Жизнь

Другая 9-я рота. Служивший в ней барнаулец пишет свою повесть об афганской войне

Герои Евгения Прозорина мало похожи на суперменов из нашумевшего кинобоевика "9-я рота", но отставной барнаульской десантуре нравятся гораздо больше. У Жени нет, как у настоящего писателя, ни рабочего кабинета, ни компьютера, ни даже какой-нибудь завалящей старенькой пишущей машинки. Инвалиду боевых действий такие орудия труда не по карману. Вот поэтому пишет он от руки, сюжеты, мысли, наброски хранит в собственной памяти. Время от времени готовые главы публикуются в газете клуба ветеранов локальных вооруженных конфликтов "Мы вместе".

"Мы были не такие"

Ветераны боевых действий в Афганистане считают, что у Жени их война показана лучше, правдивее, чем в фильме Федора Бондарчука.

Сам Евгений не склонен к категоричным оценкам:

- Может, к моменту вывода из Афганистана и были в 9-й роте такие крутые парни, как те, что показаны в фильме, только мы были другие. Откуда было взяться крутизне? Нас первыми ввели в Афганистан, не дав пройти курс молодого бойца. Умение воевать приходило с опытом.

…Их призвали в начале ноября 1979 года. Из Барнаула через Рубцовск поездом привезли в Фергану. Выгрузили 14 ноября. 7 декабря - ускоренная присяга. Ночь на то, чтобы перешить погоны с х/б на шинели, утром - торжественное построение и клятва на верность воинскому долгу. А 26 декабря отдельный гвардейский парашютно-десантный полк, в который попал служить Женя, уже высадился в Афганистане.

Они не падали на Кабул с неба - многие до Афгана ни разу не прыгали с парашютом. Военно-транспортный Ил-76 приземлился на Баграмском аэродроме, в полусотне километров от афганской столицы. Необстрелянные десантники вывели свои БМД (боевые машины десанта) на "взлетку" и пошли - одни захватывать штаб ВВС и охранять авиабазы в окрестностях Баграма, другие - штурмовать президентский дворец в Кабуле.

- Я был во второй группе, - вспоминает Прозорин. - Дворец брал, но не сверху. Хотя мог бы - до армии прыгал с парашютом, занимался легкой атлетикой, боксом, волейболом, баскетболом - ведь учился на спортивном факультете Барнаульского пединститута. Меня с третьего курса взяли. Точнее, попросили.

- Вот так запросто попросили в Афган?

- В армию. Мы тогда еще про Афган не знали. Попросили усилить армейские ряды хорошо подготовленными людьми. Мы откликнулись впятером. Я и Миша Ращепкин попали в Афган, еще трое остались в Союзе.

Десант своих не бросает

- Как жила 9-я рота?

- Как все. Комбат капитан Востротин Валерий Александрович (мы с ним входили в Афганистан) гонял нас сильно. На армейском языке это называется боевое слаживание. Часа в два ночи подъем. Техника уже стоит. Поехали! Проехали по маршруту - вернулись. Тактические задачи стояли разные: блокировать район, сделать зачистку, задержать караван с оружием или наркотиками, набрать пленных и передать афганской армии…

Опыт был тяжелым. С постоянными боевыми потерями, с высокими моральными и физическими нагрузками, перепадами температур.

- Попробуйте килограммов 40-50 груза на себе потаскать по горам несколько суток да еще в бронежилете.

Многих офицеров, с которыми судьба свела в Афганистане, он вспоминает с любовью и благодарностью:

- Наши командиры жили с нами, особенно в горах, в одной палатке, ели то же, что и мы, шли с нами в одной цепи и самое главное - никогда не гнали нас на пулеметы и за наши спины не прятались. Третья часть погибших в Афгане - это офицеры.

Сама ситуация, выведенная в фильме, когда брошенную на прикрытие отхода советских войск роту попросту "забывают" в горах, Жене по жизни не знакома:

- Десант своих не бросает… Писать, говорить, показывать нужно правду.

"Тельник в голубую полоску"

В писатели Женя не готовился. Но мысль "Кто, кроме нас, напишет правду?" засела в голове еще в армейскую пору. Сначала в перерывах между боями рождались стихи. Потом появились наброски первых афганских рассказов.

Повесть "Тельник в голубую полоску" стал писать намного позже - лет десять назад. Благословила Женю на этот труд мама погибшего в Афганистане друга-десантника барнаульца Павла Максимова. Она же дала и название повести, герои которой - Павел, Женя и их 18-20-летние друзья.

Отрывки из повести Е. Прозорина "Тельник в голубую полоску"

‹…› Заметно было, как пересекали границу. У нас города сияли огнями, а впереди маячил мрак. Когда взошла луна, стало светло.

- Ребята, горы!

Внизу немыслимыми разноцветными огнями сияли ледники и снега. Толкаясь, прилипли к иллюминаторам. Вот это красота! Никто еще не догадывался, что внизу ледники жестоки и опасны и что будем проклинать эти горы самыми страшными словами, а заодно и тех, кто нас послал туда. А пока, забыв обо всем, мы любовались красотами, пока корабли не вошли в облака.

‹…› Вывели технику. Одна БМД - упорно не заводилась. Посыпались маты, угрозы. С грехом пополам завели и вывели. После отлета бортов все огни на аэродроме погасли. Поотделенно, повзводно все толпились у БМДешек и ждали рассвета. Привели в боевую готовность оружие, назначили часовых. Замполиты старались поднять боевой дух. Дико хотелось есть. Зверский ветер, холод пронизывали до костей. Приходилось постоянно двигаться.

‹…› Связи почему-то не было. Боя тоже. И что делать - не известно. Взводный решил сам сбегать к комбату. Только выскочил, как в командирское место ударила граната. Мгновенно опахнуло горячим металлом - к машине! Горим! Все выскочили и сосредоточились с правого борта. Прямо по фронту по нам застрочил пулемет. Прибежал взводный. Через десантный люк глянул на механика - убит! Гранатометчику приказал чуть выдвинуться и пальнуть пару раз по пулемету. Попал, нет ли, но пулемет смолк. Вытащили убитого. Одному-двоим нести его оказалось не по силам, несли вчетвером. Потащили в штаб, где уже часовыми стояли наши. Положили на плетеную кушетку. Врач разрезал х/б, тельник - все, убили солдата. Комбат рявкнул на столпившихся солдат:

- Разойдись!

‹…› Основной бой разгорался у президентского дворца, где были убитые и раненые. Вначале гвардейцы нашим всыпали, затем наши обозлились и четко сделали свое дело. Не хрен злить русский спецназ и десантуру.

Где-то еще продолжали стрелять. Подъехал грузовик с кухней. Есть и пить. Старшина раздавал кашу в котелки. Экономил, так как не знал, сколько людей еще прибудет. В конце концов бросил черпак: "Не могу я смотреть на их голодные рожи! Пусть другой раздает!"

Ночью пришла информация, что взбунтовалась какая-то "голубая дивизия". Объявили тревогу. БМД и гранатометчики заняли позиции. Подслушанный разговор наших офицеров с мужиком в "гражданке":

- Что будем делать? Если танки вырвутся на "взлетку", нам не удержаться - сомнут.

Часа полтора проклацали на морозе зубами, затем пришла команда "отбой". То ли остановили танки где-то на подходе, то ли узнали о смерти Амина и не захотели воевать.

Справка "СК"

Прозорин Евгений Григорьевич, участник боевых действий в Афганистане. С декабря 1979 по сентябрь 1981 года воевал в составе 9-й роты отдельного гвардейского парашютно-десантного полка, инвалид второй группы.

Тамара ДМИТРИЕНКО.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость