Потребитель

Колбаса с инновациями

Делать продукты с натуральными биодобавками для аграрного края не менее престижно, чем ракеты. В начале июня в крае была создана ассоциация «Алтайский биофармацевтический кластер». Это первый шаг в реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития Алтайского края.

Центром создаваемого кластера стал Бийск. Учредителями ассоциации вы­ступили около 20 компаний-производителей биофармацевтической и инновационной продукции, в том числе ФНПЦ «Алтай», «Алтайвитамины», «Эвалар», «Две линии» и другие, а также администрации края и Бийска. Всего стать участниками кластера пожелали около 40 компаний. Администрация Бийска уже объявила конкурсы на разработку модели кластера и стратегии его развития.

На стыке фармацевтики и АПК

– В развитых странах мира сегодня все делается для того, чтобы человек мог жить как можно дольше, используя природные ресурсы, – говорит Александр Жарков, генеральный директор ФНПЦ «Алтай», председатель правления ассоциации «Алтай­ский биофармацевтический кластер». – Там идут по пути создания профильных, прежде всего биофармацевтических и агропромышленных кластеров. Это направление на стыке аграрного, промышленного, научного потенциала и практической медицины весьма развито и востребовано обществом. Например, во Франции создано 67 таких региональных структур.

Большинство россиян уже тоже готовы платить за здоровую пищу, биодобавки и лекарства из натурального сырья. А на Алтае есть все для их производства: богатейшие природные ресурсы, сельхозпродукция, опыт по выпуску биофармпрепаратов. Осталось соединить. Делать хлеб и колбасу с натуральными биодобавками для аграрного края должно быть не менее престижно и интересно, чем ракеты.

К росту готовы

– Биофармацевтика и агропромышленная зона попали в число основных направлений перспективного инновационного развития края, – продолжает Жарков.– Совет Федерации поддержал нас по обоим направлениям. Со временем, думаю, появятся законодательная поддержка и налоговые преференции. Но первые шаги придется делать только за счет внутренних ресурсов.

Бийск, на долю которого приходится половина алтайских фармпредприятий и 80 процентов краевых объемов фармпродукции, инициируя создание кластера, был готов к такому развитию событий. Уже сегодня, объединившись с химическими и фармацевтическими предприятиями Барнаула, Ярового, Михайловского района, мы создаем общую базу данных, определяем ряд крупных проектов, ищем и находим для них инвесторов.

Согласно стратегии развития края до 2025 года объемы производства в этой отрасли должны увеличиться в 6–7 раз. На Алтае могут появиться новые крупные фармацевтические предприятия и непременно появятся малые. А сотрудники оборонной промышленности (ФНПЦ «Алтай», «Алтайхимпрома»), Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН обеспечат для них разработку и сопровождение проектов. В результате объединения усилий химиков и аграриев край получит новые производства, ориентированные на оздоровление населения, новые рабочие места и весомые бюджетные отчисления.

Справка

Согласно теории Майкла Портера, профессора Гарвардской школы бизнеса, кластер – это группа географиче­ски соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций. Они действуют в тесно связанных отраслях, способствуют росту конкурентоспособности друг друга. Для экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка.

Цифра

5 кластеров могут быть созданы в Алтайском крае, по мнению специалистов компании «РОЭЛ-консалтинг». Готовность к созданию биофармацевтического и агропромышленного кластеров – высокая, туристического – средняя, машиностроительного – низкая, лесоперерабатывающего – очень низкая.

Цитата

Александр Жарков , гендиректор ФНПЦ «Алтай», председатель правления ассоциации «Алтайский биофармацевтический кластер»:

– Я уверен, координация деятельности 40 биофармпред­приятий Алтая даст результат. Есть масса лекарств, которые не выпускают в нашей стране (например, антибиотики), и есть шанс наладить их производство. Биофармацевтическое направление будет расти темпами гораздо более высокими, чем остальная промышленность края.

Какие перспективы открывает кластер для вашей компании?

Надежда Кулешова , директор по развитию компании «Алтайвитамины»:

– Фармацевтическая промышленность в России находится в очень сложной ситуации. Практиче­ски не осталось предприятий без иностранного капитала, нет производства субстанций*, прак­тиче­ски нет новых разработок, так как ни у институтов, ни у предприятий на это нет денег, даже Государственной фармакопеи** нет. Условия регистрации препаратов для российских и иностранных производителей неравноценны. Вся тяжесть недоработки законов ложится на отечественных производителей фармпродукции. Надеемся, что в условиях кластера будут решаться вопросы производства субстанций, новых разработок, оснащения лабораторий современными приборами, создания центров общего пользования приборами, лабораторным оборудованием и прочим. Не исключаем, что государство поддержит кластер финансово и законодательно.

Вера Чубарова , коммерческий директор компании «Малавит»:

– Мы надеемся, что это не будет формальным проектом и то, что планируют, осуществится. Должно произойти предполагаемое взаимодействие компаний, появятся дополнительное финансирование, новые разработки и новая продукция на их основе. Иногда компаниям нужна даже не столько финансовая поддержка, сколько административная, и надеемся, что участникам кластера она будет оказана. Правда, еще нет четкого понимания, как будут организованы взаимоотношения внутри кластера. Неясно, какие функции будут возложены на нашу компанию. Идея хорошая, мы делаем на нее ставку, но нужна ее конкретизация.

Владимир Теплов , директор компании «Две линии»:

– Польза должна быть одна для всех участников – рост объемов производства, увеличение прибыли. У нас уже есть опыт взаимодействия с другими компаниями Бийска и большой наукой, только раньше это кластером не называли. К примеру, сейчас мы внедряем серию препаратов лечебной косметики на основе пантогематогена и сотрудничаем с поставщиком сырья компанией «Пантопроект». На очереди – проект по производству зубных паст на основе сырья Горного Алтая. Конечно, сложно говорить об объединении предприятий без объединения собственности. Но это возможно. Не последнюю роль здесь играют личные связи. В кластере все должно решаться, исходя из выгоды каждого участника.

* Субстанция – основное действующее вещество препарата.

** Государственная фармакопея – официальное государственное издание, содержащее предписания по изготовлению и анализу лекарственных форм, лекарственных растений, а также статьи об отдельных препаратах и растениях. Последнее издание Государственной фармакопеи, действующей на территории РФ, выпущено в 1989 году.

Факт

Италия буквально вся состоит из промышленных кластеров (округов). К примеру, округ Арциньяно-Монтеккьо-Маджоре производит электроинструмент. Округ Бассано-дель-Граппа объединил 350 мебельных компаний. Округ Долина Этны на Сицилии производит компьютерные чипы, программное обеспечение. Округ Манцано специализируется на стульях, Мурано – на производстве художественного стекла. Округ Оледжо-Варалло шьет купальники, округ Виченца – вотчина ювелиров. Округ Кусио-Вальсезия – производитель сантехники, Монтебеллуна – мировой лидер в производстве спортивной обуви для технических видов спорта и лыжных ботинок. Округ Кастельгоффредо – родина итальянских колготок и чулок.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость