Происшествия

Прыгающие в огонь

В горно-алтайском аэропорту прошли тренировки парашютистов-пожарных, подготовленных по программе Hot-Shot-Crew ("прыгающие в огонь").

Четыре дня над аэропортом кружил самолет Ан-2, выбрасывая лепестки парашютов. Пожарные-парашютисты должны были приземлиться в четко обозначенную точку. Сюда же сбрасывался короб с оборудованием.

- Тренировки прошли на о'кей, - поделились ребята. - Навыки за зиму не растерялись, теперь предстоит трудная работа. В крае уже начались лесные пожары.

В прошлом году 25 парашютистов-пожарных из горно-алтайского звена Алтайской базы авиалесоохраны прошли обучение по особой программе быстрого реагирования на пожарах. Их обучали международные инструкторы.

Сегодня в России только два таких элитных звена. Еще одно - в Красноярске. Эти хорошо подготовленные профессионалы тушат пожары быстрее и эффективнее, чем кто-либо другой. Группа быстрого реагирования летает по всей России и может помогать в тушении лесных пожаров за рубежом. Кроме этого, они участвуют в особой космической программе. Каждый из них, приземлившись, может вскрыть капсулу с космонавтом, если та вдруг угодит в горно-алтайскую тайгу.

Еще до внедрения особой программы горно-алтайские парни показали себя как асы, умеющие не пугаться в экстремальных ситуациях. Например, инструктор Леонид Такшибаев, парашютист-пожарный 1 класса, совершил около 600 "производственных прыжков".

- Каждый прыжок нестандартный, - говорит Леонид. - Когда я еще только начинал работать, был такой случай. Вышел из самолета, а купол парашюта перехлестнулся, и парашют стал как шар. Бояться времени нет. За секунду вспомнил инструкцию о запаске. Тогда замки были массивные. Нужно было синхронно работать. С предохранителя снять и обе гашетки нажать. Пока запаску выкидывал, основной парашют нормально стал работать. Тогда стал собирать запаску обратно. Время прыжка спрессовано... Был потом еще подобный случай. Тогда парашют все-таки не раскрылся, и я приземлился на запаске.

Сегодня в арсенале пожарных-парашютистов есть парашют "Лесник-2", которым можно управлять. В позапрошлом году ими был испытан парашют "Лесник-3". На "новичке" совершали приземление и у подножия Белухи, на Телецком озере.

- "Лесник-3" по сравнению с" Лесником-2" - все равно что "Тойота" рядом с "Запорожцем", - говорит пожарный-испытатель Сергей Жданов, на счету которого 200 прыжков на пожары. - Парашют новый, отличный. Не зря и стоит 3,5 тысячи долларов. Но пока он у нас только один. Заказали 200 штук в Иванове. Может, сошьют и привезут. Но деньги он стоит немалые. Тут как уж повезет...

Пока в Иванове шьют новые парашюты, ребята неплохо приземляются на "запорожцах".

- Свой парашют - всегда любимый, - говорит Сергей Жданов. - К нему нужно относиться как к женщине. Если будешь его гладить, он также хорошо будет раскрываться. Парашют - дело тонкое, будешь тупить головой, может не туда тебя отправить.

При вылете на лесной пожар очень важен и расчет летчика-наблюдателя. У старшего летчика-наблюдателя Юрия Домина проколов не бывает. На его счету 3 тысячи безаварийных летных часов. Задача летчика - обнаружить пожар, сообщить о нем и высадить группу в четко обозначенную точку. Не на кромку пожара, но поблизости.

Выбрасывают десант обычно в два захода по три человека. Вместе с ними сбрасывается груз. В металлическом коробе оборудование (воздуходувки - этакие пылесосы наоборот, лесные опрыскиватели, лопаты, топоры, бензопилы), а также питание на три дня.

Сразу после приземления один из парашютистов остается "отвечать за табор". Он ставит палатки, готовит еду. Остальные сразу идут работать. Небольшие пожары проходятся по кромке с воздуходувками и опрыскивателями.

- Здесь нужны физически крепкие ребята, - заметил Такшибаев. - Часто приходится ранец с 20 литрами воды вытаскивать в гору, да не один раз...

Весной прошлого года пожарные-парашютисты работали как на малых, так и на больших пожарах. Одним из самых жутких был пожар в Шебалинском районе.

- Горел кедрач. Огромные кедры пламя пожирало в секунды - страшное зрелище. Кругом гул стоял, как от громадного состава, - вспоминают ребята.

Тогда авиапожарники делали отжиг вокруг маральника. Чтобы огонь не проник туда. После этого пожара их сразу перекинули на другой.

- В горячую пору они по 40 дней в тайге живут, - говорит Юрий Домин. - Жены горючими слезами плачут.

В тайге всякое бывало. Три года назад был такой случай в Улаганском районе. Ребята уже отработали, но погода не позволяла вертолету их забрать.

- Продукты кончились, сала с собой не было. На четвертый, пятый, шестой день погоды не было. Что делать? Собрали рюкзаки и пошли в сторону Улагана. За три дня, пройдя 200 километров, вышли наконец к поселку.

Прошлым летом наша группа быстрого реагирования отлично поработала на пожарах в Чукотке. Там вовсю горели оленьи пастбища. Чукотский август - холодный.

- Утром просыпаешься, палатка колом стоит и хрустит, - вспоминает Сергей Жданов.

В то время на Чукотке стояли белые ночи.

- Как-то плывем с товарищем в лодке на пожар, - рассказывает Сергей, - и вдруг начинает темнеть. Хоп, и сгустилась такая темнота, что друг друга в метре не видно. Причалили к берегу. Через несколько минут хмарь от пожара развеялась, и мы поплыли дальше.

Когда потом жена Сергея увидит съемки одного из пожаров, беспечно скажет: "А вот в этом месте мне больше всего понравилась луна".

- Это не луна, солнце, - усмехнется Сергей, не распространяясь о подробностях пожара...

Теперь жены пожарных снова будут тревожиться.

Грядут горячие месяцы...

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость