Вместе весело скупать!
СП отличаются от обычного похода в магазин двумя принципиальными условиями: продавцом здесь выступает оптовик, который отпускает товар по более низким ценам (на 20, а то и 200 процентов дешевле, чем он позже появляется в рознице), а покупателем – группа людей, объединенных желанием этот товар по низким ценам приобрести. Сообща "эспешники" набирают необходимую оптовую сумму или выкупают фиксированную партию, как того требуют условия. При этом ведение переговоров с поставщиком, формирование каталога, консультирование покупателей, сбор денег и оплата заказа ложатся на плечи организатора закупки (или, как его принято называть в СП-сообществе, орга). В остальном это такой же Интернет-магазин, каких в глобальной паутине сегодня тысячи.
Как оказалось, этому явлению в Барнауле не один год. Первопроходцами здесь стали крупные "мамские" форумы: Сибмама, Мамочки Барнаула, Растем вместе. С приходом в нашу жизнь Одноклассников, ВКонтакте и прочих социальных сетей организаторы закупок обратились и к ним, создавая закрытые группы для объединенных шопоголиков. Но главным недостатком "эспешников" оставалась их сверхсекретность. Ведь чтобы получить доступ к каталогам, необходимо либо проходить длительную проверку на верность общему делу либо иметь рекомендацию от "посвященных". При этом ассортимент разнообразием не отличался, ограничиваясь интересами орга.
Чуть позже в Интернете появились специализированные сетевые ресурсы российского (100sp.ru, sptovarov.ru) и регионального масштабов (sp-barnaul.ru, nn-sp.ru, spkem.ru и другие). Здесь, поистине, можно приобрести все, от зубочисток до карданного вала на Жигули…
В паутине покупок
Как и всякое новое для меня явление, совместные покупки сначала были поставлены под сомнение. Но Сенека не зря сказал: "Сделай первый шаг, и ты поймешь, что не все так страшно". И я сделала, причем одновременно и в покупатели, и в организаторы, дабы оценить все преимущества и риски.
Начну с последних. Во-первых, вариант "здесь и сейчас" - не для СП. Ведь пока на товар найдутся покупатели, может пройти ни один месяц. Во-вторых, потрогать, понюхать, а тем более примерить здесь не получится. Так что придется либо искать аналогичный товар в местных магазинах, либо брать кота в мешке. Наконец, практически все предложения требуют стопроцентной предоплаты и солидарной ответственности. А значит, никто не застрахован от недобросовестных участников длинной цепочки купли-продажи. Главная страшилка сибирских скептиков повествует об одной из томских организаторов, которая собрала с участников 800 с лишним тысяч рублей и пропала, оставив людей без кровных рублей и недорогого товара.
Плюсов для себя удалось выявить больше. И главный из них – это, конечно же, цена. Совместные покупки уже внесли смятение в ряды розничных продавцов в других городах, которые подсчитывают убытки и жалуются, что их магазины превратились лишь в примерочные для последующих заказов через СП. Ведь организаторам не нужно оплачивать дорогую аренду, рекламу, работу мерчендайзеров и продавцов. По условиям закупок они устанавливают небольшой процент (обычно от 10 до 20) на покрытие телефонных звонков, транспортных расходов и налоговых сборов. Но даже с такой наценкой стоимость товаров обычно значительно уступает магазинной.
Еще один плюс – ассортимент. Особой популярностью среди покупателей пользуются детская одежда и обувь, косметика и парфюмерия, товары для интерьера, всевозможные аксессуары – в общем, те вещи, которые не требуют особой примерки. В случае, если вещь вдруг не подошла, ее можно отправить в пристрой, и вернуть деньги. И не стоит думать, что в закупки попадает только товар эконом-класса. Как раз наоборот: организаторы заинтересованы в появлении раскрученных брендов, но по более доступным ценам, а также вещичек, которые у нас днем с огнем не сыщешь.
Добавим сюда и следование принципу "Время – деньги" - не приходится выискивать время на пробежки по магазинам. Это особенно важно для женщин с детьми на руках и заложниц неудобных графиков работы. И, в отличие от традиционных магазинов, у участников закупок есть возможность спокойно обдумать свой заказ. А не жалеть о схваченной впопыхах/по настоянию продавца/от безысходности (нужное подчеркнуть) и совершенно бесполезной вещице.
Cпециализированные ресурсы добавляют к этому четкий рубрикатор товаров, корзину, где заказы сгруппированы по закупкам, и удобную систему уведомлений о СТОПе и раздаче товара. То есть выбрал нужную позицию в каталоге, в два клика отправил ее в корзину, по окончании закупки перевел деньги (многие для этих целей уже используют интернет-банкинг), а потом забрал товар в удобном месте.
Что касается организаторов, здесь тоже все официально: статус, договоры, налоги (да-да, на оргов распространяются те же требования, что и на других предпринимателей). К тому же подавляющее большинство закупок ограничено суммами в 10-20 тысяч рублей – не те деньги, ради которых кто-то станет рисковать деловой репутацией и свободой. Недобросовестные участники тоже отсекаются в процессе закупок, поэтому риски для большинства покупателей минимальны.
В настоящее время при помощи "сарафанного радио" молва о совместных закупках разносится с ураганной скоростью. К сообществу примыкают тысячи бюджетниц, декретниц, безработных и просто экономных женщин. Буквально на днях одна моя знакомая (тоже молодая мама) выставила в социальной сети статус: "Я подсела на СП!" Пожалуй, в этом и состоит главная сложность совместных покупок: не сойти с ума от открывшихся возможностей скупить полмира с большим дисконтом. Ведь до открытия Школы анонимных шопоголиков пока еще никто не догадался…
Александра Кузнецова
Самое важное - в нашем Telegram-канале