Образование

Вожатые делятся секретами воспитания

Папин портрет на дорогих обоях, криво подстриженная шотландская овчарка, платье для Барби из любимой маминой юбки – вот где находит применение фантазия детей, если ими никто не занимается. Студенты, отработавшие не один летний сезон в детских лагерях, делятся опытом.

Надежда Красилова, студентка БГПУ, 21 год

Опыт работы: лагерь «Крылатых», пед-отряд «Аврора».

«У малышей фантазия безгранична. Важно в каждом угадать то, в какой области он мастер. Была у меня в отряде одна девочка – замкнутая, её неохотно принимали другие ребята, но оказалось, что она настоящий художник. Кто-то рисует, и получается так себе, а она подотрёт, подмажет – и выходит здорово. Вскоре у неё образовалась команда, ребята рисовали под её шефством.

Ещё малыши обожают делать оригами, аппликации, разгадывать загадки, делать причёски друг другу. На них сильно действует авторитет, и необязательно это вожатый. За хорошим лидером пойдут играть даже те, кто раньше оставался в стороне».

Евгений Прудников, студент АлтГУ, 21 год

Опыт работы: лагерь «Рассвет» пос. Зудилово, лагерь «Черёмушки», Третьяковский район, лагерь «Крылатых», лагерь «Кристалл». Сейчас – комиссар педотряда «Аврора».

«Есть ребята, которые интересуются каким-то одним видом деятельности, например, мальчишки – заядлые футболисты. Чтобы включить их в общее дело, надо подобрать роль.

Для мини-концерта включить их в девчоночий танец, где они могли бы демонстрировать своё умение управлять мячами. Для самых младших непосед лучше всего подходят различные соревнования, эстафеты. Например, кто больше пропрыгает на скакалке, попадёт мячиком в кольцо. Если приходят друзья, можно устраивать групповые соревнования.

Наказание нужно перевести в игровую форму, это намного эффективнее. Например, однажды я зашёл в комнату, а дети обкидывали друг друга шишками. Вместо того чтобы ругаться, я решил устроить «похороны шишек». Ребята собрали все шишки и сложили в кастрюльку. Взяли горн, барабаны и отправились в лесок копать «братскую могилу». На месте каждому досталась своя роль: кто-то плакал, причитал, кто-то копал. Таким образом, с одной стороны, мы мероприятие провели, а с другой – это было и своеобразным наказанием. Или другой случай. Как-то раз ребята дрались пластиковыми бутылками, и я предложил им написать сочинение на тему «Когда я стану директором минерального завода…». Получилось достаточно забавно, и интересно было потом читать эти труды».

Татьяна Соколова, студентка ЛИИНа БГПУ, 21 год

Опыт работы: лингвистическая смена в лагере Волчихинского района, педотряд при Российско-немецком доме.

«Ребенка любого возраста заинтересует ролевая игра. Например, такая. Лагерь – это остров, на нём расположен вулкан, который может взорваться в любую минуту. А четыре группы ребят – это четыре города, которые в течение дня должны развиваться в построении взаимоотношений, накапливать знания и материальные ценности. В конце дня из досок и бумаги на открытом пространстве сооружается «вулкан», а внутрь помещается дымовая шашка. Можно спасти детей от извержения следующим образом – устроить им телепортацию на другую землю: в конце дня их забирают домой родители.

Вечером можно рассказывать ребятам сказки – своеобразные притчи, мини-легенды. Хорошо, если они будут посвящены каким-то проблемам, которые возникали в течение дня.

Например, «Сказка про Бога и Душу». Идут по пустыне Душа человека и Бог. Душа задаёт Богу вопросы, и они наблюдают за жизненным путём Души. В пустыне он представлен дорожками двух пар следов. В некоторых местах одна из дорожек обрывается. Душа спрашивает у Бога: «Это я, человек, шёл по жизни, и ты со мной рядом. Ты меня поддерживал, но почему в самые сложные моменты ты покидал меня?» Бог на него посмотрел и говорит: «Какой же ты глупый! Я не покидал тебя, я просто нёс тебя на руках!»

Игры бывалых

«Что положим в чемодан?»

Все садятся в круг. Ведущий объясняет, что, отправляясь в лагерь, необходимо взять очень много нужных вещей. А чтобы ничего не забыть, собирать чемодан мы будем вместе, заодно проверим, какие ребята внимательные. 1-й участник называет предмет, 2-й участник называет сначала предмет 1-го, а затем свой, 3-й повторяет предметы 1-го, 2-го, добавляет свой и т. д. Повторяться нельзя.

«Волшебный лес»

Ребята вытягивают бумажки с именами друг друга и становятся «ангелами», «чертями», «гномами» того человека, который им выпал. Миссия ангела – делать приятное своему подопечному: помогать в чём-нибудь, дарить подарки, но анонимно. Гномы должны делать всевозможные пакости, но не очень обидные. Черти метят некоторых участников, и они потом лишаются на весь день своей функции. Люцифер (главный среди тёмных сил) может исключить кого-то из игры и вместе с гномами подстраивает пакости. А Архангел (главный среди светлых сил) помогает ангелам и также делает всем приятности.

«Кенгуру»

Один человек выходит из помещения. Ведущий говорит ему, какое животное он должен изобразить. Оно может быть самым нелепым и неправдоподобным (например, «беременный ёжик», «слон, страдающий анарексией», «влюблённый динозавр»). Задача игрока – изобразить так, чтобы зрители отгадали, кто это. Остальных ведущий подговаривает, чтобы они ни в коем случае не называли данное животное. Игра продолжается, пока игрок не догадается о заговоре.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость