Образование

Потребуют, но и заплатят

В ближайшем будущем сферу образования Алтайского края ожидает еще один большой эксперимент. На фоне перехода на нормативно-подушевое финансирование школ произойдет переход на новую систему оплаты труда педагогов (НСОТ). Все это делается в рамках большого проекта модернизации образования в Алтайском крае и подготовки к переходу в 2009 году всей страны на отраслевое финансирование бюджетных сфер.

На новую систему оплаты труда с 1 сентября текущего года в рамках эксперимента перейдут 13 территорий края. Это 260 школ. Зарплата учителей не станет меньше, а у тех, кто хорошо работает, она вырастет.

Что ждет педагогов края? Нам помогли в этом разобраться Гульнара Тухватуллина (Г.Т.), начальник отдела экономики образования управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, и ее заместитель Елена Комлева (Е.К.), координатор введения новой системы оплаты труда.

Г.Т: – От единой тарифной сетки все отрасли бюджетной сферы скоро отойдут. Каждая будет разрабатывать свою – новую – систему оплаты труда. Образование в проектном режиме сделает это чуть раньше. А все остальные – с 1 января 2009 года независимо от того, готовы они или нет.

– Каковы принципы новой системы?

Г.Т.: – Когда действует единая тарифная сетка, заработная плата состоит из тарифного и надтарифного фонда. Мы проанализировали эту систему и поняли, что стимулирующих надбавок за качество работы в этой системе практически нет – всего лишь 2,5 процента по итогам 2007 года! И в основном это доплаты за дополнительный объем работы: за классное руководство, за проверку тетрадей и т. д. Не за качество, а за объем работы, который входит в должностные обязанности.

Теперь общий фонд оплаты труда увеличится (Алтайский край вошел в число победителей конкурса проектов модернизации системы образования в Министерстве образования и науки РФ и получит дополнительное финансирование. – Прим. авт.) и условно разделится на две части: базовую и стимулирующую. В базовую (60% общего фонда) войдет тот фонд оплаты труда, который был раньше,– тарифный и надтарифный. Эта часть заработной платы будет гарантирована каждому учителю в соответствии с его квалификацией и стажем. Вторая – стимулирующая часть (от 10 до 40% общего фонда) будет распределяться между учителями в зависимости от достигнутых результатов.

– Как учитель сам сможет повлиять на свою зарплату?

Г.Т.: – Сейчас учителю платят за почасовую работу, по сути, за «урокодательство». Достижения учеников при оценке качества работы педагога никогда не учитывались. А он, может быть, приготовил победителей и призеров олимпиады, проводил общешкольные и внутриклассовые мероприятия. Теперь все это будет идти в зачет.

Е.К.: – В каждой школе есть определенное количество учителей, так называемых лидеров, которые год от года добиваются качественных показателей в работе. Когда внутри учреждения будет идти распределение стимулирующих выплат, получится, что какая-то группа учителей не будет их иметь, а какая-то – середнячки и наиболее успешные учителя – будут.

– Кто и как будет оценивать их работу?

Г.Т.: – Разрабатывается и вводится система оценки качества. Она будет утверждаться локальными нормативными актами образовательного учреждения, согласовываться с профсоюзами и общественными органами управления образованием (родительские комитеты, попечительские советы. – Прим. авт.). Всему этому мы хотим придать демократический характер.

Сначала разработают положения: критерии оценки, баллы. Потом будут оценивать каждого учителя. А затем набранные баллы переведут в деньги. Мы рекомендуем проводить оценки и устанавливать премии два раза в год.

– Какие рычаги воздействия будут у общественных органов?

Е.К.: – Предполагается, что в каждой школе появится такое мероприятие, как публичный до­клад директора. За рубежом этим пользуются давно. Директор расскажет, как сработали учителя за прошедший период, и внесет свои предложения по материальному стимулированию. Затем доклад должны будут обсудить, оценить, а предложения директора принять или скорректировать.

– Насколько объективен новый подход?

Г.Т.: – Нам кажется, что здесь отсутствует субъективность. Сейчас происходит так: вот приказ директора, вот – зарплаты. Теперь на мнение руководителя могут повлиять и родители, и попечители, и сами учителя. Основной риск – могут возникнуть конфликты внутри коллектива. Те учителя, которые не получат стимулирующих доплат, могут высказывать недовольство. Но с другой стороны, такой подход будет стимулировать учителя к достижению собственных результатов и результатов учеников.

Не уравниловка, а разрыв

С 1 февраля повысились зарплаты бюджетников. Соответствующе постановление подписано губернатором Карлиным в начале этой недели. Зарплату за февраль все бюджетники должны получить уже с надбавкой. Сейчас, как и раньше, на 14 процентов увеличивается не сама зарплата, а ставки так называемой тарифной сетки. В новой системе оплаты труда такая безликая сетка отсутствует. Как она будет реагировать на подобные повышения зарплат в бюджетной сфере?

– В каждой отрасли вместо тарифной сетки будут установлены профессионально-квалификационные группы, – объяснила Гульнара Тухватуллина. – Работников отнесут к ним в зависимости от стажа, квалификации и
т. д. Базовые оклады будут установлены на федеральном уровне, и Алтайский край, скорее всего, их подтвердит как дотационный регион.

Тарифная сетка, как вы знаете, символическая. Ставки учителя высшей категории и учителя первой категории отличаются незначительно. Новая система эту разницу увеличит. В ее условиях вырастут базовые оклады, установленные на федеральном уровне. А если у учителя будут высокие результаты и стимулирующие выплаты, значит, зарплата будет расти другими темпам.

Бюджетная индексация задана до 2009 года. За точку отсчета взят 2006 год, и к началу 2009 года рост учитывая февраль­ские 14 процентов в целом по стране составит около 40 процентов. Но мы берем на себя обязательства повысить зарплату учителя Алтайского края в среднем на 60 процентов благодаря переходу на новую систему оплаты труда. Нужно менять психологию людей. Если человек достиг чего-то, он заслуженно получил больше, не достиг – получил как все.

чего боятся разработчики новой системы оплаты труда?

1. Новый поход к стимулированию учителей может стать причиной конфликтов внутри коллективов.

2. Общественность недостаточно готова к пониманию и принятию своей новой роли – активно участвовать в формировании новой системы оплаты труда и оценки его качества. «У нас в родительский комитет-то никого не заманишь, – говорит Гульнара Тухватуллина. – Мам и пап буквально умоляют, чтобы кто-то туда включился!»

3. Неготовность руководящих и педагогических кадров работать в новых условиях. Чтобы люди были готовы, разработана программа повышения квалификации, которую пройдут директора школ, бухгалтеры, экономисты, педагоги.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость