Спорт

Герой своего времени. Алексей Смертин впервые в роли безработного футболиста

522 матча за десять разных клубов России, Франции и Англии. 55 – за сборную России, в ней же – капитанская повязка, переданная нашему земляку легендарным Виктором Онопко. 20 полновесных сезонов отпахал Смертин от свистка до свистка. Добился большего, чем многие, более талантливые его ровесники. Даже как-то удивительно, что сегодня один из главных трудоголиков российского футбола сидит без работы. На прошлой неделе он целый час провел в студии «Радио 22»* – отвечал на вопросы слушателей и корреспондента «СК».

Время гедонизма

Футболист Алексей Смертин сейчас официально безработный?

Да. Он на вольных хлебах. В свободном плавании, как сейчас модно говорить.

– Это вынужденная остановка или приятная передышка?

– Приятная передышка. Так получилась, что она случилась уже под конец моей карьеры. Общеизвестно, что футболисты играют до 35, максимум до 37 лет. Скоро этого рубежа достигну и я.

– Скучаете по футболу?

– По большому счету, нет. Все, чем я занимаюсь в последнее время, так или иначе касается этой замечательной игры. Хоть в Москве, хоть здесь. Когда я в Барнауле, школа отнимает львиную долю всего моего времени. Скучаю ли я по футболу как игрок? Да, я давно не играл. Но скучаю не очень, потому что слишком уж много сы­грано. У меня сейчас время гедонизма. Мне нравится пребывать в таком состоянии, когда не нужно никуда ехать, торопиться, а можно позволить себе многое из того, что не может себе позволить футболист, который работает.

– О чем сейчас больше всего болит голова у вашего агента?

– Естественно, о том, куда бы пристроить своего игрока. Как бы это пошло ни звучало – именно пристроить. Такова работа агента. Несмотря на то что трансферное окно закрыто, сейчас самое жаркое время, ведутся подготовительные работы. Мой агент – иностранец, хорошо говорящий по-русски. Список стран, которые он рассматривает, очень большой. Есть возможность и остаться в России, и вновь уехать за рубеж.

– Чем он больше занимается – предлагает вас или отбивается от желающих, которые хотят приобрести полузащитника Смертина?

– Сейчас в большей степени первое. Раньше было наоборот.

– А какого футбольного будущего хотелось бы вам?

– Светлого и без травм.

Детям нужна конкуренция

– Сейчас вы бываете в Барнауле как гость. Давайте попробуем за­глянуть в будущее: мы можем увидеть там Алексея Смертина, который живет в этом городе и сам руководит школой своего имени?

– Я никогда не ощущаю себя в Барнауле гостем. Если говорить о частоте приездов, то в последнее время я приезжаю сюда раз в месяц. Что касается школы, то я так или иначе участвую в процессах, которые там происходят. Вся нагрузка, конечно, ложится на плечи других людей, но когда дело касается глобальных вопросов, мое участие обязательно.

– Школу Алексея Смертина часто противопоставляют школе «Динамо-Барнаул», сравнивают. Как думаете, на пользу ли такая конкуренция детскому футболу в крае?

– Сам я занимался в «Динамо», и тогда конкуренции как таковой не было. То, что школы сравнивают, это замечательно. И у детей сейчас есть выбор.

– Финансирование школы Смертина из краевого бюджета значительно выше, чем у школы «Динамо». Как по-вашему, это справедливо?

– Это не очень корректный вопрос. Я могу сказать, что у нас есть филиалы, их довольно много, и, соответственно, детей занимается больше.

– Насколько оправдала себя идея открытия большого количества филиалов по краю?

– Мы прекрасно понимаем, что, помимо спортивной, мы выполняем еще и социальную функцию. Да, мы знаем, что на периферии условия неидеальные, и возможно, квалификация тренеров оставляет желать лучшего… Но при этом дети заняты. Вместо того чтобы крутить коровам хвосты, как папа мой любит говорить, они могут проводить свободное время на футбольном поле, стремиться к чему-то. Это уже замечательно. Пускай не вырастут из них хорошие футболисты! Но если кто-то выстрелит, это будет здорово. Мы проехали по филиалам: везде футбольный бум. Это все после побед «Зенита», после замечательной игры сборной России на чемпионате Европы. Я думаю, что нужно идти дальше.

Задворки «Динамо»

– Алексей, уверена, что вы следили за cудьбой барнаульского «Динамо». Как это выглядело со стороны?

– Я видел игру с подопечными Омара Тетрадзе (с «Анжи» из Махачкалы. – Авт.), которые шли тогда на втором месте. И наши заметно уступали в мастерстве. Дорофеев тогда признал, что «Динамо» ниже классом. Конечно, можно было компенсировать это работоспособностью…

Так или иначе, я видел всего несколько игр. И они были не самыми удачными. Первая лига все-таки разительно отличается от второй, особенно от нашей Восточной зоны. «Динамо» вылетает. И уже сейчас нужно готовиться к следующему сезону. Мне сложно судить о проблемах клуба. Очевидно, что здесь симбиоз – финансы, кадры… Но чтобы давать советы, нужно быть внутри и знать всю кухню. Говорить сейчас какие-то банальности я не стану.

– В сегодняшних реалиях возможно ли появление в крае современного, крепкого клуба, способного радовать зрителей и строить планы на светлое будущее?

– Несомненно. При хорошей организации, при хорошей поддержке, при хорошем штабе это реально. Вспомните Томск. Их команда, которая, как «Динамо» и «Заря», все время была на задворках, сегодня играет в премьер-лиге. Просто за «Томь» в свое время должным образом взялись.

Я не пессимист. И те разговоры об алтайском футболе, которые ведутся в моем присутствии, вселяют оптимизм.

Стечение обстоятельств

– Есть мнение, что ваше поколение футболистов намного талантливее игроков сегодняшней российской сборной. Однако та сборная ничего яркого не сотворила, а сегодняшняя преподносит сюрприз за сюр­призом. Не жалеете, что родились на пять лет раньше?

– Ни в коем случае! У меня была возможность, я ее реализовал. Более того, я даже не мечтал о сборной, честно вам скажу. На голом таланте далеко не уедешь. Даже если он есть и есть работоспособность, то должна быть еще одна составляющая. Не люблю слово удача – назовем это «стечением обстоятельств».

Есть такое понятие – герой своего времени. Просто сейчас другая футбольная эпоха. И игроки другие, не менее талантливые. Нельзя сравнивать Пеле с Марадоной, Марадону с Платини. Эпохи разные. Футбол разный. Я очень надеюсь, что никогда не скажу: «Ну что это за футбол? Вот мы играли!»

* Слушать на http://altapress.ru/story/37012.

Цитата

– В моей жизни было очень много клубов. Я посчитал – десять. Первый – «Динамо-Барнаул». Естественно, я думаю об этой команде. Это как первая женщина, о которой нельзя не думать. Какой – удачный или неудачный был опыт, – это уже другой вопрос. Естественно, я благодарен «Динамо». Благодарен тренеру Виктору Волынкину, который поверил в молодых игроков, таких как Кашенцев, Кормильцев, Мусин. Он дал нам возможность выйти на футбольное поле. Вторая любовь – ленинск-кузнецкая «Заря».

Есть только две команды, которые в меньшей мере за­служивают внимания. Это, наверное, «Чарльтон» и «Фулхэм», где все прошло ровно. Остальные клубы мне очень много дали. Особенно «Локомотив».

Справка

Алексей Смертин родился 1 мая 1975 года в Барнауле. Заниматься футболом начал под руководством своего отца Геннадия Смертина. Первые тренеры в «Динамо» – Геннадий Гришко и Валерий Белозерский. Выступал за клубы «Динамо» (Барнаул), «Заря» (Ленинск-Кузнецкий), «Уралан» (Элиста), «Локомотив» (Москва), «Бордо» (Франция), «Челси» (Англия), «Портсмут» (Англия), «Динамо» (Москва), «Фулхэм» (Англия).

В сборной России дебютировал в 1998 году. В 2002-м стал капитаном команды. Участник чемпионата мира 2002 года и чемпионата Европы 2004 года. В 1999 году Алексей был признан лучшим футболистом России, в 2005 году стал чемпионом Англии в составе лондонского «Челси», и это далеко не все его достижения.

Факт

В конюшне одного столичного ипподрома живет жеребец по имени Смертин. Это имя ему дал хозяин, большой друг Алексея, который знает, что футболист очень любит лошадей. Конь Смертин участвует в скачках и занимает призовые места.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость