Образование

Как родитель может помочь гиперактивному ребенку

Воспитатели в детском саду жалуются на невоспитанность, учителя в школах – на невнимательность, а родители, устав от жалоб, грозят углом, ремнем и бабаем. Непоседы, шалуны, мечтатели, шоумены, хулиганы и бродяги – в большинстве своем все это дети, страдающие распространенным психоневрологическим расстройством – гиперактивностью.

Какие условия необходимы этим детям для гармоничного развития? Как помочь им адаптироваться в социальной среде? Разобраться в этом «СК» помогают Алексей Зотов, психоневролог медико-психологического центра «Милосердие», и Татьяна Манина , клинический психолог консультативно-диагностического центра для детей «Малыш».

Вечный двигатель

– Зачастую, когда я начинаю рассказывать родителям о признаках гиперактивности у их детей, они всплескивают руками и признаются, что в детстве были точь-в-точь такими же, – говорит Татьяна Манина. – В 75% случаев гиперактивность наследуется от родителей.

Гиперактивных детей отличают повышенная импульсивность, неуемная подвижность и низкая концентрация внимания. Специалисты определяют симптомы заболевания с помощью психологической диагностики, когда ребенок достигает трехлетнего возраста, но часто большинство признаков проявляется еще в первые месяцы жизни. Дети с диагнозом СДВГ* интеллектуально здоровы и не имеют сопутствующих психических отклонений.

Брось, а то уронишь!

Напряженность – обычное состояние для гиперактивного ребенка. Ее-то они и стараются снять движением. А уж как избавить себя от скуки, они придумают всегда!

А если встретятся два гипер­активных ребенка...

– Когда такой ребенок находит в окружении второе такое же чудо– начинается баловство,– рассказывает Алексей Геннадьевич. – Если их уже трое – это шоу, а если четверо – революция! Настоящий кошмар для педагога.

Присовокупите к этому неловкость (как правило, диагнозу СДВГ сопутствует нарушение моторики) – и вы получите целый букет недостатков, в активную борьбу с которыми так усердно вступают многие взрослые.

– От излишней двигательной активности ребенок с возрастом избавляется сам, – объясняет Алексей Зотов. – Опасность заключается в другом. В процессе многократных повторений взрослые просто вбивают в голову этому маленькому человеку, что он неуспешный. Ведь ему на дню 99 раз говорят, что он все делает неправильно! Сначала дети хотят, чтобы их любили, потом хотят, но уже ничего для этого не делают, а потом просто выражают активный протест. Вот и получается, что впоследствии из гиперактивных детей очень часто вырастают агрессивные, неуверенные в себе люди.

Спокойствие, только спокойствие

Для того чтобы помочь такому ребенку нормально развиваться, родители, педагоги и психолог должны работать сообща.

– Ваш малыш самостоятельно прозанимался целых полчаса?! Так похвалите его! – советует Татьяна Манина. – Взрослые очень часто акцентируют внимание на негативных поступках, забывая поощрять заслуги ребенка. Для гиперактивных деток очень важно доверие. Дайте ему понять, что вы в него верите, чаще подбадривайте, говорите: «У тебя все получится!»

Специалисты также сходятся во мнении, что наказывать гипер­активного ребенка бессмысленно. Наиболее эффективный метод воздействия – лишение внимания. Без него такие дети просто не могут. Если ребенок провинился и сделал это намеренно – попросите его подумать над своим поведением. Отправьте в свою комнату и на время лишите внимания.

При адекватном поведении взрослых детская гиперактивность нуждается лишь в незначительной коррекции.

Однако детям со сложными формами СДВГ (неуправляемость, агрессивность, отсутствие страхов) требуется пристальное наблюдение у невролога и прием медикаментов, которые может назначить только лечащий врач.

*СДВГ – это неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство, которое влияет на механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, контроль над побуждениями и т. д. Симптомы гиперактивности снижаются по мере взросления ребенка, как правило, к 12 годам. Но другие признаки расстройства сопутствуют человеку на протяжении всей его жизни и могут проявляться при различных обстоятельствах.

Цитата

Алексей Зотов :

– Сначала дети хотят, чтобы их любили, потом хотят, но уже ничего для этого не делают, а потом просто выражают активный протест.

Факт

У девочек формы СДВГ проявляются мягче, а осложнения бывают реже. Определяется гиперактивность по оценке окружающих людей. Как правило, в среднем классе из 25 человек четыре с той или иной формой гиперактивности.

Взрослым на заметку

Было бы несправедливым называть гиперактивность отклонением от нормы. Да и что такое норма вообще? Залогом успеха в воспитании здоровой личности могут быть только демократия и терпимость.

Постарайтесь приучить ребенка к режиму дня, создайте для него максимально комфортную обстановку. Учите его доводить дело до конца, мотивируйте и поощряйте. Чтобы ограничить запреты и бесконечные замечания, обеспечьте малышу условия для игры: исключите все острые и бьющиеся предметы, большое количество игрушек, снизьте яркие стимулы и окрасьте стены комнаты в пастельные тона. Идеальный вариант для выхода энергии – спорт. А вот информативную перегруженность лучше исключить. Не стоит отдавать такого ребенка в школу с углубленным изучением языка и другими дополнительными нагрузками.

Не надейтесь, что вам удастся утомить свое чадо общественным мероприятием с большим количеством людей. Перед сном лучше займите его спокойной игрой, чтением, лепкой или рисованием.

На занятиях таким детям лучше садиться ближе к учителю. Как только ребенок начал терять внимание – позвольте ему пройтись. Пусть вытрет с доски, раздаст рабочие тетради или сделает другую полезную работу. На переменах лучше проводить физкультминутки.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость