Образование

Насколько высшее?

Тема очередного «Дискуссионного клуба» – качество образования, которое дают в университетах и институтах Алтайского края.

Всегда ли оно соответствует слову «высшее»?

Наша школа отличается щепетильностью

Александр Лазарев, профессор Алтайского государственного университета, главный онколог края:

– Алтайский медицинский университет отличается отличной школой и щепетильностью. Вуз создавали по всем принципам классического университета такие корифеи медицины, как первый ректор АГМУ, доцент Петр Петрович Рахтанов, Анатолий Витальевич Овчинников (хирург, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой госпитальной хирургии Алтайского государственного медицинского института, был главным хирургом Барнаула. – Прим. ред.), Израиль Исаевич Неймарк (хирург, доктор медицинских наук, профессор Алтайского медицинского института; создатель и руководитель хирургического научного общества на Алтае – Прим. ред.). И я считаю, что некорректно сравнивать наше учебное заведение с другими вузами края. Понятно, что в Алтайском медуниверситете одни кафедры сильнее, другие слабее. Но молодые специалисты, наши выпускники, как правило, выглядят на порядок лучше и показывают более высокий профессиональный уровень, чем москвичи и молодые специалисты из других регионов.

В Алтайском крае создана одна из лучших в Сибири клинических баз: большинство кафедр нашего университета работают на базе крупных больниц. А, допустим, в Хабаровске это проблема: студентов-медиков не пускают в государственные больницы, и они стали работать на базе частных клиник. Я считаю это очень большим недостатком.

Если бы у нас готовили не самых лучших специалистов, если бы наши выпускники получали не самое лучшее высшее образование, то в наш вуз не приезжали бы учиться из других регионов Сибири, из Тувы, Бурятии, Кузбасса, из Томска и Омска... Кроме них в Алтайском медуниверситете получают высшее образование студенты из Африки, Палестины, Монголии и Китая. Наших профессоров знает весь мир. Это Яков Наумович Шойхет, это покойный Зиновий Соломонович Баркаган... Только единицы российских ученых получают приглашение из-за границы читать лекции и семинары. Алтайские профессора, в том числе и я, регулярно получают вызовы из Америки и других зарубежных стран.

действительно познать медицину, нужно пройти по всем ее кругам. Врач должен уметь поставить и клизму, и катетер... Во времена нашей молодости можно было ТАК получить по рукам от опытного хирурга, если он увидит, что ты неправильно держишь зажим!

Главный критерий хорошо подготовленного специалиста с высшим медицинским образованием – его готовность к самостоятельному приему больных сразу по окончании вуза. И у Алтайского медицинского университета много таких выпускников.

Русский инженер – это много значит

Евгений Жуков , доцент кафедры «Котло- и реакторостроение» энергофака АлтГТУ, директор «СКБ промышленной теплоэнергетики»:

– Я окончил АлтГТУ, работаю по специальности. Мне хватило знаний для того, чтобы начать работать полноценным конструктором. Отрицательных отзывов от компаний, где трудятся выпуск­ники нашей кафедры, не было. К качеству их подготовки нет претензий и у работодателей в других городах и за рубежом. Сам работал в Софии – слова «русский инженер» для них много значат.

Плюс «политеха» в том, что кафедры договариваются с предприятиями о практике и о дипломировании студентов. В этом году у нас три человека уехали в Волгодонск, три – в Питер, один – в Москву. Такой обмен дает возможность студентам увидеть, что делается в рамках их специальности вне стен родного вуза. Опыт, который они получают на производстве, – это то, чего как раз часто не хватает гуманитарным вузам.

С нашей кафедры в этом году выпускаются 33 человека, и уже есть 47 заявок от работодателей! У выпускника есть выбор, и на ТЭЦ, например, многие уже не идут. Агитация от заводов и проектных предприятий начинается на третьем-четвертом курсе! На лекции приходят из организаций, приглашают ребят пройти практику. Они готовы за нее заплатить, а по окончании вуза решить вопрос с трудоустройством, доучить «под себя». Молодой зеленый инженер-конструктор, который еще слабо во всем разбирается и которому никто не даст самостоятельно проектировать котел, получит оклад 23700 рублей.

На первых курсах качество подготовки студентов зависит от профессорско-преподавательского состава, от его умения заинтересовать ребят. А дальше все зависит уже от самих студентов. Если им интересно, то они начинают «рыть», учиться самостоятельно. Ни про кого не скажешь: он вышел из вуза и все умеет. Технологии сейчас меняются быстрее, чем жизнь. Мне, как работодателю, хотелось бы, чтобы специалист был адаптирован к меняющемуся миру, чтобы умел искать информацию, обновлять собственные базы данных. Из недостатков современных выпускников я бы отметил то, что они мало читают. Инженеру, может быть, не нужно увлечение литературой, но я уверен, что человек должен быть всесторонне развитым. Так что, может быть, выпускники «политеха» уступают другим специалистам в культурном развитии, но они вполне готовы по своим специальностям. Нехватка опыта – это поправимо, особенно если человек хочет заниматься своим делом.

Плохо то, что народ пока убежден: если в названии профессии есть слово «финансы», «кредит» и т.п., это значит, что после вуза ты получишь высокооплачиваемую работу. А все, что связано с техническими специальностями, до сих пор почему-то ассоциируется с чем-то грязным.

Со страницы 75 по страницу 79

Олег Говорщенко, директор филиала ГТРК «Алтай»:

– Я готов набросать вам портрет идеального соискателя, который только что окончил вуз. Если говорить о работнике медийной сферы, то это должен быть неравнодушный, любопытный человек, который ищет не только достаток, но и возможность расширить собственный кругозор, получить жизненный опыт. Ну и, конечно, у него должна быть серьезная базовая подготовка.

Но в основном к нам приходят неготовые специалисты. Им не хватает практических навыков. Если говорить о журналистах, то они могут даже не знать технологии подготовки простого информационного материала!

Счастливые исключения, конечно, бывают, но, как правило, это люди, которые уделяли серьезное внимание производственной практике во время учебы.

Я порой спрашиваю себя: с чем связаны нынешние очевидные проблемы подготовки кадров? Кто виноват? И мне кажется, дело в том, что школы сегодня поставляют выпускников не самого высокого качества. Они очень амбициозны, но при этом уровень их знаний не выдерживает никакой критики. Они хотят как можно быстрее получить высокооплачиваемое место, ничего для этого не сделав. Как преподавателя вуза, меня просто удивляет, что молодой человек, отучившись в школе 11 лет, может знать Зощенко лишь по паре кинокомедий, путать Лермонтова и Некрасова, полагать, что рост на 50 процентов означает «больше в два раза»… Сознание этих молодых людей – клишированное, клипированное, как MTV.

И дело тут не только в школьной подготовке и ее качестве. Когда воспитателем и источником знаний становятся только компьютер и телевизор, чего еще ждать? Студенты не умеют работать в библиотеке, они книгу в руки брали только из-под палки, читали, как было задано, со страницы 75 и по страницу 79… Мои коллеги удивляются: откуда молодые журналисты берут такие чудовищные штампы? Оттуда! Они же толком ничего не читали, с высоким литературным стилем не знакомы. А штамп – это дешевый массовый шаблон, такая словесная обезличка. Все это – с сайтов для ленивых в Интернете, оттуда, где всю «Анну Каренину» пересказывают на четырех страницах. Когда я читаю рефераты студентов младших курсов, я отчетливо вижу, где заканчивается книжный язык и начинаются собственные мысли. Собственные мысли, к сожалению, порой выглядят очень убого.

В связи с этим, конечно, вынужденно снижаются и требования работодателей. Мы уже согласны иметь дело со вчерашними троечниками! Доучим, настроим, смотивируем! Я откровенно разочарован вузовскими выпускниками. И уже не жду скорого рывка в качестве нашего образования. Ему неоткуда взяться.

«Неуд» за практику

Сергей Маслов , председатель совета директоров компании «Грана»:

– Уровень специалистов, которых готовят вузы Алтайского края, достаточно высок. Об этом можно судить, например, по выпускникам факультета пищевых производств Алтайского государственного технического университета. За последние пять лет в нашу компанию мы приняли более 30 специалистов, окончивших этот вуз.

Теоретический уровень алтайского высшего образования хороший, а вот практический – неудовлетворительный. Наши молодые сотрудники безупречно подкованы в теории, они имеют хороший багаж знаний, но в то же время совершенно лишены практических навыков. Этот пробел можно восполнить двумя способами. Во-первых, методы и организацию работы должны преподавать практикующие специалисты, люди, знающие производство от и до. Во-вторых, практика должна быть максимально встроена в учебный процесс. После каждой сессии студенты должны работать на действующих предприятиях Алтайского края. Кроме того, специалистов необходимо учить элементарной организации работы в бригаде, обращению с оборудованием, потому что даже этих знаний у выпускников нет.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость