Жизнь

Царская охота. Иранский принц стрелял архаров в горах Алтая

Если бы событие, произошедшее в Алтайском крае 40 лет назад, случилось сейчас, то наш регион попал бы в мировые новости. Но тогда большая часть событий стала тайной барнаульских и горноалтайских чиновников. А на все сопроводительные документы от визита высокого гостя наложили гриф "Секретно". В 1965 году на Алтай приезжал поохотиться иранский принц Абдор-Реза Пехлеви.

Совсем недавно были рассекречены распоряжение крайисполкома о приеме и обслуживании гостя из Ирана и смета расходов по приему и проведению охоты принца в Кош-Агачском районе. К сожалению, большинства участников и очевидцев давно минувшего события уже нет в живых. Документы, хранящиеся в отделе спецдокументации управления архивного дела края, - единственный полный и достоверный источник информации о том визите.

Российский прием

В августе 1965 года высокий гость находился в России с дипломатической миссией. Его поездка на Алтай была скорее неформальной частью приезда. По распоряжению Совета Министров Абдора-Резу Пехлеви сопровождали замы министров и руководители комитетов, первые секретари Министерства иностранных дел.

Из Москвы российско-иранская делегация летела до Новосибирска. Из Толмачева до барнаульского аэропорта. В столицу края принц и его свита прилетели поздно вечером 23 августа, поэтому из развлечений был только ужин. Абдора-Резу Пехлеви разместили отдельно от всех гостей в особняке. Вместе с принцем были его повар и охрана.

В гостинице барнаульского жилого дома поселили секретаря-казначея, двух егерей, двух переводчиков и охранников. Замминистров разместили в "люксах" гостиницы "Алтай".

Для придания официоза принц посетил в Барнауле Алтайскую плодово-ягодную станцию, где высокого гостя встречал сам академик Лисавенко. В планах делегации было посещение хлопчатобумажного комбината, комбината химволокна и политехнического института. В разных источниках говорится, что принц посетил только опытную станцию, "политех" и ХБК.

Ответственными за приезд Пехлеви на Алтай были назначены руководители и их заместители 14 ведомств Алтайского края и Горно-Алтайской автономной области.

24 августа иранский принц и его сопровождение поездом отправились в Бийск. Высокий гость и пять человек из ближайшего окружения полностью заняли вагон. Из Бийска до Горно-Алтайска делегация ехала на шести автомобилях. Всего во время приезда Пехлеви было задействовано 15 автомобилей: пять машин марки "Волга", пять ГАЗ-69 и пять ГАЗ-63.

В Горно-Алтайске принца и свиту разместили в гостинице "Горный Алтай".

Охота на архаров

Уже на следующий день чиновники и Абдор-Реза Пехлеви ехали в Онгудайский район, где принц побывал в мараловодческом хозяйстве и посетил стройку Чуйской ГЭС.

26 августа в Кош-Агачском районе в охотничьем лагере села Мены были установлены палатки и шатры. Принц занял самый большой, устланный шерстяными коврами, шатер. Как рассказывают егеря-старожилы, которые не понаслышке знают о визите Пехлеви, при нем всегда находились его повар и охрана. Принц не ел из "общего котла". В целях безопасности личный повар готовил своему господину в отдельных котелках.

Одно из условий охоты Абдора-Резы заключалось в том, чтобы рядом с мужской компанией не было даже женского духа. В горах Кош-Агачского района Пехлеви охотился на горных баранов - архаров, вес которых доходит до 200 килограммов.

Неизвестно, сколько трофеев принесла принцу охота на Алтае.

Но вот на охоту домашних трофеев взяли чересчур много. Несметные

яства для Пехлеви и его сопровождения из Барнаула в Кош-Агачский район вез груженный до отказу(!) рефрижератор. В смете расходов указывается, что в продуктовом грузовике перевозили мясо более 100 петухов, 15 баранов, почти стадо телят весом до 80 килограммов, не считая килограммы красной и черной икры, балыка, икры кетовой, крабов, сардин, шпрот и сельди. Столы на охоте были далеко не походными, а истинно королевскими. К приезду принца закупили виноград, яблоки, мандарины, гранаты, бананы, сливы, персики, арбузы (150 штук!!!), финики, дыни. Каждого фрукта не менее 50 килограммов. Коньяки (100 бутылок), "Столичная" (75 бутылок), шампанское (75 бутылок), вино (150 бутылок) лились рекой. Все это запивали минеральной водой "Боржоми", "Ессентуки" и "Нарзан".

Представительские расходы

Охота принца влетела в копеечку для барнаульской казны, из которой оплачивались представительские расходы. Рассекреченная смета расходов занимает почти пять листов формата А4. Иранский гость встал Барнаулу в 50 тысяч рублей. (Для сравнения: бутылка водки стоила тогда 2,87 рубля, то есть принц обошелся нам, если перевести в водку, в 17421,5 бутылки!) Только на аренду автотранспорта было потрачено девять тысяч рублей. Кроме перечисленных выше автомобилей, барнаульские чиновники арендовали один рефрижератор, вертолет и 40 лошадей для охоты в горах.

Принца и его свиту на охоте обслуживали три проводника, шесть погонщиков лошадей, четыре разнорабочих, три повара, один завхоз и два официанта. На оплату труда этих людей ушло всего 1900 рублей.

P.S. Как вспоминают старожилы, охота на Алтае впечатлила принца. Он планировал еще раз вернуться сюда, но этого так и не произошло. Правда, через пару лет после пребывания в Алтайском крае Абдор-Реза Пехлеви приезжал в Россию на охоту еще раз, только в Якутию. Иранский принц приехал зимой и был совершенно ошеломлен, когда увидел в заснеженной тайге свой шатер, украшенный пушистыми еловыми ветками. Такой подарок гостю сделала принимающая сторона - у принца был день рождения. А изумрудно-зеленый цвет очень символичен для мусульман.

Анастасия МАСИБУТ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость