Происшествия

Пожарный-поджигатель

Ноябрь 2002 года останется в истории Рубцовска как один из самых страшных месяцев. Он стал поистине красным месяцем календаря. 20 ноября в этом городе был задержан человек, подозреваемый в 30 поджогах (!). В дыму одного из этих пожаров задохнулись 14-летняя девочка и ее бабушка.

Рубцовский сюжет оказался круче многих детективных. 33-летний поджигатель оказался бывшим пожарным.

Первый черный гребешок прокукарекал 5 ноября. Из подвала дома № 6 на бульваре Победы пополз ядовитый дым. Через час вспыхнул чердак в доме напротив. Эти пожары довольно быстро потушили. Никто не придал им особого значения. Мало ли что: хлам вспыхнул от спички, или какая другая неосторожность...

- В следующие дни было еще несколько черных столбов. Даже в моем доме горело, - говорит Сергей Кузьменко, начальник ГОВД. - Но я не придал этому значения. Может, бомж какой спичку бросил... Пожарные приехали, потушили...

И милиция и пожарные встревожились 15 ноября. В этот день в городе один за другим вспыхнули сразу четыре подвала. Черные змеи дыма выползали из подвалов практически сразу друг за дружкой. Пожарным звонили из переулка Семафорного, из двух домов переулка Гражданского, с улицы Громова. Из дома на улице Громова было эвакуировано 60 человек. В подвале этого пожарные увидели несколько "елочек" из досок...

- Может, это какая-то злая секта действует? - предположил кто-то из пожарных.

В городе еще не утихли страсти после 10 ноября, когда в больницы Рубцовска были доставлены люди с переломами костей черепа. Но версия о том, что разбойные нападения и пожары - дело рук одних и тех же преступников, быстро отпала. Несколько очевидцев разных пожаров давали приметы одного и того же мужчины, которого видели заходящим в подвал незадолго до происшествия.

По описаниям этот мужчина был очень похож на бывшего сотрудника ОГПС Владимира Воровского (фамилия изменена). В пожарной части № 17 этот человек проработал пять месяцев.

Однажды в пожарную часть пришел сухощавый человек среднего роста и сказал, что хочет быть пожарным.

- До того как прийти к нам, он работал где-то на центральном рынке, - рассказывают сотрудники. - Мужик был с высшим образованием, имел удовлетворительные характеристики с места жительства и бывшей работы.

Его, как и всех других, проверила скрупулезная медицинская комиссия, но никакие психологические тесты ничего подозрительного не выявили. Вскоре Воровский был принят в пожарную часть с испытательным сроком.

- Мужики у нас мировые, - говорит Николай Ершенко, начальник части. - Надо кому-нибудь домик дачный построить - все помогают, на рыбалку, на охоту вместе.

Новенького приняли нормально. Он и отдыхать вместе со всеми ездил. У "практиканта" был наставник. Воровский всегда очень интересовался самим процессом пожара. Но при тушении инициативы ни проявлял, только выполнял поручения. Через три месяца новоявленный пожарный был аттестован.

А потом в карауле стало происходить нечто странное. У мужиков стали пропадать личные вещи, тельники, куртки. Примерно в это же время одна из женщин, в квартире которой был пожар, пожаловалась, что после прихода пожарных пропали кое-какие ценные вещи. В этом карауле был и Воровский.

- До его прихода никаких случаев мародерства не было, - говорит Николай Ершенко.

Начальник решил поговорить с подчиненным "по душам". Владимир Воровский категорически все отрицал. Тогда, чтобы предотвратить конфликт в карауле, его перевели в другое подразделение. Увольнять не стали: все-таки у человека семья, семилетний ребенок. Но вскоре и в другом подразделении стали пропадать вещи. И тогда Владимиру предложили уволиться по собственному желанию.

- Я не хочу, - отрезал Воровский.

Вскоре после этого в пожарной части вдруг загорелись складские помещения. Пожар быстро потушили. Несколько сотрудников в это время находились поблизости. Все видели, как вспыхнуло пламя, кроме Воровского, который упрямо утверждал, что ничего не видел. Его заподозрили в поджоге. И вновь, не раздувая скандала, попросили уволиться по собственному желанию.

Вскоре бывший пожарный устроился в агентство по недвижимости. Никто и не подозревал, что внутри этого человека разгоралась страшная ненависть. Клюнутый красным петухом готовился к мести. И спустя год после злополучного увольнения Владимир решил подпалить репутацию своих обидчиков...

Пожары в городе продолжались.

19 ноября один за другим вспыхнули еще пять подвалов. Пожарные работали в режиме, близком к чрезвычайной ситуации. Был поднят весь личный состав, вызван резерв...

- Это было что-то жуткое, - вспоминают сотрудники. - Не успевали мы потушить пожар, как поступало новое сообщение...

Утро 20 ноября в этой подвальной эпопее стало самым трагичным. На рассвете одержимый поджигатель чиркнул спичкой в подвале дома № 82 на улице Краснознаменной.

Когда мы приехали, было очень сильное задымление, - рассказывают пожарные. - Горел кабель под напряжением. Нас задержали электрики. Ведь кабель нельзя тушить без отключения электричества. Надо было срочно эвакуировать людей. На лестницах ничего не было видно. Людей выводили с помощью специальных дыхательных масок. Их не хватало.

На улице было столпотворение. Среди бушующей толпы как зритель стоял и Владимир Воровский.

В какой-то момент пожарные вынесли на улицу рыжеволосую девочку. Это была 14-летняя Оксана Григорьева. В тот день она приехала в гости к бабушке.

- Оксана еще успела вывести соседского мальчика, - рассказывает тетя, Елена Борисова. - Потом, видимо, она вернулась за бабушкой и задохнулась... У девочки была астма.

Когда Оксану вынесли во двор, ее зрачки уже не реагировали на свет.

- Меня в этот день с утра будто кто-то вытолкнул из дома, - рассказывает сосед Юрий Михайлович. - Поехал по делам. Приезжаю обратно - у дома толпа. Я стал кричать, что в первой квартире живет старая бабушка.

Пожарные уже выбивали дверь.

Вскоре бабушку погрузили в "скорую" и увезли в реанимацию. Через два дня Александра Леонтьевна, не приходя в сознание, скончалась.

- Я когда забежал в квартиру, там все в дыму, гари, - рассказывает сосед. - Заткнул нос, забежал, открыл все форточки. В квартире напротив выгорели все полы...

А на пульт пожарного диспетчера уже поступил новый вызов. С улицы Октябрьской. Потом с Алтайской. Вскоре буквально за десять минут вспыхнули еще четыре пожара на улице Светлова.

Пожарные работали как угорелые (в буквальном смысле этого слова).

Статуя спортсмена с факелом на одной из площадей Рубцовска теперь выглядела как насмешка.

Воровского уже разыскивала милиция. Но его не было ни дома, ни на работе. Он одержимо бегал по подвалам, продолжая мстить бывшим коллегам.

- Месть он выбрал страшную, - говорит Николай Ершенко. - Этот парень, обученный пожарному делу, знал, что пожары в подвалах ликвидировать очень сложно. Идет очень быстрое задымление. Требуется эвакуация людей. Он прекрасно понимал, насколько это опасно для жителей этих домов... Жертв могло быть гораздо больше.

Около часа дня на улице Светлова один из пожарных увидел Воровского. Тот побежал. Пожарный, бросившийся за ним, увидел, что горит еще один подвал, и повернул к нему. Работать.

О том, что подозреваемый был замечен, сообщили в милицию. Милицейские машины колесили между пятиэтажками, ставшими жертвами Воровского.

Но он как будто издевался над своими преследователями, поджигая все новые и новые места. В пятиэтажке по адресу Рубцовский, 7, задымились сразу три подъезда.

Это был последний подвал красного мстителя. Через несколько минут он попытался поджечь бросовый дом и был задержан милицией.

Пожарные вздохнули с облегчением.

Подозреваемый сначала сразу во всем признался. Сказал, что им двигали злоба и ненависть к пожарной службе.

По словам сотрудников милиции, молодой человек вел себя адекватно и спокойно. На сумасшедшего не походил.

- Может быть, это какая-то скрытая шизофрения, - поделился неофициально один из милиционеров. - Наступила осень, и у парня поехала крыша.

Сегодня Воровский нанял одного из самых сильных в городе адвокатов и, ссылаясь на Конституцию, замолчал, отказываясь давать какие-либо показания.

В пожарной части и в милиции о нем говорят скупо. Суда еще не было. Пожарные вообще опасаются, что Воровский может выйти сухим из воды. Сегодня привлечь к ответственности за поджоги очень сложно.

Но пожары в подвалах (тьфу-тьфу) прекратились. О красных ноябрьских петухах сегодня напоминают закопченные подъезды, испорченная проводка, гарь... и две могилки на кладбище.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость