Образование

Почему отменили целевой набор в вузы края?

В этом году поступить в вузы края по целевому направлению от администрации края и муниципалитетов будет невозможно. В конце февраля совет ректоров вузов края, принял решение «отменить за нецелесообразностью».

Эта новость расстроит одних абитуриентов и порадует других. Одни потеряют шанс поступить в вуз по облегченной схеме. Для других этот шанс, возможно, вырастет за счет освобождения бюджетных мест.

Халява кончилась

– Такую форму набора в вузы придумали при Александре Сурикове, а тогда время было другое, в воздухе еще витали идеи социализма, – прокомментировал «СК» эту новость источник в управлении края по образованию. – Подобная форма работы себя изжила. Халява кончилась.

Действительно, разве справедливо, когда один абитуриент, имея 180 баллов по ЕГЭ, не поступает на бюджетное место, а абитуриент со 120 баллами проходит по отдельному конкурсу? И если, отучившись на деньги района, специалист не возвращался обратно, правильно ли?

– Для абитуриентов, поступающих на целевой набор, проводился отдельный конкурс, в котором участвовали только абитуриенты-целевики, – сказал «СК» Яков Овчинников, проректор по учебной работе АлтГТУ. – Вуз получал слабее подготовленных студентов. Я против целевого набора.

– Как правило, целевым набором пользовались не для того, чтобы подготовить специалистов для района, а как неким льготным способом поступления, заранее зная, что ребенок уедет, получит образование и не вернется, – рассуждает Татьяна Кириллова, проректор по учебной работе БГПУ. – Целевой набор в том виде, в котором он был до сегодняшнего дня, действительно нецелесообразен.

В официальном документе, который управление по образованию разослало в муниципалитеты края, в ряду причин отмены целевого набора также указаны отсутствие необходимой нормативно-правовой базы, низкие показатели трудоустройства выпускников (12–17%), резкое сокращение госбюджетных мест по востребованным специальностям. При этом сохраняется так называемая целевая контрактная подготовка – вузы смогут сами заключать договоры со структурами и учреждениями, которые заинтересованы в подготовке конкретных специалистов.

Отправляли достойных

Пострадают от этого нововведения сельские ребята. Многие из них, возможно, по объективным причинам чуть хуже подготовлены, чем выпускники городских школ, но тоже хотят учиться. Целевой набор от администрации для многих был единственным шансом для поступления в вуз. Тем более, плату за учебу чаще всего вносили вовсе не муниципальные образования, как задумывалось, а родители абитуриентов. С помощью справки от администрации они просто облегчали поступление своим детям.

– Прямо или косвенно учебу оплачивали родители, – подтверждает Сергей Черников, первый заместитель главы администрации Благовещенского района. – Договорные отношения не соблюдались ни той, ни другой стороной. Но положительный момент в этом все-таки был. Комиссии, которые выбирали детей в районах и направляли на учебу, действовали достаточно порядочно. Я четыре года вел эту комиссию, просмотрел документы с 2003 года: мы действительно выбирали самых достойных. В идеале, конечно, должно быть так: если предприятие заинтересовано в специалисте, оно должно его направить и должно за него заплатить. Такой монстр, как «Кучуксульфат», платить, к примеру, может. А небольшие предприятия, нуждающиеся в кадрах, нет. Направление оно напишет, а оплатят все равно родители…

Почему они не возвращаются?

– В этом году из АГАУ выпускаются 23 благовещенца, – говорит Сергей Черников. – Из них шестеро – целевики. Вернется, возможно, всего один… Остальные по разным причинам нет. Ни одно хозяйство не может обеспечить им заработную плату больше 4–5 тысяч рублей.

По юристам и врачам другая ситуация. Юристы нам нужны, и мы бы их хотели взять: но вы сравните условия оплаты труда юриста в городе и в любом районе!

Для медиков условия прекрасные, мы готовы даже дать жилье. Но количество выпускников не обеспечивает потребности края. Молодые врачи не едут в село, потому что находят место в городе.

Главы районов часто используют такую практику: весной приезжают в вузы, общаются со своими целевиками, предлагают условия, уговаривают вернуться. Некоторые студенты соглашаются.

Цитата

Пострадают от этого нововведения сельские ребята. Многие из них, возможно, по объективным причинам чуть хуже подготовлены, чем выпускники городских школ, но тоже хотят учиться.

Мнение

Владимир Федоров, проректор по учебной работе АГМУ:

– Целевой набор – на сегодняшний день единственное спасение для здравоохранения. В ряде районов укомплектованность очень плохая, поэтому мы даем целевые места тем, у кого имеется дефицит врачебных и провизорских кадров. Поэтому, если не будет целевых мест, сельскому здравоохранению станет очень тяжело. Мы работаем напрямую с краевым управлением здравоохранения: заключаем договоры с администрацией районов. Такой набор у нас существует и будет дальше существовать. Решение ученым советом уже принято.

Нина Яковлева, проректор по учебной работе АлтГУ:

Наш университет не­однократно сталкивался с тем, что под видом целевого набора пытались провести нужных людей.

А бывают ситуации, когда районы действительно отправляют тех детей, которые потом возвращаются. Считаю, что надо искать путь, который мог бы помочь тем, кто хочет потом реально работать, и помешать тем, кто просто пытается за этот счет найти для себя лазейку в вуз.

Цифры

В 2008 году из вузов края выпускаются «целевики»:

141 человек – из БГПУ

391 – из АлтГУ

143 – из АлтГТУ

314 – из АГМУ

265 – из АГАУ.

Справка

На начало 2006/07 учебного года по системе целевой контрактной подготовки в вузах России обучались 383,3 тысячи студентов государственных и муниципальных высших учебных заведений.

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость