Жизнь

Пенек раздора. Жители Павловска и Бийска обеспокоены вырубкой окрестных лесов

Еще весной нынешнего года редакция получила два тревожных письма. Одно короткое, телеграфной строкой, - по электронке:

"То, что творят лесники у нас под Бийском, с 2000 года… приводит к изъятию из леса в два-три раза больше древесины, чем прирастает в натуре. Если бы рубили в одном месте, а не по всей площади внутри, под Бийском образовалась бы на сегодня дыра в два квадратных километра. Рубки запланированы минимум до 2010 года".

Другое - толстое, подробное, в готовом лопнуть почтовом конверте - содержало категорическое требование 116 человек прекратить рубки в санитарной полосе Павловска.

В конце апреля корреспондент "СК" отправился на место событий…

Впечатление первое: алтайская Рублевка

Вместе с членами инициативной группы борцов против рубок леса Александром Сиротиным, Галиной Антроповой и Владимиром Строковым мы обследовали лесной массив между Павловском, Сибирскими Огнями и обводной дорогой.

Признаюсь, впечатление от увиденного было не из приятных. Навстречу нам из ленты придорожного бора на трассу с ревом выползали груженные лесом КамАЗы. В самом бору повсюду встречались завалы из спиленных деревьев, штабели уже приготовленных к вывозке бревен, кучи обрубленных сучков и щепы.

- Раньше в лес ходили, чтобы успокоить душу. А теперь - расстраиваться. Весь лес изъезжен машинами и светится насквозь, - негодовала председатель павловского духовно-экологического клуба "Восхождение" Галина Антропова. - Лет десять уже с лесхозом бодаемся, чтобы не рубили леса вокруг Павловска. Ведь это же реликтовые ленточные боры, сохраняющиеся с незапамятных времен! А нам отвечают: вы не понимаете. Это перестойные деревья. Их надо убирать. Да, надо! Мы с этим и не спорим. Но зачем рубить хорошие деревья?

- А почему вы решили, что мы валим хороший лес? - возразил работающий на трелевке тракторист Иван Коновалов. - Больше чем 50% гнилого. Вот видите, - показал он на срез одного, другого, третьего дерева, - где сердцевина покраснела, это уже дрова. А молодняка нет не потому, что мы пилим, а потому, что света не хватает. Уберем лишнее - подрост пойдет. Вот газопровод тянули, трассу делали. Посмотрите, какой по кромке молодняк поднялся! Прямо стеной стоит. Сам поднялся. Никто его там не сажал.

Мы долго вместе бродили по лесу, но участники спора так и остались каждый при своем.

- У нас тут скоро своя Рублевка, как под Москвой, будет. Повырубят бор под благовидными предлогами, а потом застроят особняками. Простому человеку тогда и в лес не войти, - с грустью констатировали общественники. - Сами знаете, какие поправки в Лесной кодекс вносятся: сегодня уже в аренду на 99 лет разрешено брать, а завтра, того гляди, - в собственность. Лесхоз-то наш тоже в акционерное общество преобразовался…

Комментарий главного лесничего

От главного лесничего Павловского лесхоза Ивана Моора я получила заверения, что лесхоз жив, по-прежнему осуществляет государственный план лесоустройства в заданных объемах, правда, основная масса рабочих действительно вышла из него и объединилась в акционерное общество "Содружество".

- Никаких коммерческих целей мы не преследовали. Основная цель - сберечь лес. А то чем дальше, тем больше на него желающих с тугим карманом. И россиян, и иностранцев. А так коллектив выиграл конкурс на аренду, и лес остался государственным. Размер пользования нам определен лесоустроителями в 96 тысяч кубометров древесины. Больше не берем ни кубометра. Ведем рубки переформирования и обновления. А что касается беспорядка в лесу… Так ведь рубки - это что ремонт в квартире. Через два-три месяца после вывоза древесины деляны будут приведены в порядок. А через три-пять лет пойдет естественное лесовосстановление.

Впечатление второе: природа зализывает раны

В июле я снова отправилась в Павловский лесхоз, на сей раз в сопровождении экспертов, в качестве которых согласились выступить ученые аграрного университета: заведующий кафедрой лесного хозяйства Александр Маленко и сотрудник кафедры Алексей Малиновских.

Приехали на то же место у обводной дороги, с которого начиналась весенняя экскурсия.

- Здесь лесосека. Вероятно, проведена рубка обновления, - заключил Александр Маленко и пояснил: - В лесах первой группы, где рубки главного пользования запрещены, назначаются рубки обновления. Их смысл заключается в том, чтобы в спелом насаждении удалить больные, искривленные, пораженные вредителями, перестойные (старше 120 лет) деревья и тем самым создать условия для формирования подроста. Это насаждение разновозрастное, и оно потребовало удаления части перестойного леса. Даже с учетом того, что здесь проходит автомобильная дорога (для таких участков леса правила рубок ухода в Западной Сибири ограничивают интенсивность рубки), ситуация на участке нормальная. Почва не повреждена, порубочные остатки сложены в кучу. Какой-то угрозы того, что насаждение распадется, я не вижу.

- А люди говорят: грибов нет, ягод нет.

- А я сомневаюсь, что здесь вообще что-то было. Это место негрибное и неягодное. Насаждение было густым, под кронами деревьев сформировался мощный слой лесной подстилки. К тому же по рельефу приподнятое.

Перейдя на островок леса между двумя дорогами - объездной и напрямик ведущей в Павловск, Алексей Малиновских обратил внимание на мертвый подрост.

- Деревья единично и биогруппами явно угнетают молодое поколение, - пояснил Маленко. - Здесь нужно проводить рубки перестойных деревьев. Иного способа, чтобы поднялся молодняк, нет. Если кто-то из местных защитников леса предложит что-то другое, ему прямо на деляне надо поставить памятник.

Затем вместе с главным лесничим мы объехали ранее пройденные рубками обновления и переформирования участки защитного бора вокруг Павловска и увидели, что на них действительно поднимается подрост. Заглянули и в старый, посаженный больше ста лет назад нетронутый лес. Прекрасный в своей зрелой буйной красе, он был полон ягод, грибов, птиц и откровенно выигрывал против пройденных лесорубами. Но оказалось, и над ним уже занесен топор.

- Всегда лесное хозяйство в ленточных борах велось в щадящем режиме. И сегодня мы пришли к тому, что средний возраст сосны в окрестностях Павловска - 103 года. А это значит, что, сохранив леса, мы можем их потерять в один момент. Ураганами, ветрами, пожарами. Старое полыхнет, а молодняка нет. Чтобы насаждение считалось идеальным, в нем должно быть 33% молодняка. А у нас сегодня нет и 2%, - пояснил Иван Моор.

Вопрос, остающийся без ответа: куда за грибами и ягодами?

Я представила, какой бунт населения случится в Павловске, когда начнут рубить этот участок леса. Представила пенсионерку-инвалида Людмилу Фатьянову, которая уже несколько лет ухаживает за прикованным к постели мужем и на вырученные от лесных даров деньги покупает для него дорогие лекарства. Представила, как оскудеет всегда богатый в летнюю пору грибами и ягодами павловский рынок, насколько труднее будет селянам без лесной выручки прокормить свои семьи, собрать в школу детей...

Но самое главное даже не это. Самое главное, что люди не понимают, зачем им эти ограничения, зачем нужно рубить лес. Большинство убеждено - ради экономической выгоды лесхоза и его сателлита АО "Содружество". Так думают не только активисты экологического движения, рядовые труженики, пенсионеры и безработные домохозяйки.

- Больно было смотреть весной на "плачущие" березовым соком пни околков, варварски вырубленных рядом с поселком Сибирские Огни. Сделано это было вопреки мнению жителей, - говорит глава администрации Павлозаводского сельсовета Виталий Хаустов. - Как представитель местной власти я убежден, что любые сделки с лесом нужно рассматривать, учитывая не только экономическую выгоду, но и экологические, и даже социальные аспекты.

Трудно не согласиться. Как бы ни были рациональны, прогрессивны, научно обоснованы планы лесных управленцев, они будут встречать сопротивление населения до тех пор, пока не станут прозрачны и понятны каждому.

"95% павловчан против рубок ухода"

"Всем известен участок леса вправо от въезда в Павловск из Барнаула до обводной дороги. Небольшой и пока не тронутый лесорубами массив - защита сразу двух поселков - Сибирских Огней и южной части Павловска. По данным специалистов Павловского ДРСУ, за сутки здесь проезжает семь тысяч автомобилей, и тонны выхлопных газов потенциально угрожают жителям обоих населенных пунктов. Часть этой угрозы для здоровья, поглощая углекислый газ, ликвидирует зеленый массив. И к нему преступно применять метод очистки, который применяет Павловский лесхоз ко всем участкам Касмалинского ленточного бора на протяжении 10 лет…

Общественность Павловска, Сибирских Огней, как показали итоги репрезентативного опроса, на 95% против рубок ухода". (Из письма в редакцию).

Заместитель директора департамента лесоустройства ФГУП "Западно-Сибирское государственное лесоустроительное предприятие", автор проекта организации и ведения лес­ного хозяйства в Павловском лесхозе Сергей Явтухович (г. Новосибирск):

- Реакция населения на проводимые лесохозяйственные мероприятия, как правило, всегда негативна. Людям хочется видеть вечнозеленый, не тронутый рубками лесной массив. Но с годами лес стареет и требует обновления.

Ленточный бор под Павловском лет 30-40 практически не трогали. Лес сильно перегущен, постарел (приспевающие, спелые и перестойные насаж­дения занимают 59% площади) и скоро, если не начать его равномерно изреживать, создавая условия для по­явления самосева (молодого поколения), попросту начнет "вываливаться". Придется в перестойных насаждениях проводить сплошную санитарную руб­ку с последующим искусственным лесовосстановлением.

О лесах вокруг Бийска могу сказать, что это насаждения, 41% которых находится в возрасте приспевающих, спелых и перестойных и ко­торые так же нуждаются в переформировании и обновлении, как и павлов­ские. Но при составлении проекта организации и ведения лесного хозяйства мы никогда не проектируем объемы рубок, превышающие прирост древесины. Поэтому переруб прироста в два раза - это необоснован­ное высказывание. За один прием в зависимости от лесорастительных условий максимальное изреживание высокополнотных древостоев проектируется интенсивностью 25-30%. Но первое впечатление у тех, кто попадает на деля­ну: идет повальная вырубка леса. Что возразить? Это чисто внешнее впечатление. Лет через пять в насаждениях, пройденных рубками переформирования и обнов­ления с соблюдением технологий, можно будет отчетливо увидеть новое подрастающее поколение леса.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость