И скорее всего, дело не в политической активности барнаульцев — просто митинги и пикеты приобрели нынче особую цену. Митинги теперь не только инструмент воздействия на власть недовольными ею. А еще и, например, инструмент, используемый самой властью для изменения «информационной картинки», — показать себе самой (вернее, тем, кто выше), что все хорошо. Вдобавок из средства для зарабатывания политических дивидендов уличные акции стали для некоторых еще и просто заработком. За митинги и пикеты сейчас платят. Некоторым — очень даже неслабо.
Как власть может бить врага его же оружием, мы все могли наблюдать в феврале-марте, когда в ответ на массовые акции протеста «Единая Россия» организовала альтернативную волну мероприятий. Любопытно, что в лозунгах, которые держали добровольно-принудительно собранные на те митинги люди, сообщалось о поддержке президента Путина. На реформах, из-за которых, собственно, и поднялась волна протестов, акцента не делали.
Замечательным примером использования «народных» мероприятий в своих политических (а может — и экономических) интересах являются акции, устраиваемые в Барнауле общественным движением «Пробуждение» (в поддержку Евдокимова) и неким «Оргкомитетом по созданию Общественной палаты». Комитет этот был создан распоряжением губернатора Евдокимова, а спустя месяц другим распоряжением вроде бы распущен, однако расходиться не торопится. Председательствует в нем старинный друг Евдокимова Аркадий Осипов.
Оргкомитет уже провел одно пикетирование краевого Совета народных депутатов, а нынче планирует развернуть перед администрацией палаточный городок. Об этом члены оргкомитета уже уведомили полпреда Квашнина: согласно их заявлению, в крае назрел конфликт вокруг разработки краевого закона об Общественной палате, да такой серьезный, что ситуация может выйти из-под контроля. Если учесть, что большинство жителей края об Общественной палате имеют весьма смутное пока представление, можно предположить, что данные действия — не просто способ привлечь к себе внимание, а также и попытка пошантажировать власть. Правда, как сообщил Аркадий Осипов, заявка на проведение акции в мэрию Барнаула еще не подавалась и будет подана 11 мая.
Можно еще как особый случай вспомнить «антирыжковские» акции, устраиваемые депутатом гордумы Волковым и/или «Единой Россией». И сами эти акции, и способы их проведения заставляют вспомнить роман Стругацких «Отягощенные злом», написанный, между прочим, почти двадцать лет назад: «товарищ Лютиков выступил с гениальным предложением: вывести на завтрашнюю демонстрацию всю „Вишенку“ (специнтернат для детей-инвалидов. — Авт.) в полном составе, включая парализованных, слепых и безнадежных. Это произведет эффект. Это найдет отклик!»…
Сколько стоит митинг?
По словам первого секретаря Барнаульского горкома КПРФ Андрея Сартакова, в среднем организация публичного мероприятия обходится коммунистам Барнаула в 10−15 тысяч рублей. Источники финансирования — членские взносы партийцев и пожертвования единомышленников.
Руководитель исполкома «Единой России» Владимир Семенов точную сумму затрат на акции не назвал. Сообщил только, что обходятся они «не очень и недорого» исключительно благодаря партийной дисциплине.
— В бюджете партии предусмотрено финансирование публичных мероприятий, — сообщил Семенов, — существует фонд поддержки партии, привлекаются спонсорские средства, на это же идет и часть членских взносов.
Реклама
Значительная часть затрат по организации мероприятия приходится на оповещение населения. Разовое платное объявление по радио — это примерно 2000 рублей, а чтобы сообщение дошло до широких масс, его необходимо повторить три-четыре раза. Примерно во столько же обходится и размещение информации в двух-трех газетах. Приглашения и листовки стоят около 50 копеек за лист. Рядовой митинг требует порядка 20 тысяч копий.
Звук
Звукоусиливающую аппаратуру заказывают на городской телефонной станции, ее аренда стоит 1500−2000 рублей за час (в обычный день) и 3500−4000 рублей в выходной или праздничный. Поэтому «шумовая часть» мероприятия редко длится больше одного часа.
Оформление
Красочные, хорошего качества плакаты и транспаранты заказываются художникам или специалистам по изготовлению наружной рекламы. Средняя цена — 300−400 рублей за штуку. В последнее время в Барнауле даже на санкционированных властями митингах массово практикуют упрощенный вариант — фанерка либо ватман с надписью корявыми буквами от руки. И обходится в копейки, и создает иллюзию «народности» мероприятия.
Атрибутика, служащая для идентификации участников (с партийной символикой), регулярного обновления не требует, ее, как правило, массово заказывают в предвыборные кампании. Но вот городские коммунисты, например, красные флаги изготавливают собственноручно.
Безопасность
Обычно не стоит организаторам ни копейки: безопасность должны обеспечивать городские власти. В ГУВД подается соответствующая заявка, отдел общественного порядка исходя из предполагаемого количества участников мероприятия выделяет определенное число сотрудников (из расчета один милиционер на сотню митингующих).
Существует и дополнительный способ обеспечения порядка — это привлечение дружинников. Его, например, практикует КПРФ. К примеру, на митинг 1 мая было заявлено 10 тысяч участников, соответственно присутствовало около сотни дружинников.
Массовка
Есть три способа организовать массовое привлечение людей на публичное мероприятие: административный, финансовый и добровольный.
Вот что говорит относительно первого депутат КСНД Алексей Экарт, который недавно обратился в прокуратуру по поводу использования студентов барнаульских вузов в качестве «массовки» на митингах, организуемых Алтайским региональным отделением партии «Единая Россия».
— Мало того, что это просто аморально, это еще и нарушение законов как краевых, так и федеральных, нарушение прав человека. Нельзя сгонять людей на митинги, тем более что некоторые из них, в частности те, которые организует партия «Единая Россия», преследует вполне определенные цели. Как в случае с митингом «за стабильность», который проводился против конкретного политика. Причина же применения такого подхода в том, что при обычном, добровольном подходе никто не придет. А это говорит о том, что декларируемые идеи в принципе никому неинтересны…
Что касается финансового подхода, говорят, что его активно практиковало общественное движение «Пробуждение» во время сбора подписей в поддержку Евдокимова: заработок стоящих в пикетах студентов напрямую зависел от количества собранных ими «автографов» граждан.
Спешим уведомить…
Федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в июне исполнится год. Закон этот в свое время достаточно долго критиковали, ругали, дорабатывали и перерабатывали, в результате чего он, по мнению правозащитников, из «очень плохого» превратился в «просто плохой». Но, по мнению тех, кто следит за его исполнением, проблемы у организаторов публичных мероприятий возникают не из-за качества закона, а из-за того, что многие организаторы пока плохо знакомы с его требованиями. Или трактуют их чересчур по-своему.
Вообще, согласно закону, спрашивать разрешения властей провести митинг или пикет не надо — в нашей стране сейчас действует уведомительный характер проведения публичных мероприятий. Уведомление установленного образца организатор митинга должен подать в администрацию города или в сельсовет не позднее чем за десять дней до дня проведения акции. В нем указывают цель, дату, время начала и окончания акции, предполагаемое количество участников и т.д. К уведомлению прилагается еще несколько документов, подтверждающих, что заявитель имеет право быть организатором мероприятия, — паспорт гражданина РФ, для партий и общественных организаций — свидетельство о регистрации, справка из налоговой и т.п.
Представители администрации все это дело должны проверить и сообщить заявителю свое решение. Если их все устраивает — уведомление принимается, и мероприятие оказывается «в законе». Если нет — в принятии уведомления отказывают. То есть напрямую акцию не запрещают, но коль заявление не принято — она автоматически оказывается вне закона. Как правило, заявителю сначала предлагается устранить «недостатки» — донести недостающие документы, изменить предполагаемый сценарий, место и время проведения. Как правило, если организаторы в своей акции действительно всерьез заинтересованы, они идут на компромисс. Например, на митинге аграриев, прошедшем в Барнауле 28 апреля, изначально планировалось высыпать на площадь зерно и вылить обрат. После переговоров с мэрией организаторы от этой затеи отказались.
Подготовили Иван ВЛАСОВ и Елена НИКИЩЕНКО.