Только премиум-класс
В конце прошлого года оперативники ОРЧ-2 (оперативно-розыскной части) по линии краж и угонов автотранспорта установили канал сбыта дорогих автомобилей. Прошлой зимой в Новосибирске и Алтайском крае прокатилась волна краж последних моделей «Лексуса», «Лэнд Круизеров» и «Тойоты Камри». Номерные агрегаты иномарок премиум-класса перебивались на Алтае, после чего их сбывали в Казахстан.
Оперативникам удалось установить лишь пару звеньев из криминальной цепочки – скупщика и хозяина автомастерской, где перебивали номера. Ими оказались жители Камня-на-Оби. Сейчас участники этой группы находятся под подпиской о невыезде, им предъявлено обвинение в приобретении и сбыте имущества, добытого заведомо преступным путем, и в подделке идентификационного номера транспортного средства.
– По этим двум статьям обвиняемым доказано шесть фактов, – сказал Петр Бандурин, заместитель начальника отдела по борьбе с кражами и угонами автотранспорта. – Для скупщика и владельца автомастерской дорогие иномарки были основным источником доходов, несмотря на то что они имели и небольшой легальный бизнес. Машины сделали их очень обеспеченными людьми. Скупщиком оказался предприимчивый, уверенный в себе молодой человек, который ездит на дорогой красивой иномарке.
По данным следствия, его машина была куплена на «чистые» деньги, заработанные некриминальным бизнесом.
Угнать, перебить, продать
Больше четырех лет в Алтайском крае «работала» еще одна задержанная сотрудниками ОРЧ-2 группировка, которая угоняла автомобили на территории нашего региона. Оперативники установили и задержали организаторов и исполнителей. Всего в группу вошли пятеро человек. Их единственным источником доходов был нелегальный автобизнес. Чаще всего жуликов интересовали «Мазды», «Тойоты» и «Хонды». Подозреваемые выстроили четкую схему распределения угнанных автомобилей: часть иномарок возвращалась владельцам за выкуп, еще часть продавали с перебитыми номерами, остальные разбирали и сбывали запчастями.
После угона автомобиля злоумышленники выходили на законных владельцев и требовали с них за возврат машины 25% от ее стоимости (похитители обычно получали от 50 и более тысяч рублей). Охотники за авто были оснащены «до зубов». Во время задержания и обысков у них изъяли сканеры, с помощью которых считываются коды сигнализации, и так называемые «провороты» – отмычки для несанкционированного доступа в машину и запуска двигателя.
Как стало известно, до задержания всей группы оперативники не раз задерживали одного из ее участников по подозрению в хищении автомобилей. Но сотрудники прокуратуры не находили в действиях задержанного состава преступления. Он снова оказывался на свободе и угонял иномарки. В результате оперативникам таки удалось задержать и предъявить обвинения всей группе. Сейчас пятеро ее участников находятся под стражей.
По словам Петра Бандурина, им предъявлено обвинение по трем статьям Уголовного кодекса: 158 «Кража», 175 «Приобретение или сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем» и 326 «Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства».
Чтобы не купить краденую машину
При покупке иномарки необходимо обратить внимание на пакет документов. Все они должны быть в подлиннике, а не копиями.
Если автомобиль ввезен в Россию из-за границы, то на него должны быть оформлены специальные декларации.
Надежнее всего покупать автомобиль у владельца, а не через вторых лиц.
На «свежую» иномарку продавец должен предоставить от трех до пяти комплектов ключей.
Самое важное - в нашем Telegram-канале