Здоровье

Острая и хроническая головная боль. Что мы знаем о ней?

Интервью с доцентом кафедры нервных болезней АГМУ, кандидатом медицинских наук, специалистом "Первой клиники лечения хронической боли", Пархоменко Е. В.

Подход к лечению головной боли должен быть мультидисциплинарным, наблюдение специалиста за пациентом длительным, а сам пациент должен принимать активное ответственное участие в лечении.
Подход к лечению головной боли должен быть мультидисциплинарным, наблюдение специалиста за пациентом длительным, а сам пациент должен принимать активное ответственное участие в лечении.
Анна Зайкова

– Екатерина Васильевна, мы уже поднимали проблему головной боли с директором "Первой клиники лечения хронической боли", в которой вы работаете, и по большому количеству обращений, вопросов и комментариев к интервью с В. В. Гуревичем поняли, что тема головной боли волнует практически каждого. Одни страдают сами, другие видят муки родственников и хотели бы им помочь. Мы видим, что Интернет пестрит запросами о головной боли. Вопрос актуальный. У нас болит голова, мы глотаем таблетки. Болит сильно и часто – сначала увеличиваем дозы таблеток, а потом мчимся по поликлиникам в надежде как-то решить проблему, потому как таблетки уже не спасают.

Вы как большой специалист в данном вопросе, который ежедневно видит десятки разных сложных, возможно, запущенных случаев на протяжении многих лет, поясните, пожалуйста, если у меня болит голова неделю, не переставая, или время от времени – это острая или хроническая боль? Как мне понять, пора ли уже обращаться в специализированную клинику?

– К специалисту необходимо обращаться при периодических головных болях как можно раньше. Только специалист может правильно и точно поставить диагноз. Если мы говорим о тактике лечения мигренозного приступа, то она включает начало терапии на ранних этапах развития. Это может предотвратить повышение интенсивности боли до умеренной или тяжелой. Интенсивность боли при мигренозном приступе прогрессирует во времени, и более чем у 70% пациентов, не получающих лечения, легкий приступ мигрени в конечном итоге трансформируется в приступ умеренной или тяжелой интенсивности. Нарастание головной боли усиливается центральной сенситизацией тригеминальных нейронов. Кроме того, гастропарез, часто наблюдающийся при мигрени, вероятно, приводит к нарушению абсорбции лекарственных препаратов при их пероральном приеме. Если лечение легкого приступа мигрени с пероральным приемом специфических противомигренозных препаратов начинается на раннем этапе приступа, до развития гастропареза, это приводит к более полному всасыванию лекарственного препарата и повышает вероятность достижения терапевтического ответа. Доказано, что полное купирование боли в случае развития приступа (в отличие от уменьшения выраженности боли) ассоциируется с уменьшением рецидивов головных болей и, таким образом, с уменьшением частоты приема препарата в дальнейшем. Раннее начало терапии также связано с большей вероятностью полного купирования боли.

– Я думаю, что проблема головной боли человека касается не только его, но и окружения. Должно быть, постоянные боли не лучшим образом сказывается на отношениях с близкими и на работе? Как говорится, за чужой щекой зубы не болят. Вряд ли окружающие сильно понимают страдания таких больных, трудно поверить, что что-то болит постоянно, когда сам подобного не испытываешь.

– Действительно, жизнь с постоянной болью требует значительного эмоционального напряжения и истощает эмоциональные ресурсы не только самих пациентов, но и членов их семей, друзей сотрудников и работодателей. У людей с хронической болью может возникнуть подозрение, что врачи, начальство и даже члены их семьи не верят наличию у них болевых ощущений. Им могут сказать, что им невозможно помочь и они должны "просто научиться жить с этим". Для самого пациента последствия хронической боли могут стать причиной нарушения душевного равновесия, приводящего к депрессии, фрустрации, гневу, тревоге, склонности к рефлексии, концентрации на своих ощущениях и изоляции. Этот эмоциональный дистресс может усиливаться под действием множества других факторов, включая страх, неадекватные личностные стратегии адаптации, ятрогенные осложнения, чрезмерное употребление мощных препаратов, неспособность работать, изменение обычного образа жизни, нарушения сна.

– Еще раз хочу для себя пояснить, в чем же заключается отличие пациентов с острой болью от пациентов с хронической болью?

– Пациенты с острой болью обычно часто получают помощь и облегчение своим страданиям после обращения к специалистам первичного звена здравоохранения. В то время как пациенты с хронической болью на многие годы становятся постоянными посетителями поликлиник и стационаров, переходя от врача к врачу, от одного метода исследования к другому, от одной процедуры к другой, постепенно теряя надежду на точный диагноз и эффективное лечение.

При этом нужно отметить, что сами пациенты не всегда строго придерживаются рекомендованного курса лечения. Тесно общаясь с ведущими специалистами по лечению боли в России, выявляется характерная для России проблема низкого показателя повторных визитов, необходимых для контроля за проводимой терапией. Эта проблема отдельно была озвучена на недавно проходившей российской конференции по лечению хронических болей.

– Вы затронули тему сотрудничества с ведущими российскими специалистами по лечению хронической боли. Можно чуть подробнее, в каком ключе идет это сотрудничество?

– В настоящий момент вышли в специализированных изданиях несколько научных статей, где я являюсь соавтором доцента кафедры нервных болезней, ст. научн. сотр. отдела неврологии и клинической нейрофизиологии 1 МГМУ им. И. М. Сеченова Баринова Алексея Николаевича, одного из ведущих специалистов по лечению хронической боли. Кстати, совсем недавно под его редакцией вышел в свет переведенный с немецкого справочник по лечению хронической боли. Активно идет общение и с другими коллегами из разных городов, обмен опытом на конференциях. Есть интересные идеи новых статей, но о них пока говорить рано.

– Вернемся к вашим пациентам, какие ключевые аспекты успешного лечения хронической боли вы можете выделить?

– Во-первых, мы учитываем важную роль психологической составляющей в лечении. Выделяются специфические стадии в динамике развития процесса, в зависимости от которых выбирается тактика лечения. Например, на стадии Precontemplation или т. н. ложного представления пациенты с хронической болью считают свою боль исключительно соматической патологии и остаются пассивными, так как они ждут от врача верных действий и назначения правильного лечения. Врач пытается помочь пациенту, объясняя ему риск и проблемы, связанные с его пассивностью, такие как усиление боли и ухудшение общего физического самочувствия.

Приведу клинический случай: у меня был пациент, который прошел несколько врачей, получил несколько курсов терапии сосудистыми препаратами и ноотропами, однако эффект был очень кратковременным. Это и заставило его искать специализированную клинику. Ко мне на прием он пришел, уже точно зная, от чего у него болит голова, прочитав все, что можно, в Интернете и ожидая какого-то иного назначения лекарств. Это как раз случай ложного представления. Таким пациентам достаточно сложно объяснить, что дело не только в грамотно подобранной лекарственной терапии, но в кардинально другом подходе к лечению.

И самое важное – подход к лечению должен быть мультидисциплинарный, наблюдение специалиста за пациентом длительным, и пациент должен принимать активное ответственное участие в лечении.

– Спасибо вам за интересную и содержательную беседу. Надеюсь, мы многим помогли, разъяснив такую важную, каждого касающуюся тему здоровья и головных болей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

  • Реклама

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость