического Труда, научный руководитель Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН, генеральный директор ФНПЦ «Алтай» в 1984–1997 годах:

– Придя на предприятие в 1959 году (тогда это был только что созданный научно-исследовательский институт НИИ-9), я оказался в первой сотне его сотрудников.

Становление предприятия прошло на моих глазах. Но это не значит, что я тогда хорошо понимал то, что совершалось. Только сейчас, когда американцы опубликовали свои тайные планы уничтожения нашей страны в период холодной войны, рассекретили названия 200 советских городов, по которым намеревались нанести атомные бомбовые удары, я до конца осознаю, какая большущая роль отводилась нашему объединению в предотвращении перерастания холодной войны в горячую.

Большинство сотрудников института были молоды, многие только-только со студенческой скамьи. Темп, в котором мы жили в конце 1950-х – начале 1960-х годов, был стремительным. Мы знали, что должны заниматься твердым ракетным топливом, но не знали, как это делать, потому что даже в вузах тогда не читали курса лекций по нашему профилю. Однако мы строили мастерские, учились, приобретали опыт и творили под руководством наставников. Для меня таким человеком на всю жизнь стал директор института Яков Федорович Савченко, бывший образцом высокой ответственности, патриотизма, преданного служения делу.

В результате менее чем за десять лет нам удалось создать первую межконтинентальную баллистическую ракету на твердом топливе. Это была полностью наша разработка в части топлив, хотя поначалу мы сотрудничали со многими институтами. Мы учились у них, но не заучились настолько, чтобы не видеть того, что можем сделать самостоятельно. Кроме МБР, в первое десятилетие нами было передано военным много других видов техники. И мы растопили холодную войну! 9 мая 1965 года нашу еще не принятую на вооружение, но уже летающую ракету провезли на параде по Красной площади. И мы были несказанно горды этой победой.

За 50 лет существования предприятия мы очень многое сделали первыми не только в своей стране, но и в мире. Мы дали новое понимание высокоавтоматизированной промышленности, впервые показали, как в технологическую химию можно включать вычислительную технику. Наши разработки по нестандартному оборудованию, автоматизации процессов стали распространяться в отрасли. У нас действовал один из первых в стране вычислительный центр. Мы получали для него самые быстродействующие машины.

И, наконец, мы создали новое веяние и новую жизнь в Бийске. Полвека назад сюда приехали не просто оборонщики, а новая элита граждан города. В 2005 году мы добились присвоения Бийску статуса наукограда, который сегодня подтверждаем своей разнообразной инновационной деятельностью. И в личном плане многие молодые специалисты достигли больших успехов, став крупными учеными авторитетами в отрасли, директорами организаций, главными и генеральными конструкторами.

База на востоке

Леонид Забелин , бывший заместитель министра машиностроения СССР:

– После окончания Второй мировой войны стала очевидна необходимость создания промышленной базы на востоке страны, чтобы в случае новой агрессии не пришлось эвакуировать предприятия с запада. В Бийске было решено развернуть целый комплекс оборонных предприятий, а для их подпитки организовать научный центр – НИИ-9. Сюда сразу двинули представителей различных школ науки: ленинградской, московской, казанской, харьковской, томской, новосибир­ской... Специалисты ехали в Бийск как на поднятие целины. И за десять лет НИИ-9 сумел решить задачу, которая оказалась не по силам крупным столичным научно-исследовательским учреждениям.

Работая над первой твердотопливной ракетой, Сергей Павлович Королев выдал технические задания трем или даже четырем организациям. Но на финише способным выполнить требования этих технических условий оказался лишь бийский институт. И тем самым он стал пионером в твердотопливном ракетостроении. А дальше предприятие развивалось по восходящей и, к счастью, и сейчас не потеряло ни потенциала, ни значения.

Каждый год в коллективе рождаются новые предложения, направленные на развитие науки и производства. А по отдельным материалам, например, по наноалмазам ФНПЦ «Алтай» обогнал США лет на 20.

Ракеты и лекарства

Александр Жарков , генеральный директор-генеральный конструктор ФНПЦ «Алтай»:

– За 50 лет сделано много и даже очень много. Есть достижения мирового уровня и выше. Мы всегда ставили себе самую высокую планку.

На сегодняшний день предприятие представляет собой федеральный центр, который занимается задачами в основном оборонного характера и всем тем, что связано с процессами взрыва, горения, и многопрофильный научно-производственный концерн «Алтай», производящий продукцию гражданского назначения. По сути дела это кластер, на основе которого планируется развивать в том числе фармацевтическое направление. Здесь же создан межрегиональный центр нанотехнологий. На одной площадке с нами находятся Институт проблем химических и энергетических технологий СО РАН и филиал Бийского технологического института.

Работа на оборону была, есть и будет. Куда деваться? В условиях двуполярного мира было спокойнее. При нынешней многополярности каждый полюс может потащить куда-то не туда. Поэтому альтернатива в виде разоружения пока призрачна. Но мы стремимся использовать оборонные технологии для народного хозяйства, антитеррористической деятельности, производства лекарств и потребительских товаров. И даже проводим международные конференции, на которых обобщаем и распространяем этот опыт.

Гамма выпускаемых продуктов у нас суммарно по НПК и ФНПЦ более 1000. И еще нашим конструкторским бюро разработано 1500 единиц оборудования. Это очень большой технологический запас, и оборудование мы поставляем за рубеж.

С Королевым и Янгелем

Владимир Корнюшкин , заслуженный конструктор, орденоносец, сегодня заведует музеем космической и ракетной техники в Доме технического творчества молодежи по соседству с родным предприятием. Свой орден Трудового Красного Знамени получил за ту самую первую баллистическую ракету РТ-2.

– Приехали мы, три инженера (Леонид Белецкий, Вольдемар Соколов и я), сюда в 1959 году после защиты дипломов в Ленинградском военно-механическом институте.

У Соколова был в Москве, в Артакадемии, руководитель дипломного проекта генерал Дидык. И тот сказал ему: «Есть такой город Бийск в Сибири. Там открывается новый ракетный институт. И я рекомендую вам туда ехать».

7 апреля мы втроем сошли с поезда на бийскую землю. Вокзал. Колоссальная лужа и два забора. О ракетном институте ни в милиции, ни в горкоме партии никто ничего не знает. Женщина-секретарь по промышленности куда-то долго звонила, наводила справки. Наконец сказала: «Езжайте автобусом до конца. Там какая-то контора есть». Так мы встретились с первым директором-организатором института Тимофеем Георгиевичем Корняковым.

Первый главный конструктор, с которым мы начинали, – Сергей Павлович Королев. С ним мы сделали первую в Советском Союзе твердотопливную ракету РТ-2. Корпус – королевского КБ-1, а заряд наш.

Потом работали со знаменитым КБ «Южное», с Михаилом Кузьмичом Янгелем. Это КБ создало «Сатану», а мы для нее делали двигатели. Вы скажете, как же так, «Сатана» жидкостная ракета. Так-то оно так. Но у нее 14 головок, и чтобы они попадали точно в цель, нужны были дополнительные системы ориентации, стабилизации, маневрирования. В составе ракеты было 20 двигателей на различных порохах и несущих основаниях. И мы разрабатывали для них твердое топливо и заряды и отрабатывали эти двигатели.

В подводных лодках вся оборона страны держалась на нашем «Тайфуне».

Клин клином

Виталий Комаров , доктор технических наук (ИПХЭТ СО РАН):

– В мою бытность начальником лаборатории у нас в институте собрался совет главных конструкторов по очередной машине, которую делали. Она была морского базирования, поэтому отрабатывали топливо для подводного старта, а конкретно выброс ракеты из подводной лодки. В Балаклаве был подводный стенд, с которого имитировали запуск. И вот уже все, как говорится, мало-маль­ски работало, но нашему директору, Якову Федоровичу Савченко, высказали претензию по поводу того, что ракетная шахта после пуска оказывается забита сажей. Яков Федорович мне велел: «Давай работай, уменьшать сажу надо».

И, наконец, собрался совет главных конструкторов всей ракеты, ее обслуживания и слежения, и меня туда отправили докладывать, что сделал. Я сообщаю, что у нас все получилось, с сажей мы справились. Ее не будет или будет очень мало. Они спрашивают: «Как ты сделал?» Я отвечаю: «Добавил сажи». Тихое молчание, потом громкое возмущение: «Яков Федорович, этот пацан нас что, за дураков считает? Он сажу ликвидировал, добавив туда сажи!»

Яков Федорович, а он всегда доверял своим работникам, говорит: «Ты, Комаров, еще раз проверь, – а, обратившись к членам совета, добавляет: – Науке надо верить. И я ему верю». Члены совета переглянулись. Один из военпредов говорит: «Ну, хорошо, присылай своего Комарова на следующее испытание – и мы посмотрим. Если не получится, мы ему дадим швабру и пусть ракетный отсек отчистит».

На следующий раз представителем поехал не я, а Юрий Маринцев из моей лаборатории. Провели испытание, а его не выпускают. Пропуск не дали – не уйдешь из зоны. Подняли куб. Морячки хихикают: «Вот тебе принесли два таких квача...» Вскрыли куб– а он чистый. Вот вам и вера, и наука, за которую нас в институте уважали. Сажу мы добавили, чтобы лучше процесс шел, потому что она хороший катализатор. Вот и все.

Справка

Федеральный научно-производственный центр «Алтай» ведет свое начало от НИИ-9 – научно-исследовательского института Государственного комитета по оборонной технике, созданного в 1958 году. В 1966 году НИИ-9 преобразован в АНИИХТ – Алтайский научно-исследовательский институт химической технологии. В 1970 году АНИИХТ преобразован в научно-производственное объединение – НПО «Алтай». В его составе – многопрофильный институт и опытный завод химиче­ских продуктов. В 1992 году на базе научных и производственных подразделений объединения создано около 100 предприятий малого и среднего бизнеса, объединенных в холдинговую компанию «Научно-производственный концерн “Алтай”» (НПК «Алтай»). В 1997 году предприятию присвоен статус федерального научно-производственного центра – ФГУП «ФНПЦ “Алтай”».

Цитата

Александр Жарков , генеральный директор - генеральный конструктор ФНПЦ «Алтай»:

– Мы прожили 50 трудных, но славных лет. Хотелось бы поздравить всех, кто имел, имеет и будет иметь отношение к предприятию, с этой датой, пожелать не терять оптимизма. Это самое главное. Работа-то опасная и ответственная. Люди, работающие у нас, достойны и уважения, и хорошей зарплаты, и всего самого лучшего.

Факт

Четыре разработки коллектива ФНПЦ «Алтай» удостоены Ленин­ской премии. 33 сотрудника являются лауреатами Государственных премий СССР и России, 25 – лауреатами премий Совета Министров СССР и правительства России. 548 работников за создание образцов новой техники награждены орденами и медалями.

Три руководителя

Становление и развитие ФНПЦ «Алтай» на протяжении 25 лет (1959–1984) проходило под руководством талантливого ученого и организатора Якова Федоровича Савченко . Его вклад в укрепление обороноспособности страны отмечен многими государственными наградами, Ленин­ской премией, дважды присвоением звания Героя Социалистического Труда.

Соратником Я. Ф. Савченко с 1959 года, его первым заместителем с 1961 года был Геннадий Викторович Сакович . В 1984 году после смерти Савченко он возглавил предприятие и руководил им до 1997 года. Академик РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной и Ленинской премий, премий Совмина и Российской Федерации. Высокое признание получила возглавляемая Г. В. Саковичем Бийская научная школа.

На протяжении последних 11 лет во главе ФНПЦ «Алтай» стоит талантливый ученый и организатор Александр Сергеевич Жарков . Член-корреспондент РАН, лауреат премии Совмина СССР и Государственной премии РФ.

Из летописи важнейших событий

1958 По решению Совета Министров СССР в Бийске создан научно-исследовательский институт Государственного комитета по оборонной технике – НИИ-9.

1965 Впервые в СССР здесь отработано высокоэнергетическое смесевое ракетное твердое топливо (СРТТ) на основе бутилкаучука. 9 мая заправленная им межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) участвует в военном параде на Красной площади в Москве.

1968 Сдана на вооружение первая отечественная твердотопливная МБР РТ-2.

Успешно завершены летные испытания первой отечественной двухступенчатой твердотопливной ракеты РТ-15 средней дальности для комплекса грунтового базирования.

1972 Сдана на вооружение фугасно-кумулятивная боевая часть крылатой ракеты комплекса «Термит» для ВМФ.

Сдана на вооружение твердотопливная МБР РТ-2П с зарядами всех трех ступеней на топливах бийской разработки.

1973 Сдана на вооружение осколочно-фугасная боевая часть зенитной ракеты комплекса «Бук» ВМФ.

1974–1975 Сдан на вооружение и в серийное производство целый ряд зарядов для жидкостных МБР, мин-ракет и крылатых ракет.

1976 За успешную сдачу на вооружение ряда образцов военной техники в период 1968–1976 годов коллектив предприятия награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1978 Впервые в мировой практике изготовлены и испытаны крупногабаритные заряды для РДТТ с программированным выходом на режимы, предназначенные для обеспечения старта ракеты из шахты непосредственно на маршевом двигателе.

1979 Сдана на вооружение для опытной эксплуатации первая отечественная твердотопливная МБР морского базирования РСМ-45 с зарядами маршевых двигателей и пороховым аккумулятором давления для старта ракеты.

1983 Сдана на вооружение твердотопливная МБР морского базирования РСМ-52 «Тайфун» с зарядами I и II ступеней, девятью зарядами к двигателям, обеспечивающим глубоководный старт.

1989 Сданы на вооружение твердотопливные МБР железнодорожного и шахтного базирования РТ-23УТТХ «Молодец» с зарядом I ступени и тремя зарядами РДТТ различного назначения разработки НПО «Алтай».

1998 Начаты работы по ракетному комплексу морского базирования РС-24 «Булава».

2001 Возобновлены работы по созданию новых и модернизации существующих боевых частей ракетных комплексов различного назначения на основе использования новых высокоэнергетических составов.

2006 Завершены исследования, позволившие в два-три раза продлить сроки эксплуатации ранее разработанных образцов специальной техники.

2008 Прошли успешные летные испытания МБР «Булава». Предприятие активно развивает и совершенствует конструирование и отработку двигательных установок и боевых частей.

Фото Олега Богданова, Анны Зайковой, Тамары Дмитриенко и из архива ФНПЦ "Алтай"

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость