Жизнь

Все - за, прокуратура - против. Стражи закона наказывают людей, стремящихся избавить край от просроченных пестицидов

20 июля с. г. в № 29 в материале "Везите э т о, куда хотите!" "СК" обнародовал убойную информацию: Алтайский край - крупнейшее в России хранилище запрещенных к применению и просроченных сельскохозяйственных ядохимикатов, представляющих угрозу для экологии и здоровья населения. Мощность этой бомбы замедленного действия в два с половиной раза превышает официальные цифры и составляет не менее 4000 тонн (шестая часть всего арсенала старых пестицидов, накопленных во всем СССР за годы интенсификации сельского хозяйства).

Но высокотоксичные яды продолжают оставаться на полях и в разрушенных складах.

Реакция

Мы никого не хотели ошеломить или напугать, публикуя этот материал. Мы лишь хотели сказать: слава Богу, что наконец нашлись люди, взявшиеся за избавление края от тяжкого бремени прошлого, и призвать всех - от управленцев до рядовых граждан - помочь энтузиастам в решении застарелой проблемы. А вышло иначе. Алтайская межрайонная природоохранная прокуратура, а вслед за ней и прокуратура края усмотрели в начавшемся процессе серьезные нарушения законодательства и своими постановлениями, предписаниями и исковыми заявлениями приостановили процесс переучета и перезатаривания опасных химических веществ. После наказания ряда руководителей местного самоуправления и районных станций защиты растений их коллеги отказываются от участия в реализации проекта. Никому не хочется платить штрафы и лишаться должностей.

Хорошее дело - по закону

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор Артур Дмитриев справедливо считает, что любое благое начинание должно осуществляться в рамках закона. А г-жа Раиса Воробьева (директор Алтайского филиала федерального государственного предприятия НИИ сточных вод "Прогресс", реализующего в крае международный проект "Экологически обоснованное управление запасами устаревших пестицидов на территории Российской Федерации"), по мнению Артура Петровича, законом пренебрегла, потому как осуществляла перевозку перезатаренных ядохимикатов без применения спецтранспорта и поместила их на временное хранение в не соответствующие санитарным правилам и нормам помещения. А это могло привести к растаскиванию ядов по полям и дорогам, отравлению людей и животных…

Много резонов, умных и правильных слов привел природоохранный прокурор в обоснование собственных решений и добавил:

- Если Воробьева будет жаловаться, что прокуратура мешает ей в реализации проекта, я проинформирую руководство АКАП о том, что проект осуществляется с нарушением норм российского законодательства. И тогда…

А нам это надо?

Что будет тогда, предельно ясно: Совет арктических стран свернет финансирование работ на Алтае до наступления второго этапа проекта - утилизации запасов устаревших пестицидов (ЗУП). При всей заинтересованности в приостановке поступления ядов в Северный ледовитый океан по рекам Обь-Иртышского бассейна законопослушные иностранцы не станут вступать в международный правовой конфликт. И лежать нашим несанкционированным химическим захоронкам еще столько же, сколько они пролежали (25-30 лет). А может, и того больше. Ведь денег на утилизацию запрещенных к применению и просроченных ядохимикатов в крае нет и взяться им в обозримом будущем неоткуда.

Никто не хотел отвечать

На средства арктических стран Раиса Воробьева со своей командой перезатарила уже более 500 тонн устаревших пестицидов в восьми районах края. На прошлой неделе руководители АКАП-проекта предложили ей освоить еще 30 тыс. долларов. Раиса Петровна дипломатично попросила подождать с ответом. Но время идет, и нужно либо отказываться от денег, либо информировать зарубежных спонсоров о возникших проблемах, главная из которых - отсутствие помещений, пригодных для хранения перезатаренных ядов.

О том, что в крае нет специализированной техники для перевозки ядохимикатов сельскохозяйственного назначения и типовых помещений для их хранения, известно на всех уровнях хозяйственного и административного управления. Но когда проект одобряли и принимали к исполнению, на это закрыли глаза в интересах дела. После предписаний прокуратуры никто этого больше делать не хочет. В рамках правового поля Воробьева осталась одна. Территориальные управления Федеральных служб Россельхознадзора и Роспотребнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, которые поначалу активно поддерживали осуществление мероприятий по ревизии ЗУП и подготовке их к утилизации, сегодня "помогают" Раисе Петровне штрафами.

Многие руководители краевого уровня признают: в правовом поле при нынешнем финансовом состоянии проблему не решить, но продолжать работы по углубленной инвентаризации, учету и перезатариванию запасов устаревших пестицидов необходимо. Что же возьмет верх в схватке законопослушания и благоразумия? Будет ли найден компромисс в интересах дела?

Ракетный ангар вместо склада

Проект АКАП не предусматривает строительства складских помещений для хранения перезатаренных пестицидов. Но Раисе Воробьевой удалось с минимальными затратами переоборудовать под надежное хранилище ангар из-под стратегической ракеты в Первомайском районе. В нем можно было бы разместить до 400 тонн подготовленных к утилизации ядохимикатов. Но Роспотребнадзор потребовал предоставления проекта сооружения и его экспертизы. И тоже по закону. Но на это необходимо 300 тыс. рублей и полгода времени. Ни того, ни другого у Воробьевой нет. А значит, ядохимикатам прямая дорога назад - под открытое небо, в поле, в землю, в реки, в Северный ледовитый океан.

Комментарий

Сергей Налимов, директор инспекции по охране окружающей среды администрации Алтайского края:

- Ситуация по хранению ядохимикатов в крае критическая. Сегодня мы впервые за много лет серьезно подошли к решению этой проблемы и пытаемся убрать запасы, накопленные с освоения целины. В текущем году на утилизацию ядохимикатов из краевого бюджета выделено 5750 тыс. рублей, международный проект дал 1,8 млн. рублей и еще обещает 1,5 млн. рублей. А склады, в которых мы организовываем хранение, действительно не соответствуют для этого по санитарным нормам. Но из двух зол нужно выбирать меньшее. То, что брошенные ядохимикаты лежат по берегам рек, не волновало ни прокуратуру, ни Роспотребнадзор, а когда мы начали свозить их под какую-то крышу, нас начали наказывать.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость