Образование

Вместо игрушек – книжки!

Может ли вундеркинд нормально общаться со сверстниками? Надо ли учить читать ребенка, который еще не научился говорить? В очередном выпуске нашего «Дискуссионного клуба» обсуждается модная тема раннего развития детей

Эмма Синельникова , мать выпускника краевой программы для одаренных детей «Будущее Алтая»:

Обязательно развивать

– Я считаю, если ребенок по-настоящему одарен, то ему нужно развиваться согласно своей природе. Если опережает программу, значит, можно и раньше пойти в школу. Например, мой сын начал читать в четыре года. Если бы он пошел в школу как положено, с семи лет, то в первом классе ему было бы абсолютно нечего делать. Мы, конечно, могли походить в детский сад еще год, но воспитатели мне сказали, что если я не отдам его в школу в шесть лет, то в следующем году на уроках мой сын будет спать от скуки. Ему будет неинтересно, а это, естественно, отразится на его дальнейшем отношении к учебе.

Поэтому, если родители замечают, что у их ребенка есть какие-то способности, то их обязательно нужно развивать. И чем раньше, тем лучше. Поощрять, подталкивать, нацеливать, стимулировать… Я это по мере своих сил старалась делать. У нас дома очень большая библиотека. Много книг выписываем, потому что у нас в сельской библиотеке не так много книг, которые интересовали бы Володю. Знания, которые ему были нужны, он бы без дополнительной поддержки не получил.

Здесь встает другая проблема. Когда ребенок одарен, всегда есть вероятность «звездной болезни». Но, мне кажется, многое зависит от родителей. Я никогда ему не говорила, что он лучше всех. Напротив, часто повторяла, что вокруг очень много грамотных, умных детей, которые, возможно, в некоторых вопросах осведомлены гораздо лучше. Внушала ему, что он должен прислушиваться к мнению старших, уважать родителей, учителей. Почти весь ноябрь прошлого года он жил в Барнауле, плотно занимаясь подготовкой к олимпиадам. Так вот тогда я ему часто повторяла: «Понимаешь, ты здесь готовишься, а когда вернешься, должен сдать ЕГЭ вместе со своими одноклассниками».

Конечно, были и есть люди, которые ему завидуют, считают его выскочкой. Так всегда. Даже у нас в Панкрушихе… Зато на выпускном вечере в школе он получил два диплома, губернаторскую стипендию, президентский грант, золотую медаль. И при этом я бы не сказала, что он зазнался, заболел «звездной болезнью». Нет! Он простой деревенский парень, послушный сын… Что будет с ним в будущем, пока говорить рано...

Но я все-таки считаю, что если ребенок не желает, то с ним очень трудно начать заниматься. Все должно быть в меру. Навязывать свои личные желания по меньшей мере эгоистично! Сначала сам ребенок должен проявить интерес к знаниям. А родительский долг – во всем его поддержать. Вот тогда, мне кажется, и результат будет стоящий, и усилия даром не пройдут!

Ирина Усольцева , заместитель директора школы раннего развития лицея «Грани»:

Главное – все делать грамотно

– Существует множество методик раннего развития, некоторые из которых используются в нашей школе. Например, это методика Монтессори и методика Зайцева, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в возрасте от 12 месяцев. В каждой из них есть ряд положительных и отрицательных моментов. Этому посвящено достаточное количество специальной литературы. С ней может ознакомиться каждый желающий.

Я считаю, что большинство методик, несмотря на привязанное к ним словосочетание «раннее развитие», весьма своевременны. Они помогают взрослым передавать малышу необходимые знания о мире, а это как раз способствует успешному развитию. На мой взгляд, самое главное – это грамотное воплощение.

Ведь при выборе методики раннего развития необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его психиче­ское и физическое состояние. Хотя по собственному опыту скажу, что многие дети готовы к дополнительному развитию уже с года. Однако прежде чем принять решение отдать своего малыша на обучение, родители должны сами побывать на нескольких занятиях и проконсультироваться с педагогом. Потом уже можно делать выводы.

Хотя, признаться, на моей практике случаев, когда подобная методика пошла бы во вред, не было. Даже если незаурядных способностей у ребенка не развивается, занятия дают неплохой результат. Дети легче адаптируются к школе, а уровень их интеллекта в некоторых случаях гораздо выше, чем у сверстников. Но бывают случаи, когда одаренные дети, став взрослыми, свой потенциал не используют. От этого, с одной стороны, никто не застрахован, а с другой – многое все-таки зависит от личного выбора каждого. Большую роль в этом играют и воспитание, и окружение человека. Хочется, конечно, чтобы все состоялись, но не у всех это получается.

Противники методик раннего развития встречаются даже среди педагогов. Однако я еще раз подчеркну, что большинство из них своевременны. Занятия проходят в игровой, легко усваиваемой детьми форме. Опытный педагог не ставит себе цель обучить малышей чтению, например, к четырем годам. Все зависит от индивидуальных способностей ребенка. Например, один из наших воспитанников, обучаемый по методике Зайцева, прочитал первые слова в два с половиной года.

Главное, чтобы педагоги и родители работали сообща для более гармоничного развития.

Татьяна Манина , клинический психолог консультативно-диагностического центра для детей «Малыш»:

Отдельные школы для гениев

– Очень часто в школы раннего развития родителей приводят собственные амбиции. Я считаю, что ребенку все-таки нужно побыть ребенком. Но даже если вы и решили заниматься с малышом по методике раннего развития, то в первую очередь обратите внимание на его индивидуальные особенности. Это его здоровье, эмоциональное состояние, состояние психики… Поверьте, уже в год видно, экстраверт ребеночек или интроверт, инертен он или, наоборот, подвижен, легко ли идет на контакт или нет. В наше время, например, очень часто встречаются гиперактивные детки. И все специалисты мира сходятся во мнении, что им противопоказаны излишние умственные нагрузки. А некоторые родители их еще и в различные кружки отдают, в лицейские классы с углубленным изучением языка. Этого нельзя делать ни в коем случае!

Я считаю, что в первую очередь в ребенке необходимо развивать коммуникативные навыки, а уже потом информативные. Проще говоря, гораздо важнее сначала научить ребенка общаться. Поэтому, на мой взгляд, методики раннего развития нужно применять очень аккуратно. Ведь многие дети, с излишком напичканные знаниями, совершенно не умеют общаться, применять свои навыки. А дисбаланс между интеллектуальным и эмоциональным состояниями приводит к серьезным психологическим проблемам.

Я встречалась с настоящими вундеркиндами. Эти детки настолько отличаются по уровню интеллекта от своих сверстников, что просто диву даешься! Однако они, как правило, совершенно незрелы эмоционально. Много знают, а воспользоваться своим багажом еще не в состоянии. Таким малышам очень сложно адаптироваться в обществе обычных детей, поэтому-то вырастая, некоторые из них себя попросту теряют…

Мне кажется, таким детям необходимо уделять особое внимание. Возможно, государству имеет смысл задуматься даже над созданием специализированных школ для одаренных детей. На моей практике были детки, которые еще в дошкольном возрасте интеллектуально были готовы чуть ли не к программе пятого класса. Это удивительные дети! Один мальчик, например, еще в пять лет научился складывать двузначные числа… Но когда ему приходилось заниматься в группе, он закатывал такие истерики! То есть насколько хорошо он был готов к школе интеллектуально, настолько морально он был не готов. Это же настоящий внутриличностный конфликт. С другой стороны, если одаренных малышей «передержать», то не исключена вероятность того, что они потеряют интерес к учебе вовсе. Так что я считаю, для гениальных детей должны быть отдельные школы.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость