Недвижимость

Где родился - там и пригодился: новое в законодательстве о СРО глазами строителей

Одними из самых обсуждаемых изменений в действующее законодательство в сфере строительства, явился блок поправок в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве…", принятый в июле этого года. Данные изменения продолжают политику государства по защите интересов участников долевого строительства, что крайне актуально в условиях существующего в стране экономического кризиса. Изменения в ФЗ № 214 скорректировали работу строительных компаний со своими клиентами, но и создали новые механизмы по контролю за деятельностью застройщиков.

Ксения Белоусова, директор ООО "Алгоритм"
Ксения Белоусова, директор ООО "Алгоритм"
архив компании "Алгоритм"

Стоит отметить что это не единственные важные изменения, принятые этим летом для строителей. Одновременно с изменениями в ФЗ № 214 были приняты поправки к Градостроительному кодексу РФ, которые существенно реформировали систему саморегулируемых организаций в области строительства. О том, что несут новые изменения строительной области нам рассказала директор Инвестиционно-Строительной Компании "Алгоритм" Белоусова Ксения.

— Ксения, для начала расскажите нам что такое саморегулируемая организация (СРО), для чего она нужна, и какова ее роль сегодня для строительной организации?

— Закон о саморегулируемых организациях был принят в России в 2007 году. Появление саморегулируемых организаций было альтернативой административно тяжелой процедуре лицензирования предпринимательской деятельности.

Саморегулируемая организация – это некоммерческая организация, объединяющая на основе членства представителей предпринимательского сообщества по отраслевому признаку. Суть идеи была в том, что предпринимательство, в целях повышения качества конкуренции, само создаст для себя стандарты своей работы и будет контролировать их исполнение, обладая при этом надзорной функцией, методами воздействия на своих членов.

Для строительных организаций участие в СРО стало обязательным, в случае выполнения работ, перечень которых был определен приказом Министерства регионального развития РФ. Для принятия в члены СРО необходимо было не только иметь соответствующий штат технических сотрудников по соответствующим направлениям, но и оплатить взнос в компенсационный фонд, за счет которого могли покрываться убытки компании в случае причинения вреда в результате выполнения работ.

— Чем обусловлено реформирование работы СРО в строительстве, и была ли такая необходимость?

— Необходимость реформирования назрела в результате человеческого фактора, который часто искажает изначальную идею.

Наряду с реально работающими СРО, обеспечивающими осуществление контроля за своими членами, а следовательно – уровень работ, появились СРО, которые за легальную плату (вступительные, членские и компенсационные взносы) просто выдавали соответствующее свидетельство о допуске. Как следствие, требования к качеству работ и уровню сотрудников никем не контролировались и были довольно низкого уровня. Механизм использования компенсационного фонда как самим СРО, так и его участниками никак не был регламентирован, кроме общих норм. Следовательно, и реального механизма его использования – не было.

Плюс государство наделив самостоятельностью, фактически не оставило за собой контроля за деятельностью самих СРО и методами воздействия на них. Предложенные сегодня законодателем изменения в этой области, на мой взгляд, довольно последовательны и логичны. Поэтому отвечу на Ваш вопрос – да, необходимость реформирования деятельности СРО в строительстве назрела.

— Одним из главных нововведений для деятельности СРО стало региональный принцип членства строительных компаний. Насколько это важно и принципиально для отрасли?

— Это отражение русской поговорки – где родился, там и пригодился. Суть принципа в том, что вступать в СРО компания должна по месту своей государственной регистрации, однако это не препятствует осуществлению деятельности на территории всего государства. Логика данного правила проста, юридическое лицо, чаще всего, находится и осуществляет основную деятельность в том субъекте, в котором оно зарегистрировано. Это, в свою очередь, обеспечивает больший контроль, возможность влияния и обратной связи между СРО и строительной компанией.

Насколько полно и правильно можно осуществить проверку компании, которая работает за несколько тысяч километров, как сейчас часто бывает – вопрос весьма спорный. А так, все под рукой – оперативно и объективно. Плюс СРО, является не только контролирующим органом, но и обязано объединять и представлять интересы своих членов на уровне власти и т.д. Очевидно, что местные СРО знают местные потребности куда лучше, чем "соседние регионы", и смогут более быстро подстраиваться и решать местные потребности строителей.

— Вы отметили, что недостаточно полно были урегулированы вопросы использования компенсационного фонда СРО. Что изменилось в данной области?

— Тут сразу очень много нововведений. Одним из главных, пожалуй, является обязательное размещение СРО средств компенсационного фонда на специальных счетах в банках либо через управляющие организации, в порядке, установленном Правительством РФ. То есть теперь, средства компенсационного фонда любого СРО должны быть обособлены. В случае уведомления от надзорных органов, кредитная организация обязана приостанавливать все операции с компенсационным фондом. Это повышает роль страхования ответственности членов СРО.

Установлена возможность формирования в СРО компенсационного фонда договорных обязательств, в случае, если члены СРО активно участвуют в закупках и торгах на производство строительных работ.

Интересным является нововведение на запрет рассрочки оплаты взноса в компенсационный фонд и уплаты данного взноса третьим лицом. То есть подразумевается, что на момент вступления в СРО компания должна иметь определенный финансовый запас. Кстати, размер взносов в компенсационные фонды был пересмотрен в сторону снижения, что снизит порог для средних строительных компаний.

— Что еще принципиально нового в регулировании вопросов СРО, о чем Вы еще не рассказали?

— Я бы отметила еще два принципиальных момента. Во-первых, Градостроительным кодексом РФ теперь предусмотрено кадровое требование о наличии специалистов по организации строительства, т.е. главных инженеров, сведения о которых содержатся в национальном реестре специалистов. Получается, что на федеральном уровне отсутствует требование о наличии узкопрофильных специалистов, как это есть сейчас.

И второй момент, о котором тоже говорят с момента принятия изменений – участие в СРО требуется для компаний, которые заключают договор генерального подряда с застройщиком, либо техническим заказчиком. Исходя из буквального толкования нормы, субподрядчикам, независимо от видов работ не будет требоваться допуск СРО. Значит повышенная ответственность ложится на генерального подрядчика и его работников. Будет ли эта норма применяться на практике так, как она прописана – вопрос открытый.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

  • Новости компаний

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость