Образование

"Унижать учителя нельзя". Александр Ильин о том, как добивается успехов барнаульская гимназия № 42

В барнаульской гимназии № 42 не бывает традиционных педсоветов, а учителей регулярно "тренируют" психологи. Директор Александр Ильин убежден, что руководить современной школой нужно по-новому. Он считает себя менеджером и признается, что главное для него - дать возможность роста и развития и детям, и учителям. Сегодня Александр Ильин, директор одной из самых успешных гимназий в крае, - гость "СК".

"Лучше брать молодежь"

- Как директор школы я должен быть не начальником для учителя, а создать ему условия для работы. Унижать учителей не надо, нужно разговаривать с ними уважительно и знать, как они живут, чем дышат… Я - их слуга.

В нашей гимназии одинаковое количество учителей предпенсионного, среднего возраста и молодежи. И они друг друга дополняют. Кадровая политика находится у меня под особым контролем. Из молодых специалистов я приглашаю тех, кто окончил магистратуру. Считаю, лучше взять девушку или парня молодого, чем учителя с солидным стажем и наградами. Такие люди сложно адаптируются в коллективе и не всегда могут работать по новым технологиям.

Моя задача - заметить талантливого педагога и как-то его поощрить. И награждать его надо не тогда, когда он уже пошел на пенсию и уже нет пороха в пороховницах, а когда он еще может и хочет работать.

Тренинги для педагогов

- Один психолог в школе - это плохо. Что он может сделать? Каждый учитель должен быть психологом. Я всегда говорю им: как бы не было тяжело, как бы ребенок неадекватно ни вел себя, не кричи на него, а оставь его после уроков, поговори с мамой, выясни, какая психологическая обстановка в семье…

Психологи из педагогического университета в период каникул проводят для наших учителей занятия. Это и тестирования, и примеры, как можно поступить в разных ситуациях. Учитель до тех пор учитель, пока он сам учится. Поэтому у наших педагогов каникулярный период всегда загружен.

У нас нет педсоветов, на которых директор что-то бубнит, а остальные сидят и ждут, когда же это закончится. Мы проводим педсоветы тематической направленности - это на самом деле интересно всем.

"Роботландия" для второклассников

- Информатика в нашей школе преподается с 1972 года. В то время нас часто за нее ругали, в печати осуждали, что мы перегружаем детей ненужным предметом. Первые компьютеры были размером со шкаф, мы их привезли из Новосибирска, потом появились машины поменьше, примерно с тумбочку.

В 1991 году мы, получив статус гимназии, решили создать школу высокой информационной культуры. Для этого нужны были компьютеры и выход в Интернет. Мы осуществили свою мечту только в 1998 году, когда создали первый в Сибири и на Дальнем Востоке школьный интернет-центр. Это сильно повысило успеваемость наших детей, потому что они стали выходить в Интернет, а учителя смогли сверить через глобальную сеть свою работу с московскими, петербургскими коллегами. Но самое главное - мы решили проблему нехватки литературы: поставили компьютер в библиотеке, сделали сеть, и дети стали получать в классах доступ к книгам.

Сегодня у нас информатика преподается со второго класса, мы разработали игровую развивающую программу "Роботландия". Выход в Интернет разрешен с 5-го класса. Я считаю: чем раньше ребенок к нему приобщается, тем лучше у него будет развиваться интеллект, больше возможностей откроется.

Перегрузок нет
- Я никогда не соглашусь с теми, кто говорит, что дети в школе перегружены. В нашей гимназии каждые выходные работает воскресная физико-математическая школа для тех, кто хочет получить углубленные знания. Школа как улей в воскресенье! Я сам иногда смотрю на них и удивляюсь: ну что ты пришел, погода такая хорошая, а тебе задачи решать вздумалось!.. Если ребенку интересно, он не будет испытывать перегрузки. Тем более что современные дети более раскрепощенные, свободные и даже более пытливые. Они идут в специализированные классы и сами делают выбор: учить то, что нравится…

Школа детей не гробит

Прежде чем взять детей в первые классы, мы целый год проводим для них курсы адаптации. С ребенком работают психоневролог, невропатолог, логопед. Чтобы первоклассник попал в гимназический класс, должны быть соблюдены два условия - хорошая подготовка к школе и хорошее здоровье.

Я работаю директором школы 33 года и вижу, что здоровых детей становится все меньше. По статистике, 52% ребятишек, приходящих в первый класс, имеют проблемы со здоровьем. Но поверьте мне, практику и профессионалу, - таких детей не менее 70-75%. Поэтому я никогда не соглашусь с тем, что школа гробит здоровье детей.

Зачем готовить к ЕГЭ?

- Наша школа входит в двадцатку лучших в России по результатам ЕГЭ. При всем этом лично у меня отношение к единому государственному экзамену двоякое. С одной стороны, ЕГЭ хорош тем, что ребенок сдает его и не портит нервы повторно, пытаясь пробиться в вуз. В то же время мне ужасно не нравится, что в тестах ЕГЭ накручивают такое, чего нет ни в одной школьной программе. Иногда даже учителя не могут понять, какой ответ выбрать, - настолько все двусмысленно! ЕГЭ должен идти не вразрез с учебным планом, а в унисон с ним. Сегодня же, чтобы получить 100 баллов, даже при хороших учителях и правильном отношении к учебе нужно нанимать репетитора. Везде объявления: "Готовим к ЕГЭ!" А чего к нему готовить-то?.. Зачем дополнительно тратить деньги?.. Я не могу понять, во имя чего это сделано. Потом говорят: ЕГЭ дает единые стартовые возможности для выпускника городской и сельской школы. Но поверьте мне: этого нет и не будет! Может быть, просто принимать сельских детей в вузы при меньшем количестве баллов, давать им приоритет, как это было в советское время?..

Финансирование по сметам

- Школа формирует будущее государства. Если мы не будем вкладывать в нее деньги, государство никогда не будет высокоразвитым и цивилизованным. К сожалению, многие школы сегодня национальный проект не ощущают. В Барнауле 140 школ, а миллион получили только восемь. Всем остальным как не давали денег, так и не дают. Да, нам миллион очень помог, мы купили компьютерное оборудование в классы. Но ведь в других школах тоже дети, тоже учителя! Поэтому если бы меня сейчас поставили министром образования, я бы добивался того, чтобы школы финансировали по сметам. Тогда никакие национальные проекты не были бы нужны.

Попечительский совет

- Без него вообще никак сегодня!.. Школам государство дает деньги только на зарплату учителям и коммунальные услуги. Это все. Поэтому у нас сегодня есть попечительский совет, в него входят 16 человек, и это не так много. Среди них - наши выпускники, родители учеников. Многие не хотят заниматься попечительством, потому что нет отлаженного механизма для их поощрения. Какой резон человеку отдавать 50 тысяч да еще налоги с них потом платить?.. Механизм этот должен быть отработан на уровне государства. Сегодня попечители - люди, которые понимают, что школе без их помощи не выжить. Потому что государству она не нужна.

Справка "СК"

Александр Федорович Ильин родился в 1940 году в селе Лебяжье Павловского района. Окончил географический факультет Горно-Алтайского педагогического института. С 1965 года работает в барнаульской школе № 42, уже 33 года является ее директором. Александр Ильин - заслуженный учитель России, почетный гражданин Барнаула.

Достижения гимназии

Барнаульская школа-гимназия № 42 входит в число 100 лучших школ России и в двадцатку лучших школ страны по результатам ЕГЭ. В ней учатся 1600 детей. Практически все выпускники школы поступают в высшие учебные заведения, лидирует школа и по количеству медалистов.

Профильные классы в школе № 42 были созданы еще в 1964 году - впервые в Алтайском крае. В 1991 году ей был присвоен статус гимназии. Сегодня школьники начинают учиться специализированно с 5-го класса.
70% учителей в гимназии имеют высшую квалификационную категорию. В гимназии работают девять кандидатов наук и семь заслуженных учителей РФ.

Алина СОЛОМИНА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость