Пешеходов здесь не любят
В исторической и центральной частях города много тротуаров, которые превратились в полосу препятствий. На Деповской пешеход обходит крылечки магазинов, выпирающие на пешеходную зону, портит обувь на кочках и ямах. На Радищева идет по проезжей части, потому что обочины заросли кленом. На Интернациональной периодически проваливается в песок.
На Ползунова вдоль исторического здания — канцелярии Колывано-Воскресенского завода (Ползунова, 41) — тротуар после дождя полностью заливает. На Привокзальной и Новоугольной обочины без асфальта, поэтому дошкольникам приходится шагать до детсада №182 по песку и земле.
Пешеходов не любят на Ядринцева. Здесь на многих участках улицы тротуар сужается в узкую грунтовую тропинку, ходить по которой небезопасно. На другом отрезке построена крутая лестница. По ней сложно спустить коляску и пробраться человеку с ограниченными физическими возможностями. И, наконец, есть небольшой участок около новостройки, где можно передохнуть — пройти по ровной поверхности и полюбоваться газоном. Но, к сожалению, его протяженность только метров 200.
Тротуары в Барнауле.
Дмитрий Лямзин, altapress.ru.
Станислав Зенков,
архитектор:
В городе не может быть дорог без тротуаров, потому что человек не имеет права ходить по проезжей части, если это не пешеходный переход. Только в одном случае допустим тротуар с одной стороны — если с другой нет строений. Но и в этом случае тротуар желательно построить.
По словам Зенкова, в Барнауле уже есть документ, в котором описаны профили всех улиц. «Ничего изобретать не надо», — говорит Станислав Федорович.
Сомнительные траты
В этом году на 33 улицы Барнаула из бюджета выделили 580 млн рублей. Ремонтируя их, дорожники попутно строят и тротуары. Например сейчас плитку укладывают на пр. Социалистическом между улицей Молодежной и проспектом Строителей.
«И это очень хорошо, — говорит архитектор Александр Деринг, офис которого находится на Социалистическом. — На этой улице размещена крупная гостиница. Еще по ней можно дойти до главной площади города. Но частник, который устраивал около своих офисов разномастные плиточные островки, превратил дорогу в полосу препятствий».
Однако не все проекты барнаульцы оценили как удачные. В этом году ведут ремонт на пр. Ленина (предыдущий был в 2010 году). А на участке от Молодежной до Партизанской асфальт на аллее заменили на плитку, потратив 21,5 млн рублей.
Такое покрытие, говорят барнаульские застройщики, на 20-30% дороже асфальта (конечная цена зависит от работ по подготовке основания. — Прим. ред.). Однако, посчитали чиновники, на «парадной» улице нельзя экономить. Дмитрий Симоненко, начальник отдела дорожного хозяйства мэрии Барнаула, говорит, что плитка экологичнее, более ремонтопригодна и эстетична. Горожан не убедили.
Максим Максименко,
архитектор, MDVA studio:
На аллее пр. Ленина относительно плохих участков было около 20%. С ними стоило работать. Остальные средства, конечно, надо было направить на любую другую точку города, где твердого покрытия под ногами люди давно не видели, а может его там никогда не было.
Максименко признает, что в теории плитка лучше асфальта. Особенно если она крупноформатная и идеально уложена, чтобы коляски и детские велосипеды не дребезжали на стыках.
Максим Максименко,
архитектор, MDVA studio:
Она пропускает сквозь швы воду и в небольшой дождь никаких луж нет. На жаре не пахнет битумом. Это в теории. У нас же плитка будет рассыпаться через пару лет, а проваливаться начнет уже в следующую весну. Будем тратить к озвученным 21,5 млн рублей дополнительные деньги.
Станислав Зенков и вовсе говорит об абсурдности устройства прогулочной аллеи между двух дорог.
Станислав Зенков,
архитектор:
Аллея на пр. Ленина — резервная территория, которую градостроители оставили на случай увеличения автомобильного потока. Какая польза от прогулок между двумя дорогами? При этом тротуары Ленина сузили ради строительства парковок, отобрав у пешеходов территорию. Это идиотский проект (реконструкции пр. Ленина в 2019 году — прим. ред.).
Общественник Егор Галкин добавляет, что у города маленький бюджет на благоустройство: «Эти деньги стоило бы распределить на более важные составляющие благоустройства — высадку деревьев, создание новых общественных пространств или ремонт уже существующих тротуаров».
Как хотят горожане
Проект «Безопасные и качественные дороги», по которой в этом году ремонтируют дороги города, ждет финансирования и на будущий год. Сейчас в администрации города рассматривается список участков, которые будут реконструировать.
«Я предлагаю часть суммы направить на создание хорошей велобеговой дорожки по периметру парка «Изумрудный». Она исторически там сложилась, горожане ей пользуются — бегают, катаются на велосипедах, зимой на лыжах. Но она в ужасном состоянии, более того она по большей части грунтовая", — говорит Максименко.
Егор Галкин предлагает обратить внимание на переходную улицу Анатолия, Максима Горького и Димитрова. Но главное, подчеркивает архитектор Александр Деринг, нужно выстроить работу так, чтобы постепенно в городе формировалась благоприятная среда.
Александр Деринг,
архитектор, руководитель мастерской «Классика»:
Чтобы город был дружелюбным, необходим баланс интересов пешеходов и автомобилистов. В Америке уже пережили бум строительства автоэстакад и скоростных дорог в черте города. Их разбирают, освобождая больше места для пешеходов. Делают ставку на развитие общественного транспорта. Думаю, что мы тоже к этому придем со временем, но можно было бы уже сейчас взять хороший опыт других стран.
Самое важное - в нашем Telegram-канале