Амбициозный старт
История началась в апреле 2022 года, когда в министерстве транспорта Алтайского края состоялась презентация нового объекта – развязки. Тогда главой минтранса был Антон Воронов.
Проблема состояла в перегрузке на пересечении Змеиногорского и Южного трактов с шоссе Ленточный бор. На то время пропускная способность составляла 38 тыс. автомобилей в сутки в летний период и 8-9 тыс. в остальное время года.
Начальник Алтайавтодора Василий Мотуз тогда рассказывал обо всех этапах реконструкции: «На сегодняшний день обеспечена разработка проектной документации, которая с 25 марта этого года проходит экспертизу. При выборе варианта реконструкции предпочтение отдано транспортной развязке в трех уровнях».
По итогам презентации было решено, что развязка должна обеспечить беспрепятственное сообщение центра города, включая объекты нового жилищного строительства, с его промышленной зоной и со спальными районами, расположенными в поселке Южный.
Также она должна гарантировать высокий трафик движения грузопассажирского транспорта между федеральными дорогами А-322 «Барнаул – Рубцовск – граница с Республикой Казахстан» и Р-256 «Чуйский тракт».
При выборе варианта реконструкции предпочтение отдали варианту с тремя уровнями:
1. Нижний ярус развязки, выполненный в виде тоннеля, укреплен подпорными стенками. Часть из них – из прочных светопрозрачных конструкций.
2. Средний уровень, где раньше было организовано движение, – увеличенная кольцевая развязка.
3. Верхний ярус – это путепровод, запланированный по индивидуальному проекту. Его несущий металлокаркас должен придать сооружению технологичность и визуальную легкость.
Реализовать проект хотели в течение двух лет. План был таков:
1. В 2022 году строительство хотели вести без изменения существующей схемы движения, поэтому заторы на развязке были исключены. Основной этап работ перенесли на зиму, когда снижается транспортная нагрузка.
2. Весной 2023 года необходимо приступить к сооружению кольцевой развязки и съездов. Для этого требовалось разработать временную схему движения, обеспечивающую безопасность и непрерывность транспортного потока.
3. Летом 2023 года должны были начаться работы по монтажу металлических пролетов путепровода. На этот период возможны были введение временных ограничений движения. Для минимизации неудобств монтажные операции планировали проводить преимущественно в ночные часы, когда нагрузка на транспортный узел минимальна.
Объект хотели ввести в эксплуатацию в ноябре 2023 года.
Стоимость работ составляла 3,9 млрд рублей. Средства направили из инфраструктурного бюджетного кредита (федерального бюджета).
Первые трудности и задержки
В начале июня 2022 года официально одобрили дополнительный лимит инфраструктурных кредитов в размере чуть более 3 млрд рублей. В эту сумму входила реализация новой развязки на Змеиногорском тракте.
Такие кредиты начали выдавать регионам в 2022 году под 3% годовых на 15 лет. Власти края планировали за счет созданных условий привлечь частные инвестиции.
Трехуровневую развязку должны были начать строить еще летом 2022 года, однако проект пришлось сдвинуть на более поздний срок.
«Мы были на совещании у заместителя председателя краевого правительства Александра Климина, он сказал, что сделать эту развязку – наша обязанность», – говорил на пресс-конференции минтранса региона Василий Мотуз.
Поначалу необходимо было решить организационные вопросы. Сложность заключалась в том, что организаторы часто меняли форму торгов. В октябре 2022 года вышла очередная методика расчета первоначальной цены контракта.
Поскольку объект непростой, просчитывать его приходилось долго. В проекте более 300 позиций, по каждой из которых нужно было найти поставщиков, запросить у них цены и все пересчитать. А затем произвести повторный расчет, но уже другим методом, и сравнить оба результата. Так сроки сдвигались.
Настрой был таков, что строить хотели уже к следующему, 2023 году. Как отметил Василий Мотуз, «главное, чтобы не поменялась ситуация с финансированием».
Еще одной причиной начать работу в ближайшие два-три года было то, что участок мог стать очередным «бутылочным горлышком» для транспортной системы города: узким местом, ограничивающим движение.
Предприимчивый подрядчик
13 января 2023 года все-таки разыграли тендер на строительство.
Один из подрядчиков выразил готовность приступить к работе за 3 млрд рублей, другой – за 2,99 млрд.
Это дало возможность сэкономить на проекте, ведь первоначально стоимость тендера составляла 3,9 млрд рублей. За него боролись два участника - из Москвы и Новосибирска.
Один из потенциальных подрядчиков предложил выполнить работу на 157,5 млн рублей дешевле, чем рассчитывали власти.
Контракт на строительство заключили с РСК (Региональной строительной компанией) из Подмосковья. Опыт работ в других городах у подрядчика большой, поэтому строительство развязки казалось рядовым проектом.
Основательно за работу взялись весной 2023 года. В марте участок между Змеиногорским трактом и поселком Южный начали очищать от снега и грязи, после чего возвели забор. В апреле того же года начали строить тоннель.
Проблемы с первыми успехами
При работе строители столкнулись с первыми проблемами: на самых глубоких участках тоннеля грунт оказался намного жестче, чем ожидалось. Из-за этого было непросто погрузить шпунт.
«Комплекс необходимых мер позволил нам это преодолеть, – говорил Сергей Никитин, руководитель РСК. – Также мы проводили дополнительные геологические изыскания и еще раз убедились, что грунтовых вод здесь нет».
К концу ноября 2023 года работы были готовы на 40%. Стройка продолжалась в спокойном темпе до лета следующего года.
В июне 2024 года автомобилисты смогли пользоваться новым кольцом, а строители показывали промежуточные результаты работы. В этом же месяце шли работы по устройству арматурного каркаса подпорных стен тоннельной части развязки.
Руководитель компании РСК Сергей Никитин рассказывал, что на объекте работали в дневную и ночную смены. Всего в строительстве были задействованы более 200 человек.
На тот момент на объекте был вырыт первый участок тоннеля. Вторая часть строительства развернулась на территории напротив автосалона АНТ.
«Ширина проезжей части от бортика до бортика будет составлять 8 метров. Если вдруг ДТП или аварийная ситуация, есть возможность разъехаться», – говорил Сергей Никитин.
До конца лета планировали полностью собрать каркас металлического путепровода, чтобы затем дорожники могли начать укладывать на нем асфальтобетонное покрытие. Об этом писал Виктор Томенко в своем Telegram-канале.
Параллельно шло строительство тоннеля протяженностью 460 м, который должен обеспечить движение из центра города в сторону федеральной трассы А322. На тот момент готово было готово уже 60% подземной части объекта. Полностью завершить строительство тоннеля планировали до конца октября 2024 года.
«Для ближайших регионов, за исключением новосибирского метрополитена, это, думаю, уникальный объект», – отмечал Сергей Никитин, руководитель РСК.
Чтобы работы продолжались и завершились как можно скорее, в начале июля 2024 года необходимо было изменить схему движения. Существующая кольцевая часть движения была перенесена для безопасности при строительстве тоннеля. Службы просили автомобилистов отнестись с пониманием к временным трудностям.
Вызовы погоды и новые сроки
Также в июне 2024 года начались проблемы. Аномальная жара влияла на строительство развязки.
Замначальника «Алтайавтодора» по строительству Евгений Строганов рассказывал, что повышенная температура влияла на подвижность бетонной смеси. Несколько партий смесей для возведения развязки на Змеиногорском тракте отбраковали на этапе лабораторных исследований.
«При укладке бетон слишком быстро высыхает, нарушается нормальный процесс твердения. Бетон начинает лопаться и трещать, качество ухудшается. Когда заливали тоннели, несколько партий смесей не приняли – проверка в лаборатории показала, что их невозможно качественно уложить при такой температуре», – говорил Евгений Строганов.
Он уточнял, что партии проверяют сразу в трех лабораториях: исполнителя проекта, заказчика и федерального надзорного органа.
Чтобы проблем с твердением бетона не возникало, с ним специалисты работали в ночную смену, когда температура воздуха ниже +30 градусов.
«То же самое с асфальтобетоном. Чем выше температура воздуха, тем он медленнее остывает, приходится выжидать, когда начнется уплотнение», – говорил Строганов.
Также зной усложнял условия работы самих строителей. Впрочем, они признавались, что больше жары им мешают комары.
Тем не менее, как утверждали специалисты, все работы шли в нужном темпе, по проектным срокам.
«Это крупнейший в новейшей истории края проект, поэтому контроль за ним особый. Дважды в месяц собираем специальное совещание. Пока рисков никаких нет», – подтверждал тогда министр транспорта края Антон Воронов.
В сентябре 2024 года минтранс сообщил, что проект отстает от графика – всего на 30-50 дней. Тогда объект был готов на 68%, а к ноябрю – всего на 75%.
Расторжение контракта и задолженность
Однако в конце ноября 2024 года, когда развязку должны были закончить, минтранс региона перенес сдачу на июнь 2025 года.
Как рассказывал начальник «Алтайавтодора» Василий Мотуз, причиной задержки стало невыполнение подрядчиком своих обязательств в рамках установленных сроков.
Представитель генподрядчика РСК, Сергей Никитин причиной срыва назвал погоду (ливни, аномальная жара, снегопады) и нехватку рабочих рук. Чтобы нагнать отставание, нужны были дополнительные работники, но их не хватало: в людях нуждаются многие предприятия, пояснял подрядчик.
В то время дорожники трудились на развязке круглосуточно – в дневную и ночную смены. Вопрос с задержкой находился на контроле надзорных органов. Компания РСК не справилась и в 2024 году фактически прекратила работу.
Несмотря на неоднократные предупреждения со стороны заказчика, «Алтайавтодора», о возможном срыве сроков, удалось лишь частично компенсировать отставание.
Как объяснял Андрей Подолян, действующий глава минтранса региона, подрядчик не справился с финансовой нагрузкой:
«С прошлым подрядчиком была сложная история: в 2023 году начались работы. Они проводились в недостаточно активном темпе, к концу 2024 года практически были прекращены. Это связано с финансовой составляющей компании РСК.
Нами было принято решение о расторжении договора в одностороннем порядке, пришлось пройти все процедуры по формированию нового контракта и расторжению прошлого. Сейчас запущена процедура взыскания неисполненных 154 млн рублей».
Представитель «Региональной строительной компании» Сергей Никитин извинился перед жителями Барнаула за те неудобства, которые им приносило строительство развязки:
«Хочу от имени нашей компании извиниться перед жителями Барнаула за те неудобства, которые им приносит строительство развязки. Хотел бы пояснить, по каким причинам произошло отставание от графика. В настоящее время строительные работы выполнены уже на 75%. Это очень высокий процент готовности объекта», – говорил руководитель РСК.
Развязка стала объектом, который оставил значительные дыры в бюджете минтранса региона. На момент расторжения контракта РСК не отработала аванс в 459 млн рублей. После сверки и ревизии ранее закупленных материалов сумма долга сократилась в несколько раз – до 154 млн рублей. Эти деньги краевые власти намерены взыскать через арбитражный суд, куда направили соответствующий иск.
Андрей Подолян заявил, что в случае взыскания долга с РСК 138 млн рублей направят на погашение разницы, вызванной необходимостью заключить новый контракт, а итоговая стоимость работ не изменится, то есть будет держаться на уровне изначально заложенных 2,9 млрд рублей.
Новый подрядчик и финальный рывок
В мае 2025 года к работе приступил новый подрядчик – ДСУ «Центральное», с которым заключили контракт на сумму 825 млн рублей.
С июля этого же года действовало круговое движение по большому кольцу, из-за чего светофоры перевели в ожидающий режим. На дороге часто собиралась пробка, которая растягивалась по Змеиногорскому тракту.
По условиям контракта, подрядчики обязаны были до окончания осени завершить строительство тоннельного участка, уложить асфальтобетон на кольце в Ленточном бору и на Змеиногорском тракте. Также установить освещение, ограждения, экраны защиты от шума, обустроить территорию и смонтировать очистные сооружения. В общем, закончить развязку, чтобы ввести ее в эксплуатацию.
Кроме генерального подрядчика, Центрального ДСУ, к проекту привлекли семь субподрядных организаций. Работы шли в одну смену. Но минтранс отметил, что если заметят отставание от графика, строители останутся на переработки. Как подчеркивал Андрей Подолян, за несоблюдение сроков будут наказывать жестко и мгновенно:
«Рабочие трудятся в одну смену, но пока подрядчики не выполнят объем работ в течение дня, будут отрабатывать. Раз в неделю мы отслеживаем процесс: выполнили – хорошо, не выполнили – должны отработать, чтобы успеть до 1 июля. Пока отставаний никаких нет, мы только начали делать путепровод».
До 1 июля подрядчик должен был закончить возведение путепровода и частично открыть движение по нему. Это, как сказал Андрей Подолян, временно разгрузит транспортный поток и поможет городу справиться с наплывом дачников.
Важным моментом стало устройство четырехметрового шумозащитного экрана протяженностью 1,8 км, защищающего близлежащие жилые зоны от шума машин. Установленная конструкция дорожной одежды толщиной 80 см позволит пропускать транспорт с нагрузкой 11,5 тонн/ось.
Полноценный ввод всей развязки ожидают к концу ноября 2025 года.
Желанное открытие
7 ноября развязка официально заработала, несмотря на то, что торжественное открытие отменили. Последним начали эксплуатировать тоннель: перед работой по нему проехала спецтехника, очистив путь и посыпав его песком.
Как сказала дорожная инспекция, светофоры скоро уберут и временно оставят дорожные знаки, которые использовали при перекрытых дорогах. Для порядка и помощи водителям в новой схеме движения, первые несколько часов дежурили экипажи ДПС.
Общие цифры
Ширина проезжей части – от 3,5 до 16,5 метра.
Расчетная скорость движения на развязке – 60 км/ч.
Протяженность тоннеля – 500 м.
Высота самого глубокого участка – 8 м.
Длина путепровода от Ленточного бора до выезда в сторону Рубцовска – 328 м.
Протяженность тротуаров для пешеходов – 3 тыс. м.
Длина дороги и всех съездов развязки – 3,8 км.
Общая стоимость строительных работ – 2,9 млрд рублей.