Жизнь

Капитан с Большого Ярового. Почти 30 лет житель Славгорода делает парусники

Босой, черный от солнца, седые чуть длинноватые волосы спрятаны под светлой клетчатой косынкой, завязанной на затылке плотным узлом. Несмотря на зной, капитан в теплых брюках и плотной рубашке - на озере ветер, а он с утра до позднего вечера на воде, шерстяная кофта вдоль поясницы бережет хозяина парусника от хондроза, ревматизма и прочих болячек. Таким Алексея Ивановича Шульженко видят туристы, которые отдыхают на озере Большом Яровом и становятся гостями его парусника «Русь». Единственного на соленом озере в городе-курорте Яровое. Для отдыхающих яхта, как и хозяин, который собственноручно ее сделал, - настоящая экзотика.

Туристы называют его пиратом

«Да это же пират из произведений Стивенсона! Только черной повязки на глазу не хватает» - поверьте, так думает почти каждый турист, который впервые видит Алексея Ивановича. Но как только он заговорит с тобой, его сразу же хочется назвать капитаном.

- Туристы называют меня так и так - и пиратом, и капитаном, - по-доброму смеется хозяин парусника.

С берега на яхту отдыхающих доставляет обычная лодка, на которой работает напарник Алексея Шульженко Сергей Волков. Как только гости ступают на палубу «Руси», ее капитан приветствует новичков на борту судна. А дальше парусник в полном распоряжении туристов. Капитан позволяет гостям даже посидеть за румпелем*. Корреспонденту «СК» удалось несколько минут дрейфовать* на «Руси» не по курсу*. Несложно, но несказанно ответственно.

Из всех туристов, которые за три года - столько капитан ходит по озеру на «Руси» - побывали на паруснике, Алексей Иванович хорошо запомнил воспитанников детдома из Нижневартовска. Несколько уже взрослых человек собрались в Яровом и забрели на яхту Шульженко. В городе-курорте стояла непогода: дождь, ветер, на озере шторм.

- Трудно было, но интересно, - вспоминает Алексей Иванович. - Они ребята веселые, и видно, что увлеченные. В шторм не стоит показывать свою браваду. Да я этого и не люблю. Ребята мне помогали справиться с яхтой. Вместо трех часов мы ходили по озеру почти шесть вот в такую непогоду. Ага, запомнил я их, капитан задумался, видно, снова вспомнил ребят.

Капитан уважает Конюхова

Иногда, когда туристов нет, Алексей Иванович уходит на своей яхте в плавание один.

- Однажды ушел на два дня, вообще не приставал к берегу. Ох и помотало меня по волнам, - говорит капитан. - Через два дня сил уже никаких не было, захотелось на землю, к людям.

После этого Алексей Иванович зауважал путешественника Федора Конюхова.

- Многие говорят, что у него не все дома. Нет, он молодец. Мужественный человек. Его же первый раз океан не принял, но он не уступил стихии. Второй раз пошел вокруг земли. Вы только представьте, столько месяцев одиночества, без человеческого общения, не видеть землю, быть в замкнутом пространстве, - искренне восхищается капитан.

На паруснике капитан Шульженко ходит в плавание три летних месяца. Все это время «Русь» швартуется* недалеко от городских пляжей, метрах в ста от берега Большого Ярового. На берегу Алексей Иванович соорудил небольшую будку, в которой иногда ночует сам или его напарник. Правда, сторожить яхту не особо приходится. Туристы и горожане подплывают к «Руси» разве что сфотографироваться да полюбоваться. Лишнего себе не позволяют.

- Жалко мне яхточку, когда на озере шторм. Смотрю - ветер, дождь ее бьют, из стороны в сторону бросают, - рассказывает Алексей Иванович. - А я стою на берегу, и сердце мое кровью обливается.

Тренер по самбо стал самоделкиным

Любому будет жаль свое детище. Парусник «Русь», на котором сейчас ходит Алексей Иванович, он сделал сам, продав свой автомобиль и угрохав уйму денег. Судно ходило в плавание в Прибалтике и в Караганде. В Караганде бывший владелец переделал яхту и привез в Славгород, где ее, сделанную только наполовину, за 70 тысяч рублей купил Алексей Шульженко.

Алексей Иванович не стал нарушать доброй традиции и сделал из яхты парусник. Он делает их еще с 70-х годов.

Не имея специального образования, больше 20 лет назад тренер по самбо Алексей Шульженко начал вести кружок юных техников в славгородском Доме пионеров. Алексей Иванович учил школьников делать не модели, а настоящие парусники: яхты, катамараны, водные мотоциклы и швертботы*.

Среди его воспитанников не один мастер спорта по самбо, а из юных техников вырос даже один капитан дальнего плавания. Воспитанник Владимир Федоров - гордость капитана Шульженко. Сейчас он живет и служит на Дальнем Востоке.

- Володя ходил со мной под парусом, когда был мальчишкой. Его родителям я писал расписку, что отвечаю за здоровье и безопасность их сына. В прошлом году он приезжал в Славгород, и мы пошли на «Руси» по Большому Яровому. Ему понравилось, - вспоминает капитан.

В планах Алексея Ивановича сделать тримаран* из яхты, на которой он сейчас плавает по соленому озеру в Яровом. Говорит, что это более удобное и комфортное судно, да и скорость сможет большую развивать.

Капитан называет себя самоделкиным. «Русь» - это пятое судно под парусом, которое Алексей Шульженко сделал своими руками и на котором плавал сам. До этого были катамараны, однокаютная яхта и швертботы. На то, чтобы спустить «Русь» на воду,

у капитана ушло три года: одно лето плавал на яхте и два года переделывал. Ширина яхты один метр девяносто сантиметров, высота мачты восемь метров, длина - 10 метров. Чтобы «Русь» держалась стойко на воде, ее необходимо было «заправить» 700 килограммами свинца. Алексею Ивановичу же пришлось выложить целую тонну плюс 200 килограммов. Все потому, что судно ходит по соленой воде Большого Ярового.

Доходы и расходы

На подготовку яхты к сезону у Алексея Ивановича Шульженко уходит около 25 тысяч рублей. Где-то перезаймет, что-то продаст. За три месяца максимальная прибыль от туристов составляет 30-35 тысяч рублей. Чтобы покататься на яхте в течение одного часа, желающие платят 100 рублей. Алексей Иванович берет в плавание от двух до 20 человек. Правда, иногда туристов вообще не бывает.

Имя судна

- Как вы называете свою яхту?

- «Русь», - говорит капитан.

- Да нет, когда вы с ней наедине, ласково?

- А-а-а, - понимающе, с улыбкой протянул капитан. - Ласточка.

*Морской словарик

Румпель - рычаг для управления рулем.

Дрейф - снос судна с линии курса под влиянием ветра.

Курс - путь следования судна.

Швартов - трос или цепь, предназначенные для подтягивания и удержания судна у причала; швартовать - удерживать судно у причала, вблизи от берега.

Швертбот - парусное одномачтовое плоское спортивное или прогулочное судно.

Тримаран - судно на трех поплавках.

Анастасия МАСИБУТ.

P. S. На вопрос «Как дела, Алексей Иванович?» чаще всего он отвечает: «Ходим под парусом». Это значит - дела идут хорошо.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость