Образование

"Всю жизнь собой недовольна". "Учитель года - 2007" не понимает, зачем ей указка, и не соревнуется с коллегами

140 учителей со всего края, пять бессонных ночей в гостинице "Колос" и несколько секунд на объявление победителя. Главная героиня - учительница русского языка и литературы барнаульской школы № 122. Золотую ленту с надписью "Учитель года - 2007" Лариса Терновая повесила у себя дома в самом почетном месте - рядом с другими наградами, между поделками и записочками от своих учеников.

- Лариса Станиславовна, зачем вам это было нужно?

- Мне хотелось проверить: а могу ли я? Где-то в глубине души мне было стыдно вернуться в школу ни с чем. Было желание, чтобы люди, которые в меня верили, могли мной гордиться. Сама я этой гордости еще не почувствовала. Волнение перед каждым конкурсом было настолько сильным, что порой все выступление проходило на одном вдохе, а потом я выдыхала, спускалась в зал и не могла ничего вспомнить!

Сегодня я не готова сказать, что чего-то достигла в профессии. Я учусь ежедневно, стараюсь побольше узнать от тех людей, с которыми меня сталкивает судьба. Мне не нравится слово "соревнование". В профессиональном конкурсе не может быть соперников. Люди в семнадцатый раз приезжают на "Учителя года" для того, чтобы поделиться тем, что умеют. И за пятью конкурсными днями стоит огромное количество человеческого общения.

- А как же конкуренция?

- Мы все жили в одном месте - в гостинице по четыре человека в комнате. Мы не спали ночами, потому что, когда готовился кто-то один, к нему подключались все остальные. У нас получилась "звездная" комната - из четверых в финал вышли трое. Та, четвертая девочка, все оставшиеся конкурсные дни жила по нашему графику, переживала за нас. И вообще, все учителя, которые не прошли в финал, потом помогали тем, кто прошел. И даже бывшие участники, которых очень забавно называют "б/у", говорили что наш "выпуск" был очень дружным. Мы вместе искали материалы к урокам, поддерживали друг друга. Шутили: "У человека должна быть не только харя, но и харизма".

- Вы довольны собой?

- Я всю жизнь собой недовольна. Никогда не скажу о том, что урок прошел удачно. Ведь даже когда все тщательно спланируешь, все равно что-то идет не так. И если тебя потом похвалили, ты вспоминаешь тот самый момент - другие его не заметили только потому, что не знали твоих планов. А ты-то знал! Но только это недовольство собой позволяет мне расти.

"Ставлю дочери четверку и чувствую, что ей больно"

- Учитель школы - это не должность, это жизнь, - уверена Лариса Терновая. - Когда мы рассказывали о себе на конкурсе, почти все говорили: "Я с детства мечтал стать учителем". Вроде фраза такая банальная… Но на самом деле, сколько я себя помню, я всегда хотела стать учителем! Не знаю почему! В детстве я рассаживала кукол и "учила" их, потом пыталась учить одноклассников. А моя школьная учительница по русскому языку и литературе Вера Федоровна Терновая стала моей свекровью. Тогда я, конечно, еще не знала, что так будет! Мы очень много времени проводили вместе, готовились к различным олимпиадам. Может, поэтому внимание ее сына было приковано ко мне. А может, судьба.

Мы с моим будущим мужем очень рано начали дружить - я тогда училась в седьмом классе, а он в девятом. Мы вместе уже 20 лет, а нашей дочери - 16. Сложилось так, что именно свекровь стала моей первой наставницей после института. Работать я приехала в родную школу - в Чарышский район. А сейчас в Барнауле уже моя родная дочь учится у меня, в десятом гуманитарном классе. Она умница. Но когда другие ребята отвечают так же, как она, я смело ставлю пять, а к своему ребенку отношусь критично, мол, могла бы быть еще лучше! Ставлю четверку и чувствую, что ей больно. Но думаю: "Если поставлю пять, одноклассники скажут: "Конечно, это же ее дочь…" Это так сложно!

"Хандрить и хныкать - это не выход"

- Вопрос оплаты нашего труда - очень болезненная тема, - делится Лариса Терновая. - Ее обсуждают в коллективах очень много и часто. Я оптимист. Считаю, что хандрить и хныкать бесполезно! Нужно искать в каждом дне что-то хорошее, копить и идти с этим по жизни. Ведь если ты выбираешь какую-то профессию, то предполагаешь, чем это для тебя закончится. Чего кривить душой? В нашей стране учителя в материальном плане никогда хорошо не жили! И я тоже знала, чем это для меня чревато.

Когда я была студенткой, одна из преподавательниц мне сказала: "Девочка, тебе обязательно нужно идти в школу, ты - учительница!" С возрастом чувствуешь свое сложное положение только острее, иногда это угнетает. Но мы не опускаем рук, что-то делаем. В конце концов, у нас есть мужья.

Когда ко мне приходят студенты, я всегда спрашиваю: "Ребята, кто из вас пойдет в школу?" Очень обидно, что из 10-12 человек руки поднимают один-два. Недавно я услышала такую фразу: "Будут платить, пойду". А зарплат, которые они хотели бы получать, не имеют даже учителя высшей категории. Значит, эти люди не придут к нам никогда. Пока страна не научится ценить своих педагогов, образование не сделает шаг вперед. Все начинается с учителя. И врача, и политика, и парикмахера воспитал учитель. И очень жаль, что наши государственные деятели, пройдя школу, очень быстро забывают об этом.

Школьные наблюдения Ларисы Терновой

***

- Дети сразу понимают, что хорошо, а что плохо. И если они тебе не верят, они тебе не помогут. Современные школьники очень требовательные, у них горящие глаза, хорошая реакция. В них много юмора и задора.

***

- К сожалению, есть такие учителя, которые говорят: "Мы будем работать так, как нам платят". Такие люди становятся просто "урокодателями". Никак не педагогами.

***

- Легко понять, кто лишний человек в школе, а кто нет. Заканчивается урок, звенит звонок, а дети не уходят, обступают учителя, не дают ему выйти. Ситуация говорит сама за себя.

***

- Ребята из моего первого выпуска уже очень взрослые. Им сейчас по 28 лет! Они уже мамы и папы, они состоялись. Хорошие такие человечки!

***

- Я говорю с удовольствием: есть дети, которые стали частью моей души! И так здорово, что каждый день ты приращиваешь к их знаниям что-то еще.

***

- Мы, взрослые, с годами теряем много ценного. Становимся хамелеонами. Заново научиться быть правдивыми и открытыми можно только у детей.

***

- Русский язык дети не любят. Причем не любят сам предмет, независимо от того, кто его ведет. Литературу любят, но читают очень мало. Даю домашнее задание. Первый вопрос всегда: "А сколько это страниц?"

***

- Если честно, не понимаю, зачем учителю указка. Мне она не нужна.

***

- "Отстающий ученик" - не очень хорошее словосочетание. По-моему, это минус учителя.

***

- Я умею ругаться. Но это очень некрасиво! У меня высокий голос, и когда я начинаю кричать, мне кажется, что он уходит в поднебесье. Со стороны, наверное, очень смешно.

***

- Я придумала себе девиз: "Светить самой, согреть других, до самого до донца. Чтоб было счастье и у них. Вот лозунг мой - и солнца". И если я так буду делать, всем, кто рядом со мной, будет тепло и комфортно.

***

- В нацпроекте много подводных камней. Какого-то учителя они могут поднять на гребень волны, а какого-то утопить. Из-за этих ста тысяч уже сейчас очень много обид. И они будут. Хотя, с другой стороны, хоть кто-то получил материальное вознаграждение за свой труд.

Анна ВАЛЬЦЕВА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость