Потребитель

Николай Федюшкин: "Финансовые потоки в ЖКХ меняют русло"

Недавний демарш управляющих компаний "Родной Барнаул" и "Свой дом", которые наделали много шума, исключив "Систему "Город" из цепочки движения коммунальных платежей, был одним из первых признаков начавшегося переустройства финансовых потоков в ЖКХ. Внятной юридической оценки действиям этих компаний не последовало до сих пор, а поставщики коммунальных услуг в судах задаются вопросом: "Где же наши деньги?" Впрочем, руководитель управляющей компании "Мой дом" Николай Федюшкин считает, что к развалу действующей системы расчетов причастны сами поставщики услуг. Побывав на прошлой неделе в редакции газеты "Ваше дело", г-н Федюшкин постарался обосновать свою позицию. Публикуя его мнение, мы готовы в дальнейшем предоставить слово всем заинтересованным сторонам.

Николай Федюшкин.
Николай Федюшкин.
Дмитрий Кудрявцев

Хороша была система!

— Меня крайне беспокоит текущая ситуация, в которой оказались многие барнаульские управляющие компании, включая мою. В краевом центре сейчас ломается устоявшаяся система оплаты услуг ЖКХ, которая, по моим оценкам, является правильной и прозрачной, — начал Николай Федюшкин. — Причем она ломается по инициативе самих же поставщиков.

Чтобы вы поняли суть проблемы, объясню, как выглядела эта схема до недавних пор. Есть управляющие компании, есть собственники жилых помещений, есть поставщики коммунальных услуг — предприятия "Барнаульская гор­электросеть", "Барнаульский водоканал", "Кузбассэнерго", обанкротившееся "Барна­улэнерго" и т. д. Между этими тремя блоками операторов заняла свою позицию "Система "Город". Жители оплачивают коммунальные услуги, деньги поступают на субсидиарный счет этой организации. "Система "Город" полагающуюся часть средств перечисляет поставщикам, еще часть средств — за текущее содержание жилья — идет на счета управляющих компаний.

Не посчитайте, что я пропагандирую "Систему "Город", но у данной модели есть ряд неоспоримых плюсов. Во-первых, каждый, как говорится, получает ему причитающееся. Причем вовремя. Во-вторых, управляющие компании, которые по закону имеют право "заводить" на собственные банковские счета весь объем средств включая деньги граждан за оплату коммунальных услуг, в данном случае не искушаются возможностью направить чужие финансы на решение собственных проблем. В-третьих, у самих жителей есть четкое видение того, кому и за что они заплатили. Плюс гарантия того, что деньги точно дойдут до поставщиков.

Здесь, полагаю, надо напомнить об одном историческом факте: в ЖКХ Барнаула частные компании получали дома в управление в том случае, если подписывали соглашение о принятии на себя долговых обязательств жильцов, формировавшихся годами. Если управляющая компания не брала на себя этот долг, значит, она в принципе не могла выйти на данный рынок. Потому что не получила бы договоров на оказание услуг с тепло-, энергоснабжающими предприятиями и другими организациями коммунального сектора. Лично я непосредственно столкнулся с этой проблемой.

Что происходит с этими долгами сейчас? Я констатирую тенденцию: поставщики услуг подают иски в суд и выигрывают процессы у управляющих компаний. Так, у компании "Мой дом" суды по долгам жильцов выиграли "Барнаулэнерго" и "Горэлектросеть". Более того, суды вменяют управляющим компаниям выплату процентов за пользование чужими деньгами. То есть за пользование средствами, которые управляющая организация и в глаза не видела! Например, по линии "Барнаулэнерго" компании "Мой дом" год назад присудили таких процентов на 500 тыс. рублей.

Оценивая эти события, я считаю, что поставщики услуг таким образом нарушают существовавшую на рынке ЖКХ Барнаула негласную договоренность, согласно которой управляющие компании не "заводят" все финансы на свои счета. Как я уже отмечал, "управленцы" имеют на это законное право. И сейчас они вынуждены осуществлять данные действия. Почему? Потому что есть нюанс: после вынесения судебного решения по долгам граждан и предъявления исполнительного листа судебные приставы не учитывают в качестве погашения задолженности средства, пришедшие поставщику услуг через "Систему "Город". Чтобы долг был признан погашенным, деньги должны поступить именно со счета управляющей компании. Приведу конкретный пример. В мае 2008 года состоялось судебное решение, согласно которому компания "Мой дом" должна была рассчитаться с одним из поставщиков услуг по долгам граждан. Сумма иска — около 2,5 млн. рублей. В режиме перечисления текущих платежей через "Систему "Город" задолженность была погашена к сентябрю этого же года. Но поставщик предъявляет исполнительный лист. А это означало, что мы опять должны!

Тушите свет, сливайте воду

— Мне не очень приятно об этом говорить, но с сегодняшнего дня (разговор состоялся 19 августа. — Прим.) компания "Мой дом" все-таки пошла на вынужденную меру — "завернула" платежи на собственный расчетный счет, — продолжил Николай Федюшкин. — Речь идет о денежных средствах за услуги предприятия "Барна­улэнерго.

Подчеркиваю, это вынужденная мера, до которой ни в коем случае нельзя доводить игроков рынка ЖКХ. После разрушения действующей системы движения денежных средств, о которой я говорил выше, никто не может поручиться, что управляющая компания, аккумулировав на своем счете серьезную сумму, не задумает "слить воду".

Не секрет, что для этого есть ряд схем, не вступающих в грубое противоречие с законом. Например, инициация собственного банкротства. Или ход, который реализуется сейчас в одном из районов Барнаула. Речь идет о том, что управляющая компания, воспользовавшись деньгами поставщика коммунальных услуг, сначала проводит неплохой ремонт в подъездах "своего" дома. После этого собственникам квартир некая "инициативная группа" предлагает проголосовать за другую управляющую компанию, которая якобы все это счастье и профинансировала. И люди голосуют не задумываясь! Дом "уходит" к новой управляющей компании. А "старая" в это время заявляет о своей несостоятельности по всем имеющимся финансовым обязательствам.

— Николай Борисович, возможно, заявленная вами проблема касается лишь управляющей компании "Мой дом"?

— На сегодняшний день это касается большинства управляющих компаний Барнаула. Просто не все руководители готовы открыто говорить на данную тему. Каждый решает проблему своими методам, предпочитая, как говорится, не выносить сор из избы. Чтобы не было лишних вопросов от жителей обслуживаемых домов.

— На ваш взгляд, с какой целью от привычной и прозрачной, как вы ее называете, системы движения денежных средств отказались компании "Родной Барнаул" и "Свой дом"?

— Их демарш был первой ласточкой. И поставщики коммунальных услуг, к сожалению, до конца так и не поняли всей серьезности ситуации, не осознали, что могут лишиться денег. Возможно, эти управляющие компании решили просто начать работать по новой схеме, причем уже с прицелом на то, что поставщики будут подавать на них в суд.

Но это нельзя назвать правильным решением. Выход из сложившейся ситуации может быть таким. Поставщики услуг и управляющие компании должны не на словах, а на бумаге заключить четкий договор. Согласно нему управляющие компании продолжали бы работать через "Систему "Город", а поставщики обязуются не подавать в суд на "управленцев". Бороться с должниками мы должны совместно. Только эта схема будет выгодна всем участникам коммунального рынка.

Я говорю им: "До свидания"

— Существует еще одно звено, встроенное в систему ЖКХ Барнаула. Это городской комитет по коммунальному муниципальному жилищному хозяйству (КМЖХ). Есть мнение, что в скандальной ситуации с "демаршем" уже названных управляющих компаний представители мэрии просто растерялись. Или сделали такой вид.

— Правильно. По моему мнению, ни у мэрии, ни у КМЖХ в частности, на сегодняшний день нет возможности прямо влиять на процессы, связанные с деятельностью управляющих компаний. Впрочем, есть исключение. Это тема капитального ремонта жилого фонда за счет различных бюджетных источников. Хотя и здесь, если начать разбираться с точки зрения закона, могут проявиться очень интересные коллизии.

— Что вы имеете в виду?

— Самый простой вопрос: имеют ли сотрудники КМЖХ соответствующие допуски и квалификацию для приема домов после капремонта? Задайте этот вопрос в администрацию города.

Вы сейчас сами затронули тему влияния КМЖХ на работу управляющих компаний. Так вот, в ее развитие могу сказать, что я не посещаю планерки в этом комитете уже полгода. Меня приглашают, но я принципиально туда не хожу. Я уже год не отвечаю ни на одно письмо из КМЖХ. Сначала в этих посланиях от меня требовали данные о работе моей компании. Потом стали вежливо просить. Меня вызывал вице-мэр Юрий Петров. Он тоже просил поделиться данными. На что я попросил его назвать статью закона, на основании которой руководитель управляющей компании должен так отчитываться. Юрий Михайлович эту статью назвал. Но она, по мнению юриста нашей компании, здесь совсем ни при чем.

В моей практике взаимоотношений с мэрией есть и другие интересные примеры. КМЖХ пытался провести проверку компании "Мой дом". Якобы на меня поступили жалобы. Без проблем — проверяйте! Но сначала подтвердите законность своих полномочий. Предоставьте приказ руководителя о назначении проверки с указанием ее цели. Как и полагается, согласуйте предстоящую проверку с прокуратурой. А потом не забудьте занести данные о себе в журнал учета проверок. Если всего этого нет — до свидания!

Если интересно, могу рассказать и о письмах, отправленных в прокуратуру для организации проверок в компании "Мой дом". В прокуратуре я вижу жалобу. В ней говорится, что обслуживаемые моей компанией дома когда-то попали под распределение через конкурс. Якобы нами были подделаны протоколы и я эти дома "увел". В том числе дом на
ул. Чайковского, 45. Извините! Я этот дом "увел" еще задолго до конкурса. И г-н Казаков, начальник КМЖХ, об этом прекрасно знал.

Не знаю, как сейчас, но раньше, когда я еще посещал планерки у начальника КМЖХ, эти мероприятия зачастую начинались довольно странно. Перед нами выступали представители организаций, которые хотели оказать управляющим компаниям свои услуги. Например, представители Роспотребнадзора желали, чтобы мы травили крыс обязательно с их профессиональной помощью. Но есть другие лицензированные организации, которые проводят эти работы за более скромные суммы, нежели те, что мне пытаются навязать. После того как я сказал об этом на планерке у г-на Казакова, на мой адрес пришел официальный запрос из Роспотребнадзора: "Кто на ваших домах проводит дератизацию?" Да какое ваше дело?

— Барнаульская городская Дума в этом году заявляла об имеющихся претензиях к компании "Мой дом". И комиссия по ЖКХ, действующая в структуре Гордумы, намеревалась проверить ваше предприятие.

— Проверки не было. Во всяком случае, ни один представитель Гордумы на меня не выходил. Если какие-то неизвестные мне последствия все же проявятся, я готов судиться с этими товарищами. Потому что понял: решать свои текущие проблемы административными методами невозможно. Я не хочу бодаться с чиновниками и депутатами. Есть суд, где у моего юриста гораздо больше полномочий, чем в кабинете муниципального чиновника. И пускай ответчики в суде объяснят, на каком основании они признали работу моей компании неудовлетворительной.

— Реформа ЖКХ в России когда-нибудь закончится?

— Нет. В России хотя бы одна реформа была доведена до логического конца?

— Сектор ЖКХ в других районах и городах вам не интересен?

— Почему же! Там есть организации, которые были созданы при моем участии, и сейчас они неплохо работают. Причем на тех территориях в отличие от Барнаула поставщики услуг не воюют с управляющими компаниями, а решают долговые проблемы жителей совместно.

— Азы коллекторства вам знакомы?

— Недавно мы провели ряд мероприятий по работе с должниками. Результаты превзошли самые смелые ожидания: за месяц собрали 943 тыс. рублей только в пользу "Барнаулэнерго". Это одна треть от общего объема задолженности. Что я получил взамен? Поскольку мои сотрудники не давали покоя должникам, не нарушая при этом закон, должники взбунтовались. МУП "Южком" на этой волне организовал голосование. И должники проголосовали за переход под управление "Южкома". Параллельно появились объявления: "Не платите в компанию "Мой дом". И те же самые должники восприняли это как руководство к действию.

— Как пройдет грядущий отопительный сезон в Барнауле?

— Не думаю, что он будет связан с какими-то грандиозными ЧП. Но настораживает факт: сейчас в городе в отличие от прошлых лет крайне мало перекопанных коммунальщиками улиц. Возникает вопрос: ремонтные и подготовительные работы ведутся в должном объеме?

Кто такой Николай Федюшкин

Николай Борисович Федюшкин родился в Барнауле 17 июля 1971 года. Окончил среднюю школу № 89. Поступил в АГТУ, но потом перевелся в Грозненский государственный институт, где получил образование по специальности "Инженер-строитель". Вернувшись в 1992 году в Барнаул, создал фирму, которая специализировалась на ремонте и отделке квартир. С 2006 года работает в сфере ЖКХ. В настоящее время возглавляемая им компания "Мой дом" обслуживает в Барнауле девять многоквартирных домов, их общая площадь – 100 тыс. 100 кв. м.

Николай Федюшкин женат, воспитывает двоих детей. В свободное время пишет кандидатскую диссертацию на физическую тему. 

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость