Рожь, пшеница и овес
История земледелия на Алтае начинается в XVII веке. На вторую половину XVIII века приходится начало его активного развития. Тогда за 33 года размеры пашен выросли в три раза. Крестьяне в то время сеяли рожь, ячмень, овес, пшеницу, просо, гречиху, горох. Самой распространенной культурой была озимая рожь, на втором месте — яровая рожь. На третьем месте по количеству засеваемой площади находился овес, на четвертом — пшеница. Урожайность по годам и разным территориям Алтая была не одинаковой. Средний урожай был "сам четыре", то есть сеяли пуд, собирали четыре.
Началось с упадка
В середине XIX века алтайская горнорудная промышленность начала деградировать, производство становилось все более убыточным для казны. Тогда на Алтае стала развиваться переработка сельхозпродукции. За 30 лет, с 1865 по 1895 год, количество промышленных заведений возросло с 78 до 5 293, из них 4 322 относились к мукомольным мельницам со средним числом занятых 1–2 человека. Как правило, сельские мельницы были водяные, работали сезонно и мололи зерно главным образом для местного населения. Первым перерабатывающим производством на Алтае можно назвать крупчатную мельницу, установленную в селе Повалиха купчихой 1-й гильдии Щегловой в 1848 году. Эта мельница проработала вплоть до советских времен. Годовой помол мельницы колебался от 30 до 60 тыс. пудов.
Лампочки от пожара
Мануфактуры преобладали на Алтае вплоть до начала XX века. Здесь еще не использовались механические двигатели, и число работающих составляло не более 11 человек. Только два предприятия отвечали критериям фабрики, то есть имели паровые двигатели и численность рабочих более 16 человек. Одно из них — мельница купца Богомолова. В 1879 году он установил на своей мельнице паровой двигатель мощностью в 20 лошадиных сил. В начале 1890-х годов прошла и электрификация ряда мельниц. Электричество использовалось только для освещения помещений, но это отражало определенный технический прогресс и уменьшало возможность пожаров, столь обычных для деревянных производственных помещений. В 1892 году были электрифицированы три мельницы.
Излишки соседям
Во второй половине XIX века растет роль Алтая как поставщика сельскохозяйственной продукции, прежде всего зерна. В 1870-е годы излишки зерна по горному округу составляли в среднем около 4 млн пудов, в 1881 году — 7 млн пудов, в 1890–1894 годах — около 12 млн пудов, а в 1892 году — уже 15 млн пудов. Вывозили зерно в соседние округа и губернии преимущественно по северному направлению, то есть водным путем, по Оби и ее притокам. Начало пароходства датировано 1854 годом, когда в Барнаул из Томска пришел пароход "Ермак". В 1865 году установили пароходное сообщение с Бийском. На конец 80–90-х годов XIX века приходится образование алтайских пароходных компаний. Они вывозили зерно в Томск, Тюмень, Тобольск. Из Тюмени алтайское зерно попадало в Екатеринбург и прочие центры Урала и даже в Европейскую Россию. Железных дорог в Сибири еще не существовало.
Особенно возрос вывоз зерна в начале 1890-х годов, в период голода на Урале и в Тобольской губернии. Хлеб в зерне в это время скупали на Алтае по 20–30 копеек за пуд и продавали в Тюмени по 1 рублю 70 копеек — 1 рублю 80 копеек. Особенно больших по местным меркам масштабов вывоз зерна достиг в навигацию 1892 года: из Барнаула — 2,5 млн, Колывани и села Бердского — по 1 млн, Усть-Чарышской Пристани — 900 тыс., Бийска — 500 тыс., Камня — 400 тыс. пудов.
Хлебное золото
На скупке хлеба в селах и дальнейшей его перепродаже сделали капиталы многие сельские предприниматели. Хлебной торговлей занимались владельцы всех крупчатных и некоторых крупных раструсных (для простого помола) мельниц, владельцы пароходных компаний. Одновременно на Алтае зерно скупали тюменские и тобольские купцы, "Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли" и др. "Хлебный бум" помог многим превратиться в дельцов общесибирского масштаба. Одним из крупнейших скупщиков зерна в 1880–1890-е годы был бийский купец Морозов. В 1888 году от Бийска до Тюмени стал ходить его пароход "Первый", на следующий год — "Второй", в 1892 году у него было 4 парохода, хлеб скупал во многих местах Алтая, в том числе в Бийске, Усть-Чарышской Пристани, а под Барнаулом в деревне Ерестной устроил собственную пристань. В навигацию 1892 года его пароходы доставили в Тюмень 460 тыс. пудов, в Тобольск — 480 тыс. пудов зерна, и чистая прибыль от этой операции составила 397 тыс. рублей.
Сорта из-за бугра
Переселенцы во второй половине XIX века улучшили земледельческую культуру Алтая. Они привезли в округ твердые пшеницы, из которых большее распространение получила "белотурка". С 1880-х годов известна рожь "веснянка", или китайская, которая отличалась крупным белым зерном. В Бель-Агачской степи (ныне территория Казахстана, до 1917 года относилась к Змеиногорскому уезду) сеяли китайскую пшеницу, которую за особую пышность в муке называли "белояровой". Урожайность пшеницы колебалась от 60–80 до 120 пудов с десятины. В Бель-Агачской степи получали урожаи и до 200–240 пудов.
Главный продукт
Среди хлебов во второй половине XIX века преобладали яровые культуры, особенно пшеница, Алтай в отличие от центра России не был "ржаным царством". Барнаульский, а затем Змеиногорский уезды стали специализироваться на выращивании высококачественных сортов твердой пшеницы, занимавших до 60–70% посевов. Пшеница была главным рыночным продуктом из хлебов. Из года в год возрастала доля другой, тоже рыночной культуры — овса. Алтай тогда начали называть "сибирской хлебной житницей". Выращивали здесь и другие сельскохозяйственные растения: коноплю, лен, подсолнух, производили их в основном для внутреннего потребления.
Хлебопекарный старожил
Старожилом хлебопекарной отрасли можно назвать "Новоалтайский хлебокомбинат". В далеком 1717 году для гарнизона Белоярской крепости и для своих семей здесь пекли хлеб в русских печах. Зерно для этого мололи на небольших мельницах в соседних деревнях. Основатель села Чесноковка (ныне Новоалтайск) по фамилии Вяткин и сам был мельником.
Строитель-самоучка
В конце 1920-х годов элеваторы на Алтае строил инженер Юрий Кондратюк. Он известен тем, что рассчитал трассу полета и высадки людей на Луне. Его проект был осуществлен. Журнал "Лайф" писал: "Американские астронавты летали на Луну по схеме, рассчитанной еще полвека назад безвестным механиком-самоучкой Юрием Кондратюком". По проектам Кондратюка строились хлебоприемные пункты в Камне-на-Оби, Рубцовске и Поспелихе. Он приехал в Сибирь в апреле 1927 года по приглашению краевой конторы "Хлебопродукт". Это была эпоха нэпа, крестьяне собирали неплохие урожаи, а вот с хранением и переработкой зерна возникали проблемы. Надо было строить складские помещения и элеваторы.
Кондратюк спроектировал и возвел в Камне-на-Оби комплекс сооружений, состоявший из элеватора, зернохранилища и грузовой галереи. Центральное место в нем заняло зернохранилище емкостью восемь тысяч тонн, построенное без единого гвоздя по принципу русской избы. Он назвал свое детище "мастодонтом". "Мастодонт" использовался по назначению около 60 лет.
Со времен первой пятилетки
В годы первой пятилетки (1928–1932) на Алтае было построено 14 мельниц, а в Алейске и Рубцовске — крупные мельничные комплексы с элеваторами для хранения зерна и складами готовой продукции. Предприятия, заложенные в те годы, существуют и по сей день — это "Алейскзернопродукт" и "Мельник".
Цитата
К середине 90-х годов XIX века, когда Барнаул стал "центром хлеба", один из современников писал в этой связи: "Хлебная горячка особенно сказалась в Барнауле, главном хлебном рынке губернии. Город был запружен подводами с хлебом, по некоторым улицам буквально невозможно было пройти, не только проехать. Всякое сколько-нибудь пригодное здание превращалось в хлебный склад. Целые горы хлеба, едва прикрытые брезентом, лежали во дворах на открытом воздухе".
Факт
Значительная часть хлебных избытков в XIX веке на рынок не попадала, особенно в глубинке. Интересное описание хозяйства богатого крестьянина Ивана Хабарова в Чистюньке в 1901 г. сделал известный географ Баранский: "...в амбаре скопилось хлеба свыше 10 тысяч пудов. Когда я и его сын советовали старику хлеб продать, а деньги в банк положить, он отвечал: “А кто их у меня видеть будет в банке-то. А хлеб в амбаре каждый видеть может. Продам хлеб, и богатства моего не видно будет”".
Самое важное - в нашем Telegram-канале