Жизнь

Вторая попытка

Спустя несколько лет в Барнауле вновь появилась услуга автопроката.

Услугу проката легковых автомобилей в Барнауле действительно уже предлагали. В начале 90-х годов прошлого века компания "Алтай Лада" предложила всем желающим взять во временное пользование своих "железных коней". Спустя какое-то время необычная услуга начала пользоваться значительным спросом. Однако достаточно скоро машины пришли в техническую негодность. Иначе говоря, их попросту "убили" клиенты, а на обновление автопарка руководство компании не решилось. Слишком большими показались затраты. Сегодня с аналогичной инициативой на рынок с высокой степенью риска выходит барнаульский автосалон "Мастер".

Мастерская автопроката

Автосалон "Мастер" - это несколько автомастерских, платная стоянка, развлекательный комплекс, а в ближайшем будущем - еще и крупный автотехцентр. Как говорит Юрий Яхновский, начальник транспортного участка автосалона "Мастер", "если бы у нас не было всех вышеперечисленных подразделений, а особенно СТО, вряд ли мы решились бы вложить деньги в новый проект - машины ведь нужно где-то хранить и периодически ремонтировать". Владельцы автосалона посчитали, что Барнаул уже "дорос" в экономическом плане до такой услуги. "Мы проанализировали наличие подобного предложения на рынках соседних с нами крупных городов и выяснили, что особенно сфера проката легковых машин развита в Новосибирске. В итоге, сошлись во мнении, что пора попробовать ввести такой сервис и в нашем городе. К тому же, как нам показалось, платежеспособность населения Барнаула уже поднялась до необходимого уровня", - говорит Яхновский.

К числу своих потенциальных клиентов сотрудники "Мастера" отнесли различные фирмы, не имеющие собственного автопарка, однако испытывающие потребность в транспорте, а также - частных лиц, посещающих столицу края в основном по служебным делам.

Окончательно взвесив все "за" и "против", руководство автосалона решило вложить средства в покупку автомобилей, предназначенных в дальнейшем для проката. Сумму инвестиций для запуска проекта нам не назвали. Однако ее нетрудно подсчитать самостоятельно. Стоимость десяти новых автомобилей ВАЗ-21074, а именно столько единиц техники находится сегодня на балансе "Мастера", составляет порядка 1,2 млн. рублей. "Семерки" решили брать исходя из того, что они наиболее подходящие по цене и являются довольно комфортабельными автомобилями.

К основным затратам необходимо добавить расходы на регистрацию, автострахование, подготовку автомобилей и рекламу. В итоге, окончательная смета - приблизительно 1,5 млн. рублей. Заплатив эти деньги, автосалон получил в свое распоряжение технику. Однако, сразу же появилась заминка - продавец отказался ставить машины "Мастера" на гарантийное обслуживание, узнав об их будущем коммерческом использовании. Этот вопрос не решен до сих пор. А вот со страховыми компаниями, как ни странно, никаких проблем не возникло. Все машины салона получили двойную страховку - обязательную и комбинированную.

Перед тем, как выставить автомобили на прокат, их основательно подготовили. Во-первых, нанесли на борта рекламную символику автосалона "Мастер". Во-вторых, специальной маркировкой "отметили" все основные узлы и агрегаты машин. Для того чтобы нечистоплотный на руку клиент, если таковой попадется, не смог совершить подмену новых запчастей на старые. В середине октября текущего года "Мастер" разместил рекламу в СМИ и стал ждать.

Равнение на Новосибирск

Первый клиент появился спустя две недели. Им стал директор московской компании, гостивший в Барнауле у родственников. Он взял автомобиль на два дня. Сегодня, как говорят в автосалоне, их телефоны "разрываются" от количества поступающих звонков. Однако люди пока в основном интересуются необычным предложением. На момент подготовки материала было оформлено всего пять заказов.

"Народ сейчас просто получает информацию. Ему нужно привыкнуть к мысли, что если Барнаул хочет считать себя цивилизованным городом, такая услуга должна быть. И я считаю, она будет востребована", - говорит Юрий Яхновский. Хотя и добавляет при этом, что, возможно, некоторых клиентов отпугивает цена.

Когда определяли последнюю, ориентировались на два показателя. Устанавливая почасовую оплату, в "Мастере" смотрели на аналогичную затраты, которые понесет человек, если закажет на это же время такси. В итоге, предложили свои машины за 150 рублей в час. При определении суточной оплаты специалисты "Мастера" ориентировались на Новосибирск. Там арендовать "Оку" на это время стоит 600 рублей, в "Мастере" же посчитали, что "семерка" тянет все-таки на 800. Причем в плату включили десять литров бензина и "лимит" по пробегу - 400 км. Если клиент проезжает больше, то добавляется по два рубля за каждый сверхплановый километр.

Механизм получения авто в прокат в "Мастере" и прост, и сложен одновременно. Клиент предоставляет паспорт, водительское удостоверение с наличием стажа не менее двух лет, чек об оплате услуги и подписывает специальный договор. Есть еще небольшой нюанс, который, скорее всего, понравится не каждому. Вместе со всеми вышеперечисленными документами необходимо передать "Мастеру" так называемую "залоговую" сумму (3000 рублей), которая в случае чего пойдет на "разрешение спорных вопросов". Многие из читателей, вероятно, помнят, какие "баталии" разгорались иной раз в советских прокатах после сдачи инвентаря организации. И что доказать свою невиновность было зачастую нелегко. В "Мастере" используют для исключения конфликтных ситуаций приемо-сдаточный акт.

Не "прокатят" ли прокат? Прогнозируя перспективы развития такого начинания, нельзя забывать о том, что Барнаул - город далеко не транзитный. Здесь нет того потока приезжих и командировочных, а, следовательно, потенциальных потребителей услуги будет гораздо меньше. Кстати, в Новосибирске, где прокат автомобилей уже вполне прижился на рынке, сами машины стоят прямо на железнодорожном вокзале, что значительно облегчает контакт клиента и компании. Автосалон "Мастер" такую практику пока не применяет.

"Безлошадные" автолюбители наверняка задумаются, что дешевле - взять машину в аренду или же воспользоваться городским такси. Если говорить о почасовой оплате, то большой разницы в затратах клиента не будет. Таксисты берут за час работы 150 рублей, плюс - плата за километраж. Прокатный автомобиль обойдется в те же деньги с учетом расходов на бензин. Но в такси нужно только назвать адрес и ждать, когда тебя привезут. А во втором варианте нужно обратиться в автосалон, оформить все документы и впоследствии хорошо знать местные дороги и транспортные развязки. Единственное, но немаловажное преимущество автопроката заключается в том, что за рулем клиент сам себе хозяин.

Есть и еще один "подводный камень" - все автомобили "Мастера" несут на своих кузовах рекламную информацию о том, что водитель едет не на своей машине. Многих клиентов это может не устроить, кого-то даже отпугнуть.

Никаких дополнительных услуг по прокату автомобилей в автосалоне пока не предлагают. Хотя многих, возможно, привлекли бы такие "позиции", как машина с водителем, либо доставка автомобиля по месту требования заказчика. Единственное, что планируют на будущее в "Мастере" - это покупка и предоставление на прокат переднеприводных "Жигулей". О таких машинах спрашивают потенциальные клиенты по телефону.

Развитие пакета услуг "Мастера" произойдет в случае стабильного и активного спроса на их "семерки". А это случится, по мнению руководства компании, не раньше, чем через год-два. В принципе, в "Мастере" были готовы к такому повороту событий и к первоначальному простою машин. Однако использовать приобретенные "средства производства" каким-то иным способом, например, переводом на рынок такси, не хотят. Говорят, что в этом случае машины слишком быстро "потеряют товарный вид". Хотя, и у "прокатных" автомобилей, как показала практика, жизнь скоротечна. "Временный" владелец не будет обращаться с такой машиной также бережно, как со своей собственной. Ясно и то, что немалые средства еще предстоит направить и на рекламу самой услуги. Точнее, на культивацию самой культуры использования услуги проката автомобилей. Иначе говоря, на стандартный PR.

И только после этого предстоит рекламировать самого оператора, как в принципе, было и в других крупных городах России. Руководство автосалона, скорее всего, осознает, что бизнес по прокату автомобилей, начатый ими - дело далеко не быстро окупаемое. Кто знает, как скоро такая услуга приживется в Барнауле. Поэтому прихода конкурентов в ближайшее время в "Мастере" не ожидают: "Хотя в городе и есть фирмы, которые физически могут организовать прокат легковых автомобилей уже сегодня, они, скорее всего, торопиться не будут. Зачем? Проще будет наблюдать, какими темпами этот бизнес будет развиваться у нас", - говорит Юрий Яхновский.

Сергей КУПРЯЕВ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость