Присоединяют или консервируют
Реструктуризация на Алтае пошла двумя путями: школы либо закрывают как таковые, а несколько классов консервируют с возможностью восстановления в будущем, либо присоединяют к другим, более крупным. Первый вариант как раз и произошел в Старокрайчикове: школу закрыли, но пару классов оставили, сохранив простенькую мебель и учебные материалы. В этом году такая участь постигла шесть деревенских школ– во всех оставалось несколько учеников.
Чаще же всего судьбу небольших школ решают за счет их присоединения к более крупным учебным заведениям. Например, в Новоалтайске три начальные школы и одну основную сделали «филиалами» четырех других. За счет этого удалось иначе организовать образовательный процесс: скажем, новоалтайская гимназия № 166 в результате получила отдельное здание для всех младших классов, а в ее основном корпусе школьники будут учиться в одну смену. Ожидается, что педагоги присоединенной начальной школы, получив статус преподавателей гимназии, будут иметь заработную плату примерно на 15% больше.
Есть школы, которые закрыты совсем. Как объясняет Юрий Денисов , начальник краевого управления по образованию и делам молодежи, это начальные школы, расположенные в частных домах и практически лишившиеся учеников.
Без указаний сверху
В старокрайчиковской школе один ученик обходился бюджету в 112 тысяч рублей в год, в акуловской затраты в три раза меньше. В этом, в общем-то, и вся соль: малокомплектные школы обходятся бюджету гораздо дороже «стандартных».
– В крае есть малокомплектные школы, которые независимо от количества учащихся реструктуризации не подлежат, – уверяет вице-губернатор Николай Черепанов . – Причины разные: демография, отдаленность, сложность транспортной доставки. Вопросы решаются там, где для этого есть соответствующая позиция населения и решение местного органа власти.
По словам Юрия Денисова, нужно сохранять малокомплектные школы начальной и средней ступени, а вот для старшеклассников формировать и строить современные образовательные комплексы, в которых бы учились дети из разных сел.
Амбициозным, по выражению Николая Черепанова, проектом по реструктуризации школ чиновники хотят добиться сразу нескольких целей: повысить качество образования, профессиональный уровень и зарплаты педагогов… Тем не менее в некоторых районах процессы объединения и тем более закрытия идут болезненно – взять хотя бы Алейск, где родители и педагоги одной из старых школ выступали категорически против ее ликвидации. В Волчихинском, Родинском, Баевском районах были другие ситуации: родители оказались готовы перевести детей в более крупные школы (и делали это!), а сход села выступал против закрытия сельской школы.
Цитата
Николай Черепанов , вице-губернатор:
– В 2008 году 49% учащихся будут находиться в образовательных учреждениях, которые отвечают требованиям государственного образовательного стандарта, в следующем году – 53%. Мы хотим увидеть эффективную деятельность педагогов, само качественное образование и его продукт – детей, которые будут конкурентоспособными и самодостаточными. Надо вытаскивать край из архаичности, раз уж мы настроились на инновации.
Цифра
945 малокомплектных школ в Алтайском крае, причем большая часть из них находится в сельской местности. Всего в регионе 1141 школа.
Факт
К 1 сентября в крае откроются четыре новые школы – в селах Мартыново Ельцовского района, Паново Ребрихинского района, Туманово Солонешенского района, Вылково Тюменцевского района. После капитального ремонта начнут работать школы в Георгиевке Локтевского района и Смоленском.
Самое важное - в нашем Telegram-канале