Образование

Школьный эксперимент. Восьмиклассники учатся выбирать

Александр Муратов, молодой кандидат педагогических наук, возглавил барнаульскую школу № 103 чуть больше двух месяцев назад и уже решился на реформы. Всех восьмиклассников, которые 1 сентября переступили порог этой школы, ждал сюрприз: в этом учебном году они могут узнать больше, чем положено по программе. Если только захотят.

Попробовать нужно все

Директор и творческая группа школьных учителей подготовили программу с названием "Школа выбора". Ее идеей Александр Муратов заразился от Евгения Ямбурга, московского преподавателя, который разработал и использует на практике так называемую адаптивную модель школы в одном из столичных учебных заведений. Если коротко, суть ее в том, что не ученик подстраивается под школу, а школа под ученика.

Нет, революции в 103-й школе не будет. Отказаться от нужного количества физики, математики, литературы ученикам никто не разрешит. Вместе со стандартной программой им предложат три направления для более детального изучения: культурологическое, естественнонаучное и точное. В первый блок войдут такие предметы, как литература и история, во второй - биология и химия, в третий - математика и физика. Дополнительно к каждому блоку - иностранный язык и информатика.

У восьмиклассников будут два расписания: обычное и "Школы выбора". "Мы решили начать эксперимент с этого возраста, - говорит Александр Муратов, - потому что это самое лучшее время для предпрофильного обучения. В лицеях, гимназиях, где есть профильные классы, набор в них начинается в 9-м или 10-м классе. В это время старшеклассники нередко ошибаются: идут в той или иной класс, потому что так захотели родители или потому что там хочет учиться лучший друг. Мы же хотим, чтобы наши школьники определились раньше и самостоятельно. А для этого нужно попробовать все".

Другим недостатком привычных профильных классов Муратов считает то, что количество часов по профильным предметам увеличивается за счет сокращения непрофильных. Таким образом, ученик, который обучается, к примеру, в классе с математическим уклоном, может недополучить знаний по русскому языку и литературе. И у него при переходе в другую школу или при желании сменить профиль могут возникнуть проблемы.

"Мы хотим, чтобы ученики задумались о своем будущем не в старших, а в средних классах. Чтобы каждый ребенок не шел во всей массе школьников, как в колее - из класса в класс, а имел возможность углубить свои знания в той области, которая ему интересна", - говорит молодой директор. Он хочет, чтобы восьмиклассники в 103-й школе после обычных уроков шли на дополнительные занятия здесь же, в родной школе, могли по своему усмотрению выбирать интересные предметы и даже посещать все сразу. Или - не посещать.

Копать глубже, определяться раньше

Сейчас в школе готовят документы, чтобы в районном комитете по образованию дали добро на создание экспериментальной площадки. Но директор и преподаватели уже решили запустить эксперимент в любом случае. Восьмиклассников и их родителей предупредили об этом 1 сентября. В первые дни учебы "подопытных" промониторили на предмет качества знаний. В конце года сделают то же самое и сравнят результаты тех ребят, которые учились в "Школе выбора", и тех, кто решил ограничиться стандартным набором знаний.

Еще через год в эксперимент хотят привлечь и седьмые классы, чтобы те тоже задумались о своей будущей профессии и могли выбирать, в какой сфере знаний поглубже копнуть.

"Мы не собираемся останавливаться, - говорит Александр Муратов. - Хотим идти дальше и прислушиваться к мнению наших ребят. Если завтра потребуется курс мерчендайзинга, мы найдем преподавателя и введем этот предмет".

Мнения

Александр Муратов, директор школы № 103:

- Когда ребенок приходит в школу, он обязан под нее подстраиваться. Есть набор предметов для обязательного изучения, и каждый ребенок должен делать то-то и то-то. Мы же хотим сделать такую модель школы, чтобы у ребенка было право выбора, и не в ущерб общему образованию.

Татьяна Самойлова, учитель химии, участница эксперимента:

- Я, как и несколько других преподавателей в нашей школе, готовлю свой курс, который предполагает углубление в предмет. На дополнительных уроках мы будем рассматривать те вопросы, которые в школьной программе не изучаются. Мне кажется, что это очень важно для дальнейшего самоопределения ребенка, - он сможет проверить свои возможности в любой отрасли знаний. А мы в свою очередь будем предлагать ему не просто грызть сухой гранит науки, а заинтересовывать, учить презентовать свои знания, использовать их.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость