Политика

"Управленческих академий я не оканчивал". Александр Ракшин о профильном бизнесе, заботе о покупателях и планах на будущее

В этом году, по оценке московского журнала "Финанс", Александр Ракшин вошел в число 500 миллиардеров России. Сам Александр Федорович говорит, что рейтинги необоснованно раздуты. Но факт остается фактом - в апреле число магазинов в сети "Мария-Ра" перевалило за сотню (!). География сети - вся Сибирь.

Есть ли порог насыщения рынка торговыми площадями? Как "Мария-Ра" добивается победы, играя на чужом поле? Об этом, а также о заводных зверюшках на прилавке, хамстве продавцов и пользе займов в иностранных банках "СК" поговорил с главой сети "Мария-Ра" Александром Ракшиным.

О торговых местах

- Кажется, что Барнаул наводнен магазинами: через каждые пять метров "Мария-Ра", "Пятерочка" или мелкий продуктовый ларек. Будете ли вы еще открывать в Барнауле магазины своей сети, есть ли для них место сейчас?

- Свободных мест в городе хватает. И в этом году мы планируем открыть еще пять-шесть своих магазинов в столице края. Есть еще торговые точки, которые используют в работе устаревшие технологии, их и нужно менять на качественные магазины. Думаю, павильончики такие исчезнут полностью через пару лет. Поэтому пока есть над чем и где работать.

У производителей, к сожалению, сложилось мнение о сетевой рознице как о легком и прибыльном бизнесе. Поэтому многие из них пытаются выйти на этот рынок. К примеру, один алтайский производитель, купивший франшизу федеральной сети, вынужден был ее продать. Ритейл - это постоянное обновление технологий, иначе нельзя. Конкуренция на этом рынке очень острая, и выживает тот, кто постоянно инвестирует в технологии, развитие и обучение персонала.

О графике работы

- Госдума постоянно поднимает вопрос сосуществования магазинчиков на каждый день и больших грандсторов, в связи с чем обсуждалась возможность сокращения работы супермаркетов до 19.00… Что вы думаете по этому поводу?

- В этой идее есть рациональное зерно. В начале апреля мы ездили на семинар в Голландию, изучали принципы работы пяти ведущих торговых сетей страны. У голландцев существуют ограничения торговли: комплекс работает только 60 часов в неделю, но режим работы определяет сам.

При этом для розничного оператора такое ограничение не представляет угрозы, так как общий объем продаж остается прежний, и, кроме того, у ритейлера появляется возможность сэкономить затраты в послепраздничные дни, когда торговые центры обычно стоят полупустые. Просто при таком режиме изменится график и стиль посещения торговых точек, и покупатели смогут проводить свои выходные с пользой для здоровья. Вы же знаете московскую практику проводить выходные в больших комплексах, в духоте, под крышей?

О других регионах

- А как вы осваиваете площади за пределами Алтайского края? Каких товаров в тамошних в "Мария-Ра" больше - местных или алтайских?

- В магазинах на Алтае мы сегодня продаем более 50 процентов товаров алтайских производителей. В других регионах - 20 процентов примерно. Выходя в другие, новые для нас регионы, мы не стремимся копировать ассортимент других сетей, а предлагаем новые товары. Конкурентное преимущество для себя мы видим в другом уровне сервиса и другом ассортименте, в котором упор стараемся делать на продукты алтайских производителей. Другой вопрос, что не все производители сегодня готовы продвигать свои товары в новые регионы.

- Как вам удается обеспечивать единые сетевые стандарты?

- Самое трудное - менять психологию людей, которые 30 лет уже проработали в этом магазине, привыкли лениться, хамить покупателям. У нас сейчас работает более 5000 человек. Конечно, это тяжело - научить их работать эффективно и корректно. Управленческих академий я не оканчивал. Многое постигается как результат серии проб и ошибок.

О Новосибирске

- Что вы планируете построить на месте рынка в Новосибирске? Говорят, в столице округа вы намереваетесь также осваивать сотни тысяч метров площадей гостиничных комплексов. Расскажите подробнее о своих планах.

- В Новосибирске мы купили крупный объект - Центральный рынок. Пока идет процесс оформления документов на право управления им. После ремонта в одном из корпусов откроем супермаркет, а в другом оставим рынок. Что касается гостиницы на площади Ленина (она шестиэтажная, похожа на нашу "Центральную"), мы получили право управления. Подготовлен проект реконструкции здания, где у нас будет супермаркет на первом этаже. Что касается собственно гостиничного дела, то мы найдем оператора, который будет этим заниматься.

О зарубежном опыте

- Что такого вы увидели или подглядели за рубежом, что хотели бы применить в магазинах "Мария-Ра"?

- Сейчас по всему миру идет борьба за лояльность покупателя. В голландских супермаркетах бесплатно угощают кофе-чаем. В зоне продажи овощей прыгают игрушечные зайчики, в зоне продаж яиц - кудахтанье, будто живая наседка где-то рядом! Все работает на то, чтобы покупатель остановился и решился на импульсную покупку. Главное - создать особую эмоциональную атмосферу в торговом зале, а не только выложить продукцию согласно планограмме.

В российских сетях еще часто встречаются проблемы с сервисом. И грязь, и хамство, и некачественный товар попадается. В нашей компании большое внимание уделяют лояльности покупателя. Мы связываем свою программу лояльности с социальными акциями, массовыми спортивными и городскими праздниками.

Зарабатывая деньги, мы их вкладываем в спорт, оздоровление, социальные программы и через эти свои действия формируем положительное мнение о компании. Именно благодаря нашим покупателям эти акции и проводятся. И это нужно не собственнику бизнеса г-ну Ракшину А.Ф. для создания личного имиджа, а это социальная миссия компании. Голландский магазин тратит 500 евро в месяц на программы лояльности. Мне хотелось бы создать клуб клиентов, добиться того, чтобы в каждом магазине клиентов узнавали в лицо, постоянным покупателям предоставляли скидки и весомые подарки.

О деньгах

- На что вам бывает не жаль денег?

- На помощь детям, ветеранам, на организацию спортивных праздников, на поддержку спорта. В прошлом году на спонсорские проекты у сети "Мария-Ра" ушел 21 млн. рублей.

- Где же вы все время берете деньги? Особенно на развитие бизнеса?

- Мы начинали свое дело, не имея ничего, залога даже, под честное слово получили кредит в Сбербанке. Сейчас кредитуемся и в других банках в том числе, недавно впервые взяли 10 млн. евро - первый транш из западного банка. И в дальнейшем будем эту линию зарубежного кредитования увеличивать.

О правилах жизни

- Говорят, все ваши сотрудники должны под угрозой увольнения заниматься спортом?

- У нас существует корпоративная культура и корпоративная этика. Разумеется, большое значение придается здоровому образу жизни. Мы проводим спартакиады, обеспечиваем работникам карточки в спортивные клубы со скидкой. Но никого в спорт палкой не гонят.

- А сами вы как много времени спорту посвящаете?

- Хожу пешком и бегаю по выходным. Катаюсь на лыжах, велосипеде. Раз в неделю посещаю бассейн. Этим летом думаем с друзьями подняться на ледники, Шавлинские озера, на несколько дней. На велосипедах. Заряд бодрости получить и покорить ближайшую высоту.

- Могли бы вы сформулировать свой девиз?

- Лет тридцать назад прочел эпиграф к книге голландского конькобежца Кеоса Феркерка - "Падая и поднимаясь, ты растешь". Я с ним согласен.

Ракшин - начинающим

- Возможно ли нынешним бизнесменам повторить ваш успех и построить такую огромную империю или для этого нужны были те самые 90-е?

- Главное - задор, желание сделать хорошо. Никогда не поздно делать большой бизнес. Когда мы начинали, не у кого было учиться. Был только опыт советских лет - как НЕ надо делать. Всегда можно сделать лучше, чем есть сегодня, и, естественно, заработать на этом. Если не говорить о сырьевом бизнесе, конечно: во времена перестройки были поделены скважины, войти в эту сферы сейчас тяжело - но даже в том, сырьевом, направлении можно делать бизнес, развивать потребление альтернативных источников топлива, например. В той же Голландии нам показывали автобус, который передвигается на масле.

Что такое "Мария-Ра"?

Число магазинов:102. Работников - более 5000 человек. Входит в число 25 крупнейших сетей России. Александр Ракшин предполагает, что в 2007 году сеть будет включать 150 магазинов. В планах строительство комплекса в Бийске на 25 тысяч квадратных метров, магазинов в Рубцовске, Заринске, Алейске, в Павловске. В 2008 году магазины сети планируется открывать в райцентрах, в селах по бийскому направлению, на рубцовской трассе, в Славгороде.

Что касается регионов Сибири, то в 2007 году в планах "Марии-Ра" развитие сети в Новосибирске, Кузбассе и Томске. В Томске открыт пока один пробный магазин, но уже в этом году там появятся несколько новых торговых объектов.

Надежда ПАНЧЕНКО.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость