Просто фантастика
Сидят две крысы в бане. Заходит человек и начинает их парить. Это начало не анекдота, а спектакля "Ревизор".
Классический сюжет Гоголя можно признать анекдотическим. По мнению режиссера, ситуация, когда все в городе начинают сходить с ума от одного сообщения о приезде большого начальника из Петербурга, действительно фантастическая.
Поэтому не стоит удивляться и прочим гротескным происшествиям на сцене - как, например, падению с большой высоты Бобчинского или буквальному отделению ног от тела у жены и дочери Городничего. Как мы помним, у Гоголя свободно путешествовал по Петербургу нос - а ноги чем же хуже?
Невидимый главный герой
Если у страха глаза велики, то у главных героев "Ревизора" этот орган чувств атрофирован вместе со слухом.
При первой встрече Городничего и Хлестакова, когда, казалось бы, все могло бы вскрыться, герои бегают по кругу и боятся друг на друга взглянуть. Настолько одному страшно угодить в тюрьму от неуплаты гостиницы, а другому - признаться в собственной неправоте, ведь поддавшись чувствам, он поднял на ноги весь город.
Дача взяток высокопоставленными лицами - отдельное представление. Один приводит за собой вереницу "деток" (Николай, Иван, Елизавета, Марья и Перепетуя), другой - целый хор. Таким же перфомансом становится приход купцов, жалующихся на Городничего, - они позволяют мошеннику обобрать себя до исподнего.
К финалу, который известен всем ("Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе" и немая сцена) артисты подбираются не торопясь, потягивая из пивных кружек.
Момент, когда все вот-вот должно разрешится, растягивается, кажется, до бесконечности - на сцену по очереди выбегают чиновники, их жены, полицейские. Наконец прибегает почтмейстер, все, смеясь, читают письмо Хлестакова.
И через эту заторможенность к Городничему наконец приходит осознание масштаба его трусливости. Не выдержав собственного открытия, он дает волю другому животному чувству - гневу.
Видя, как из мямли выскакивает зверь, начинаешь понимать, что только такой человек мог сказать "унтер-офицерша сама себя высекла". И от этого становится страшно уже самим зрителям.
Городской треугольник
Художник спектакля Алексей Вотяков установил посреди сцены деревянную пирамиду и подвесил треугольные облака, которые вполне понятно олицетворяют собой установившуюся в городе иерархию.
Что действительно удивляет - так это музыкальное оформление. Фоном играют треки только западных исполнителей. А 36 Авдотий - олицетворение простого люда - хором на русский народный мотив распевают строки из песни Егора Летова "Жизнь как сметана, жизнь как перина".
Как бы не говорил режиссер Алексей Шавлов, что попытался в "Ревизоре" уйти в сторону психологического театра, эксцентричности, как в его предыдущей постановке "Идеальный муж", хватает сполна.
Многие приемы прямо перекочевали из его прошлого спектакля. Например, красный тазик с "сюрпризом" и невероятные па актеров во время долгих повествований.
Поэтому можно сказать, что если вам понравился "Идеальный муж" - то понравится и "Ревизор". Идти в драму также нужно тем, кто любит смелые режиссерские решения и незамыленное прочтение классики.
Когда смотрим
Ближайшие показы "Ревизора" в драме - 30 октября и 14 ноября. Цена билетов - 150-700 рублей.