Жизнь

Почему бывшие уголовники идут по наклонной после условно-досрочного освобождения

В начале июля весь край взбудоражили преступления, совершенные в Камне-на-Оби. Уголовник, освободившийся условно-досрочно из мест лишения свободы, спустя месяц вольной жизни убил трех продавцов и одну оставил инвалидом.

Силовики даже инициировали внутреннее расследование, кто и почему не досмотрел за «свободным гражданином». «СК» решил выяснить, какие из правоохранительных органов и как «присматривают» за бывшими уголовниками, кто и почему дает право условно-досрочного освобождения (УДО).

С выговором век свободы не видать

Согласно статье 175 Уголовно-исполнительного кодекса И79УК РФв зависимости от срока наказания и степени тяжести совершенного преступления заключенный имеет право на условно-досрочное освобождение.

– Для того чтобы его получить, нужно иметь положительные характеристики от начальника отряда, администрации колонии. У заключенных не должно быть нарушений распорядка, выговоров, нареканий. Если они погасили иск, участвовали в жизни колонии, например в художественной самодеятельности, то это тоже сыграет в их пользу, – говорит Андрей Кравченко , заместитель начальника УФСИН по Алтайскому краю. – После этого подается ходатайство в суд. Заключенный по своему желанию может участвовать или нет в судебном заседании. За последние несколько лет всего один раз с отрицательными характеристиками администрации колонии заключенного освободили условно-досрочно.

После того как человек получает условно-досрочное освобождение, сотрудники управления исполнения наказаний направляют запросы во все соцслужбы того района, города, области, куда возвращается подопечный колонии, – в комитеты по соцподдержке населения местных администраций, центры занятости. В свою очередь с мест приходят ответы, что может получить от государства бывший заключенный.

По словам Андрея Кравченко, 10–15 лет назад с этим было гораздо легче, чем сейчас.

Бывший уголовник такой же гражданин

10–15 лет назад предприятиям ставили в обязанность трудоустраивать отсидевших. Специально для них отводились рабочие места. И сотрудникам правоохранительных органов было «удобнее». Они могли не видеть своего подопечного, но прийти на завод и переговорить с бригадиром или начальником цеха, узнать, как идет исправление.

– Может быть, поэтому раньше меньше людей возвращались в места не столь отдаленные либо вообще вспоминали о сроке, как о страшном сне, – подытожил Андрей Кравченко.

Сейчас все по-другому…

Существует приказ МВД России «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений». В нем говорится, что профилактическую работу с бывшими заключенными должны проводить участковые, сотрудники по делам несовершеннолетних, по борьбе с организованной преступностью, уголовного розыска и патрульно-постовой службы. И все же большую часть профилактики должны выполнять участковые. В их обязанности входит регулярно проверять бывших заключенных по месту жительства, знать, с кем общается подопечный, его образ жизни, склонен ли он к совершению преступлений. Участковые должны проводить профилактические беседы.

По словам Дмитрия Рыбки, начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных милиции ГУВД края, большая часть людей, освобожденных из колоний, в том числе условно-досрочно, под про­филактическую работу участ­ковых не попадают. Это связано с изменением законодательства и судебной практики. Уже на свободе их ставят только на списочный учет, и участковый может лишь сделать соответствующие пометки в паспорт.

Если освобожденный по УДО за два года до окончания срока вновь совершает преступление, то больше он не имеет права на условно-досрочное освобождение.

Решился на тяжкое

Спустя почти три недели после следствия по делу бывшего уголовника, перестрелявшего продавцов в Камне-на-Оби, выяснилось, что подозреваемый отсидел срок вовсе не в Кемеровской области, а в одной из колоний Алтайского края. Ранее об этом сообщил Вячеслав Новиков, заместитель начальника ГУВД края, где инициировали служебное расследование по факту получения/неполучения соответствующих документов от УФСИН на имя подозреваемого, освободившегося по УДО. Кстати, результаты этого расследования пока еще не обнародованы.

– Причем он у нас не вызвал никаких подозрений. Во время последнего срока за кражу полностью возместил иск потерпевшей стороне. У него не было ни выговоров, ни нареканий, – сообщили «СК» в УФСИН по Алтайскому краю.

Видимо,в системе реабилитации и профилактики бывших заключенных не все так гладко, как написано в законах, как говорят об этом сотрудники правоохранительных органов. Если, отсидев срок за преступление средней тяжести, человек пошел на тяжкое.

Цитата

Согласно пункту 18 статьи 10 Закона РФ «О милиции», «контролировать в пределах своей компетенции соблюдение установленных в соответствии с законом ограничений для лиц, освобожденных из мест лишения свободы…», – обязанность сотрудников милиции

Факт

По неофициальным данным, в Алтайском крае каждый седьмой условно-досрочно освободившийся в течение года возвращается в тюрьму. В целом 14% всех освободившихся по УДО.

Цифра

2150 заключенных были освобождены условно-досрочно за первые шесть месяцев этого года, всего обращались с прошением 2500 человек.

Как у соседей?

В Красноярске уже 13 лет существует Центр социальной адаптации для бывших заключенных – это общественная организация, которая никак не взаимодействует с правоохранительными органами. Здесь решают проблемы людей после отсидки. Многие из них освободились по УДО.

– Освобожденных заключенных, пришедших к нам за помощью, мы регистрируем, – рассказывает Ольга Омельченко, заместитель директора центра. – По договору они могут прожить у нас полгода. За это время мы помогаем получить бывшим заключенным паспорт и подтверждение гражданства, устраиваем их на работу. Наши подопечные зарабатывают себе на жизнь сварщиками, токарями, грузчиками, сторожами.

Сейчас в Центре социальной адаптации проживает 51 человек. Не все бывшие заключенные могут сюда попасть. Претенденты на заселение должны быть психически здоровы и не болеть туберкулезом. Пенсионеры, инвалиды, лица, не достигшие совершеннолетия, не попадают сюда из-за того, что их сложно трудоустроить. Кроме того, все временные жильцы – мужчины. Центр имеет филиалы в Минусинске, Ачинске и Канске. В каждом из них живут по 30 человек.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость