Политика

Не верьте глазам своим. "Единороссы" считают собственную наружную рекламу вовсе не рекламой

На минувшей неделе рекламную кампанию на улицах Барнаула развернула партия "Единая Россия". На билбордах появилось изображение лидера регионального отделения Николая Герасименко и эмблемы партии. Вместе с тем в начале июля УФАС и ЦИК России приняли совместное решение, запрещающее появление агитационных материалов на рекламных щитах в любое время за исключением периода предвыборной кампании. В рекламной группе "Город", занимающейся размещением рекламы "ЕР", говорят, что предложенные барнаульцам изображения не относятся к разряду агитационных материалов. Все споры по поводу наружной политрекламы сводятся к вольной трактовке законов.

Все началось с того, что в апреле ЦИК России по просьбе региональных избиркомов обратился в УФАС с просьбой разъяснить, насколько правомерна наружная политическая реклама. "Антимонопольщики" постановили - неправомерна. Поскольку она не соответствует прописанному в законодательстве понятию "реклама", под которое подпадает "только коммерческая информация о товаре, обращающемся на рынке, и о связанных с ним объектах". Политагитация же, как пояснили в УФАС, "не является товаром на рынке и не связана с осуществлением предпринимательской деятельности".

Позже антимонопольный комитет и ЦИК, пытаясь разрешить ситуацию, долго сопоставляли различные законы, выясняя, какой же из них главнее. В итоге 3 июля они выпустили совместное обращение к прессе, где вынесли окончательный вердикт: "Размещение агитационных материалов на рекламных конструкциях допускается в период проведения агитации по вопросам референдума и предвыборной агитации. Следует отметить, что за пределами агитационных периодов, предусмотренных избирательным законодательством, размещение на рекламных конструкциях агитационных материалов не допускается". В Москве, где объекты наружной политрекламы на тот момент исчислялись уже сотнями, приняли решение их демонтировать.

Тем временем барнаульцы уже в течение нескольких недель могут видеть на улицах города щиты с изображением лидера СПС Никиты Белых, представляющего свою книгу-программу. Встречаются также небольшие щиты со словами "Единая Россия - партия реальных дел" (например, вдоль проспекта Красноармейского от ул. Молодежной до ул. Крупской). Теперь появились свежие варианты политрекламы "единороссов". Региональные представители партий заявляют, что их реклама не является политической или даже собственно рекламой.

Так, лидер регионального отделения СПС Владимир Небальзин заявил, что Никита Белых рекламирует вовсе не партию, а свою книгу, дескать, это частная инициатива частного лица. На плакате нет эмблемы партии, СПС упоминается только единожды - в указании общественно-политического статуса г-на Белых.

В краевой организации "Единой России" также пояснили "ВД" свою позицию. "Мы традиционно занимаемся информированием жителей о деятельности партии и ее лидерах, в том числе посредством наружной рекламы, - говорит Андрей Клюзов, начальник отдела агитации и пропаганды регионального исполкома партии. - Мы посоветовались с юристами и пришли к выводу, что распространенное нами изображение не содержит элементов агитации. Да мы пока и не ставим такой цели".

В рекламной группе "Город" также пояснили, что размещенные изображения нельзя квалифицировать как агитационные материалы, поэтому решение УФАС и ЦИК на них не распространяется. Напомним, что согласно Закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан:" агитационные материалы - это "печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации ":" и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании", а предвыборная агитация, в свою очередь, это "деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию".

Таким образом, по версии партий, установленная ими наружная реклама вовсе не преследует цель побудить кого-то за них проголосовать, а ее массовое появление менее чем за полгода до выборов в Госдуму никак с самими выборами не связано. Развеять некоторые сомнения в этом могло бы УФАС по Алтайскому краю. Однако в их ответе на официальный вопрос "ВД" говорится, что "территориальные органы Федеральной антимонопольной службы России не наделены полномочиями давать официальные разъяснения положений Федерального закона "О рекламе", а также по вопросам избирательного законодательства РФ". И дается ссылка на уже упомянутое совместное обращение к прессе УФАС и ЦИК.


Факт

В 2006 году затраты на политическую наружную рекламу, по оценке исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик", проводившей мониторинг в 50 городах, составили $ 2,107 млн.

Крупнейшим рекламодателем в этой сфере является "Единая Россия": в прошлом году она потратила на "наружку" $ 860 тыс. - 41% от совокупных расходов всех партий. Однако за первые пять месяцев 2007 года расходы партий на рекламу резко возросли и достигли $ 5,244 млн., а рекламный бюджет "ЕР" - $ 2,144 млн. Конкурировать по этому показателю с партией власти смогла только "Справедливая Россия". Так, в феврале 2007 года "единороссы", по оценке "ЭСПАР-Аналитик", потратили на наружную рекламу почти $ 670 тыс., а "справороссы" - $ 600 тыс. Это сопоставимо с ежемесячными рекламными затратами таких компаний, как "Техносила", BMW, "Балтика".

Елена МАСЛОВА

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость