Политика

«ВД» подводит итоги трехлетней работы Александра Карлина на посту губернатора

Ровно три года назад 25 августа Александр Карлин был наделен полномочиями губернатора Алтайского края. Трех лет, конечно же, недостаточно, для того чтобы руководитель региона мог полностью реализовать свой потенциал и кардинально переломить ситуацию на вверенной ему территории. Однако три четверти отпущенного губернаторского срока все-таки позволяют сделать некоторые выводы и понять, чего хотел добиться Карлин, что ему в итоге уже удалось, а что пока не получилось.

Приступая к анализу, «ВД» сформулировало несколько основных задач, которые, на наш взгляд, ставил перед собой Александр Карлин , отправляясь в Алтайский край. Эти задачи были продиктованы сложным политическим и социально-экономическим положением в регионе. Оставим за скобками, кто оставил Карлину такое наследство. Переходить на личности в данном случае было бы неуместно.

  1. Создание предсказуемого политического пространства

Три года назад политическая ситуация в Алтайском крае была, безусловно, напряженной. Так и не сформированная толком администрация открыто конфликтовала с краевым парламентом. Бизнес-элита в большинстве своем была недовольна курсом прежнего губернатора, который привел в край могучую кучку серых варягов. Обстановка была накалена до предела. Карлину фактически предстояло остудить горячие головы, установить хотя бы худой мир, сбалансировать интересы разных сил. Достижение этих целей позволяло ему создать в регионе такую обстановку, когда решение конкретных хозяйственно-социальных задач не обременялось бы политическими противоречиями.

В той ситуации Карлин, поддерживаемый авторитетом назначившего его президента Владимира Путина, имел полное право выстраивать в Алтайском крае государственную модель политического управления, схожую с федеральной. Важно было «зачистить» политическое пространство так, чтобы оно было, с одной стороны, предсказуемым, а с другой – многогранным. Справедливости ради отметим, что губернатор познакомился с представителями всех региональных партийных организаций, несколько раз встречался с ними. Однако он добросовестно начал работать в первую очередь с «Единой Россией». Более того, еще не встав в ее ряды, способствовал некоей внутрипартийной революции, завершившейся сменой лидера регионального отделения – с менее удобного для краевых властей Андрея Кнорра на компромиссную фигуру депутата Госдумы Николая Герасименко .

В 2007 году губернатор вступил-таки в «ЕдРо» (Москва не оставляла ему выбора!) и возглавил список на выборах в Госдуму. Это послужило началом победного шествия «Единой России». С предвыборной гонки по разным причинам были сняты самые неудобные соперники, в числе которых оказались даже соратники по поддержке Дмитрия Медведева – Аграрная партия России и «Гражданская сила». Тем самым был обезоружен главный политический соперник «единороссов» – экс-спикер и лидер местных аграриев Александр Назарчук . В марте 2008 года «Единая Россия» сформировала в АКЗС большинство, после чего поставленная задача была губернатором фактически выполнена. Теперь уже вряд ли кто-то может поспорить с тем, что региональный парламент живет и работает в полном согласии с администрацией края. Правда, тем самым под серьезное сомнение поставлена общественная экспертиза краевых законов с разных точек зрения.

«За личностными противоречиями между Карлиным и Назарчуком, на мой взгляд, стояли проблемы, связанные с их различными представлением о месте и роли АКЗС и администрации. Поскольку мы живем в рамках Конституции, предусматривающей разделение властей, такие противоречия объективно должны возникать. Законодательный орган как представитель народа должен ставить вопросы максимально широкие, а ответы-то на них должна давать администрация. Конечно, ей не хочется себя в угол загонять. Это естественное противоречие, которое полезно. Когда его нет, наступает застой, – делится своим мнением лидер фракции КПРФ в краевом парламенте Виталий Сафронов . – К сожалению, сегодня, когда у нас создан однопартийный законодательный орган, близкий политическим взглядам губернатора, противоречие стало утрачиваться. У меня есть опасение, что мы можем превратиться в машину по штамповке законов, которые готовит администрация».

«Да, конфликт разных ветвей власти был снят, но он приобрел другие формы, потому что был нарушен консенсус между общественными силами и администрацией края, – считает Ярослава Шашкова , руководитель Центра политического анализа и технологий. – Произошло подавление целого спектра интересов, в результате чего власть и общество оказались на разных полюсах».

Нельзя не сказать и о том, что у губернатора произошел еще один очевидный политический прокол – внутрипартийная жизнь «Единой России» в регионе тоже сопровождалась конфликтами интересов. Алтайский край присоединился к регионам, где есть противоречия между губернатором и мэром столицы. Он был усугублен противостоянием двух крупных бизнес-групп: семьи Рыжаков («Алтайкровля»), которую оценивают как близкую к администрации края, и команды экс-предпринимателя Анатолия Банных, пользующегося расположением мэрии Барнаула. Несмотря на очевидное недовольство г-на Карлина работой городских властей, Владимир Колганов в кресле мэра удержался. Впрочем, губернатор тоже остался на своем посту, хотя слухи о его возможной отставке регулярно распускаются политическими противниками.

  1. Формирование дееспособной команды

Отсутствие постоянной работающей команды у прежнего губернатора стало причиной всех его бед. За полтора года при Михаиле Евдокимове сменилось 22 вице-губернатора. Алтайский истеблишмент к моменту назначения Карлина устал от бесконечного калейдоскопа чужаков. И новому руководителю пришлось быть очень осторожным в кадровой политике. Его команда изначально стала результатом некоего компромисса. Так, в числе его замов появились представители промышленных кругов (Сергей Локтев, Виталий Ряполов), барнаульских властей (Михаил Щетинин, Николай Черепанов), краевого парламента (Борис Ларин), чиновников суриковского периода (Владимир Притупов, Яков Ишутин ). При этом Карлин изначально дал слово, что не будет привозить в Барнаул чиновников из Москвы. И это слово сдержал.

«Сформированная команда не являлась командой самого Карлина. И профессионализм, необходимый в той ситуации, к сожалению, не стал главным критерием отбора. Тогда компромисс снял политическое напряжение, но сегодня это уже никого не интересует, требуются руководители совсем иного управленческого уровня. Но кадровый состав администрации остается прежним», – недоумевает Ярослава Шашкова.

Действительно, губернатор как будто поставил себе прививку от кадровых ротаций. Несмотря на весьма резкую критику, звучавшую иногда в адрес некоторых вице-губернаторов и начальников управлений, кадровые перестановки в администрации за эти три года можно пересчитать по пальцам. И только одна из них носила заметный характер. Николай Кустов , начальник управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, был уволен «по собственному желанию» за несдержанность языка: он заявил журналистам, что закупочная цена на молоко снизится до семи-восьми рублей за литр. Пессимизм обернулся потерей кресла, хотя в итоге все его предсказания сбылись.

Оценка работы команды губернатора сегодня носит противоречивый характер. Скажем, председатель Союза фермеров Алтая Александр Балаков на вопрос, как ему удобнее работать – через подчиненных Карлина или напрямую с ним, ответил: «Каждый руководитель подбирает команду под себя, и пусть она устраивает прежде всего самого губернатора». Более конкретную позицию высказал председатель крайсовпрофа Владимир Аргучинский: «Заслуга Карлина в том, что он подобрал себе кадры, которые сумел нацелить и заставить работать в конструктивном ключе. Администрация наконец-то перешла от функций распределения бюджетных средств и контроля за их расходованием к главной задаче – возрождению экономики края во всех отраслях». С этой позицией согласен и президент Союза строителей Сибири Михаил Фокин : «Он привел в команду людей, которые хотят помогать строительному комплексу. Ишутин, Мишустин, Щетинин – одна команда. Но если нет головы, то и шея вращаться как надо не будет».

  1. Продвижение региона на федеральном уровне

Пожалуй, это единственная задача, которую Карлину удалось реализовать образцово-показательно. С его приходом администрация взяла курс на максимальное участие в различных конкурсах, победы в которых предполагали серьезное финансирование из федерального бюджета. К примеру, в результате таких побед край несколько раз на условиях софинансирования получал средства на развитие малого и среднего бизнеса. Наш регион стал одним из 12 победителей конкурса Росстроя на получение кредита размером 400 млн. рублей для обустройства инженерными коммуникациями жилых кварталов в Барнауле. Губернатор довел до логического завершения процесс присвоения Бийску статуса наукограда. Только в 2007 году городу было выделено 312 млн. рублей из федерального бюджета.

Ключевым событием стали почти одновременные победы в конкурсах на создание в крае особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета». Предполагается, что общий объем инвестиций в первую составит около 17 млрд. рублей, из них примерно половина – федеральные средства, предназначенные для создания инфраструктуры. Не меньшую сумму планируется вложить и в строительство «Сибирской монеты».

Участием в конкурсах, впрочем, губернатор не ограничился. Делегации Алтайского края активно участвовали во всероссийских и международных выставках («Интурмаркет», MIPIM, «Зеленая неделя» и др.), событийных форумах (из последних – Дни малого и среднего бизнеса в Москве).

  1. Газификация

Этот важнейший для края экономический и инфраструктурный проект заглох в свое время около Троицкого района и почти потерял шансы на воскрешение. Карлину, однако, удалось убедить «Газпром» в серьезности намерений администрации по дальнейшей газификации региона. В 2006 году дело сдвинулось с мертвой точки. За два года на газификацию было потрачено порядка 1,8 млрд. рублей. В этом году запланированная сумма инвестиций – более 1,2 млрд. рублей. Газопровод благополучно проведен уже до Алтайского района и Белокурихи. Кроме того, губернатор получил принципиальное согласие на разработку проекта газификации степной зоны края.

  1. Реализация национальных проектов в регионе

Оговоримся сразу, что акцент будет сделан нами только на двух нацпроектах: «Развитие АПК» и «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Ключевым для Алтайского края как аграрного региона было исполнение первого из них. Аграрии работу непосредственно губернатора оценивают положительно. «Мы провели уже 16 съездов, – рассказывает Александр Балаков. – Мы всегда на них видели Александра Григорьевича Назарчука. А губернаторов – нет. В лучшем случае заместители приходили. Последние же два года Карлин не просто приходил на съезд, дважды он просил нас перенести его дату, чтобы самому поприсутствовать».

За последние годы в крае были приняты различные целевые программы: по техперевооружению на селе, развитию семеноводства и т.д. Позже появилась единая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008–2012 годы». «Вроде бы и суммы выделялись не такие уж большие – до 200 млн. рублей (на компенсацию банковской процентной ставки по кредитам на приобретение техники. – Прим. «ВД»). Но в итоге крестьяне стали брать технику на сумму до 3 млрд. рублей в год. Если раньше мы говорили, что нам нечем сеять и убирать, то сегодня такие вопросы не поднимаются, – делится мнением г-н Балаков. – Конечно, выделяемые суммы недостаточны, но нужно понимать, что в крае средства всегда были ограничены, в последние три года они нам стали хоть в каких-то объемах выдаваться. Я считаю, это прямая заслуга губернатора».

Однако говорить, что реализация нацпроекта в крае идет гладко, не приходится. Большое число желающих поучаствовать в льготном кредитовании привело к главной проблеме – бюджетных денег на всех не хватило. Несколько фермеров средней руки рассказывали «ВД», что они, взяв кредиты, так и не смогли получить компенсации. Не говоря уж о том, что процедура оформления документов на получение льготы отнимает много времени и сил – без гарантий, что их в итоге примут.

В этом же году в крестьянском сообществе вновь поднялась волна недовольства. Высокая стоимость горючего и неутешительные виды на урожай из-за засухи грозят вновь нанести урон хозяйствам. Если в прошлом году аграрии получали компенсацию стоимости ГСМ из федерального бюджета, то в этом такой выплаты не предусмотрено. В хозяйствах отдают себе отчет, что их проблему могут решить скорее на федеральном уровне. Однако поставить этот вопрос перед Минсельхозом должен губернатор. Карлин уже заявил публично, что администрация делает все возможное, чтобы компенсация не прошла мимо края. Однако спикер АКЗС Иван Лоор недавно выразил сомнение, что эти деньги удастся стребовать.

В настоящее время и губернатор, и алтайские крестьяне возлагают большие надежды на возможность создания в крае особой аграрной зоны. По словам губернатора, эта идея была хорошо воспринята в правительстве и сейчас идет проработка необходимых документов. По словам г-на Балакова, важно «продавить эту идею до конца». «Нужно в одном регионе, желательно нашем, сделать ставку на развитие именно сельского хозяйства. И посмотреть, как за ним потянутся все остальные отрасли: тяжелое машиностроение, легкая промышленность», – отметил он.

Что касается нацпроекта «Доступное и комфортное жилье», то его основные показатели – объем вводимых площадей, темпы роста ипотечного кредитования – в крае возросли за последние три года существенно. Как, впрочем, возросла и стоимость жилья. Однако эксперты полагают, что причина этих процессов кроется не в государственной воле, а в рыночных механизмах. Более того, некоторые специалисты отмечают, что вообще некорректно говорить о существовании нацпроекта, потому что нет единого документа, который бы прописывал механизм его реализации. «Была озабоченность государства, политическая воля – под нее строители работали. Вот и все, – говорит Михаил Фокин. – Другое дело, что некоторый объем бюджетных денег был направлен в ипотечные программы. В остальном свою роль сыграли лозунги и скопившиеся деньги у населения».

На фоне этого оценивать роль губернатора в реализации жилищного проекта довольно-таки сложно.

6. Создание имиджа «Здесь жить хорошо»

«Все стремление Карлина направлено на то, чтобы сломать сформированное ни одним десятилетием упадническое настроение «ах, край депрессивный, ах, в нем делать нечего, перспектив он не имеет». Да, звучало много критики. Но сегодня губернатор делает все, чтобы настроение в обществе изменилось. Во многом оно меняется» – так охарактеризовал одну из главных задач, которую пытается решить глава, г-н Аргучинский.

Губернатор и сам не раз заявлял, что не понимает, когда жители края начинают очернять свой регион. Одна из его крылатых фраз, произнесенных на одной из сессии крайсовета: «Сажей мазаться не буду». Исходя из этого он и выстраивает информационную политику администрации. Последний раз он высказался на эту тему 31 июля: «Что иногда у меня вызывает чувство разочарования, так это попытки интерпретировать все, что у нас происходит, через черные очки».

Эксперты о губернаторстве Александра Карлина

О безработице

Владимир АРГУЧИНСКИЙ , председатель крайсовпрофа:

– Были у нас в крае две «болячки»: нищенская заработная плата и огромная безработица. Карлин поставил перед собой задачу ликвидировать их в кратчайшие сроки. Уровень зарплаты у нас по-прежнему самый низкий в Сибири, но темпы ее роста и восстановления экономики воодушевляют. Буквально год работы администрации Карлина позволил на 7% снизить общую безработицу. Это очень много. Ее уровень в некоторых территориях зашкаливал. С глав районов требовали решения этой проблемы, хотя прямой власти у Карлина над ними нет. И на местах началась более конкретная работа.

Взять предприятия Рубцовска – машиностроительный завод и «АлтТрак». Их лихорадило при всех администрациях. Оставались гигантские долги по зарплате. При Карлине спрос за них стал очень жестким. Решить проблему сразу не удавалось, потому что ее надо было выводить на внекраевой уровень. Под нажимом губернатора проводились встречи, в том числе с новым собственником. Проблема до конца не разрешилась, но был найден путь ее решения. Да, люди уволены, но они получили долги по зарплате, теперь на предприятии формируется новый коллектив. Эта «болячка» уже снята.

О науке

Валерий БРЮХАНОВ , председатель Союза ректоров Алтайского края:

– В области научных исследований необходимо было консолидировать всю систему: НИИ, вузы, творческие коллективы – и создать структуру, ответственную за проведение исследований. А также наладить понятное финансирование. В большей степени эти вопросы удалось решить. Был поддержан статус наукограда Бийска. В ГУЭИ был создан совет по научным исследованиям, а также сформирован целый отдел, который занимается аналитикой в области исследований и пытается решить вопрос их финансирования. Хотя, на мой взгляд, финансирование науки в крае недостаточное. Пока научному сообществу и администрации не удалось четко выстроить понятную систему грантовой поддержки исследований – по коренным направлениям, необходимым для развития науки.

Об отношении к бизнесу

Юрий НИКИТИН , генеральный директор компании «Аникс», депутат АКЗС:

– Лично мне не приходилось решать каких-то бизнес-задач с губернатором. Но по общей динамике ситуации могу сказать, что подход администрации к развитию бизнеса в крае достаточно прагматичный. Я не могу утверждать, что есть какое-то поглаживание по головке или особые преференции – просто деловые отношения. Допустим, все те предприниматели Бийска, кто действительно рассчитывал на льготный кредит, кто работал в этом направлении методично и целеустремленно, такую помощь получили.

Сравнительная характеристика социально-экономических показателей Алтайского края

Индекс промышленного производства (в %)

Объем продукции сельского хозяйства (в %)

Инвестиции в основной капитал

Строительство жилых домов (в %)

Оборот розничной торговли (в %)

Объем платных услуг населению (в %)

Долг Алтайского края (в млн. руб.)

2005 год

94,9

92,9

107,4

113

112,3

108,7

2701

2006 год

105,4

105,6

122,6

122,4

119,6

110,9

1146

2007 год

108,9

107,7

128,2

135,8

115,3

111,5

790,2 (по итогам I полугодия 2008 года)

Строительство жилых домов (тыс. кв. м.)

Оборот розничной торговли (в млрд. руб.)

Объем платных услуг населению (в млрд. руб.)

Средняя заработная плата (в руб.)

Уровень безработицы (тыс. чел.)

2005 год

400,1

81,9

22,9

4960

79,4 (на начало 2006 года)

2006 год

440,6

105,6

27,8

6147

77,1

2007 год

598,6

132,9

33,5

7711

61,4

Какие места занимал Алтайский край в СФО по некоторым основным социально-экономическим показателям

Строительство жилых домов

Оборот розничной торговли

Объем отгруженных товаров собственного производства в обрабатывающем производстве

Индекс промышленного производства

Объем продукции сельского хозяйства

2005 год

5

6

6

11

11

2006 год

5

5

6

7

1

2007 год

5

6

6

5

4

Источники: администрация Алтайского края, данные официального сайта Сибирского федерального округа.

Алтайский край по-прежнему занимает последнее место в СФО по уровню безработицы (в абсолютных цифрах) и размеру средней заработной платы. Средняя заработная плата в мае 2008 года составила 8957 рублей. Общее число безработных в крае, по данным управления края по труду и занятости населения, на 1 августа 2008 года составила 49162 человека. Это 3,8% от числа трудоспособных граждан края и 22,7% от общего числа безработных в Сибирском федеральном округе.

Крылатые фразы губернатора

* * *

«Я смело считаю, что раза в полтора мы стали жить лучше. Наверное, и потому, что стали больше и лучше работать» (сказано 8 ноября 2006 года на представлении краевого бюджета на 2007 год).

* * *

«С нами федеральный центр поступил, как дрессировщик с животными: заставляет работать за определенный приз, но работать так, как это ему нужно» (сказано 27 февраля 2007 года на заседании совета администрации о внедрении национальных проектов).

* * *

«Всякие измышления о пользе газа типа «попыток посадить край на газовую иглу» – это малокомпетентные или инспирированные суждения. Мы знаем, кто посадил Европу на газовую иглу и как он себя при этом чувствовал» (в ходе обсуждения итогов газификации края, 15 мая 2007 года, совет администрации края).

* * *

«Мы не можем идти в рынок, подвязавшись «красным кушаком». Это нужно четко всем понимать» (сказано 8 июня 2007 года на партийной конференции алтайской организации «ЕР» о том, что с коммунистическими взглядами сегодня экономику не построить).

* * *

«Конечно, у кого-то были сценарии пышных похорон алтайской экономики. Усиленная разработка темы депрессивного региона – прелюдия. Вместе мы не позволим реализоваться этому сценарию! Как бы кому-то этого не хотелось!» (сказано 8 июня 2007 года на партийной конференции алтайской организации «ЕР»).

* * *

«Мой коллега Виктор Толоконский отмечает: в 2007 году в Новосибирскую область привлечено больше 30% инвестиций. А я с неудовлетворением отмечаю, что в Алтайский край за этот год привлечено больше на 50% инвестиций, это мало. Потому что мы проспали на первых участках эстафеты. Мои коллеги приняли эстафетную палочку от достойных коллег, а не то, что получил я» (сказано 23 августа 2007 года на итоговой встрече представителей 19 местных отделений «Единой России»).

* * *

«Нас обвиняли, что мы скрытно работали по проекту. У нас еще много недостатков, один из них – мы подвержены суевериям. Боялись сглазить. От этого тоже будем избавляться» (о работе над проектом ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», 6 декабря 2007 года, пресс-конференция губернатора).

Справка

Оценка Fitch Ratings

«Экономика Алтайского края имеет умеренный размер. В 2006 году показатель валового регионального продукта на душу населения составлял 42% от среднероссийского показателя. Значительное место в экономике края занимает сельское хозяйство, и низкая прибыльность этого сектора влияет на размер и расширение базы налогообложения. В виду относительно слабой бюджетной обеспеченности регион зависит от финансовой помощи из федерального бюджета. В 2007 году на долю федеральных трансфертов пришлось 58% общих доходов бюджета, что, однако, ниже, чем в 2003 году, когда эта доля достигла 80%. В то же время существенная часть этих трансфертов была представлена субвенциями для финансирования делегированных расходных обязательств и субсидиями. Последние включают в себя, в частности, целевые трансферты капитального характера, объемы которых могут изменяться, в том числе снижаться. Это может оказать отрицательное влияние на бюджетные показатели региона с учетом низкой финансовой гибкости. Тем не менее, регион стал в большей степени полагаться на собственные доходы, так как доля прямой финансовой помощи из федерального бюджета составила 34% общих доходов в 2007году, снизившись с максимального зафиксированного уровня в 61% в 2003 года».

Источник: официальный пресс-релиз Fitch Ratings о присвоении инвестиционных рейтингов Алтайскому краю.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость