Экономика

Честь мундира. Почему в крае растет рынок спецодежды и надолго ли сохранится динамика

Одним из наиболее активно растущих направлений рынка средств индивидуальной защиты (СИЗ) является сегмент спецодежды, занимающий порядка 50%. По данным Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты, он ежегодно прибавляет в весе по 15–20%. По мнению экспертов, динамика будет нарастать до 2009 года. Федеральная статистика может быть вполне прилагаема и к ситуации в Алтайском крае. Участники местного рынка уверенно говорят, что именно сегмент спецодежды, особенно в части так называемой корпоративной одежды, позволяет наращивать обороты. Хотя и не такими темпами, как в целом по стране.

Кто в «топе»

На рынке СИЗ Алтайского края работают более 100 компаний. Лидерами отрасли, без учета ранжирования по долям, можно назвать федеральные предприятия «Восток-сервис», «Тракт» и «Техноавиа», а также местные компании «Спецобъединение Сибирь», «Гратис» и «Алтайский вернисаж». Участники рынка затрудняются с оценками собственных долей в крае. При этом отмечают, что существенно усиливаются позиции локальных игроков. Естественно, аргументация при этом различна. «Местные компании активно поддерживает администрация, поэтому можно говорить о видимой динамике в их показателях. Но следует отметить, что на местном рынке появляются тенденции к развитию корпоративного стиля, а региональные игроки по-прежнему не готовы предоставить большого выбора. Столичный же рынок постоянно разрабатывает более современные модели спецодежды, и немаловажно, что при этом не происходит удорожания товара – обширная сеть заказов намного уменьшает стоимость разработки новых видов», – считает представитель компании «Техноавиа» Евгений Тищенко.

«Сегмент спецодежды изначально был преимущественно за местными игроками, а сейчас мы и вообще серьезно «обставили» федералов», – уверен директор компании «Гратис» Владислав Гридин, аргументируя свою позицию большей мобильностью и возможностью обеспечения индивидуального подхода к клиенту. «Некоторое время назад у нас был «провис» по широте ассортимента и наличию товара на складе. Но сейчас мы поработали в этом направлении, и эти параметры теперь в абсолютной норме», – поясняет он. Говоря о рейтинге операторов отрасли, генеральный директор группы компаний «Спецобъединение Сибирь» Анатолий Дегтярев высказывается более обтекаемо: «Если иметь в виду только алтайских производителей, то нам удается сохранять свое лидерство. Кроме того, в «топе» держатся иногородние игроки: главным образом московские компании «Восток-Сервис», «Тракт» и «Урсус». Большое число дилеров по всей стране позволяет им поддерживать высокий уровень продаж».

Имидж – все

Операторы рынка СИЗ, говоря о клиентах-«локомотивах», особенно выделяют строительную отрасль и сферу услуг. А «впереди планеты всей» у них значатся компании, специализирующиеся на монтажных и фасадных работах. «Они первые, кто в своих заказах на одежду сочетали функции защиты и корпоративной идентификации, при этом их заказы отличаются большими объемами», – констатирует Владислав Гридин. С коллегой по отрасли солидарен и представитель «Техноавиа». «Особенно это стало заметно в текущем году. Сравнивая с зимним и летним сезонами прошлого года, очевиден рост не только по объемам, но и по качественным параметрам», – говорит Евгений Тищенко.

Но основным трендом, дающим рост показателей собственно корпоративной одежды, эксперты называют активное формирование корпоративной культуры в компаниях края, осознание важности фирменной идентификации. «Все чаще руководители понимают, что грузчик, монтажник, экспедитор или продавец – это лицо фирмы, азначит, и одевать его следует соответствующе», – отмечает г-н Дегтярев. И продолжает: «Куда сложнее совершить проступок, будучи в одежде, олицетворяющей компанию. Можно даже сказать, что спецодежда помогает хранить честь мундира. Поэтому фирмы, заинтересованные в качестве своей работы, высокой дисциплине персонала и репутации в глазах общественности, стараются одевать своих работников в корпоративную спецодежду». Причем корпоративность заключается не столько в приклеенном или нашитом логотипе компании. «Сейчас активно проявляют интерес к индивидуальным стилевым решениям и даже подбору тканей, не говоря уже о цвете!», – говорит г-н Гридин.

Кроме того, по словам представителей компаний, у местных заказчиков в корне меняется подход к поставкам СИЗ. «Еще в прошлом сезоне подавляющее большинство клиентов смотрели исключительно на прайс и только на его основе выбирали как поставщика, так и собственно товарные позиции. Сейчас цена тоже не потеряла своей актуальности, но все-таки заказчики стали смотреть и на качество. Руководителям важно, как их сотрудники выглядят перед публикой и конкурентами», – удовлетворенно отмечает г-н Тищенко. В сумме все эти факторы позволили прибавить сегменту корпоративной одежды порядка 25%.

Скорая «усадка»

Несмотря на оптимистичные показатели текущего периода, игроки рынка отдают себе отчет в том, что столь впечатляющая динамика не может продолжаться долго. «Да, наибольший рост продаж сейчас идет по одежде, в то время как на Западе руководители предприятий гораздо больше внимания уделяют собственно безопасности сотрудников. И доля СИЗ за рубежом занимает 60% рынка, в России – около 30%. По-моему, в ближайшее время ситуация у нас будет развиваться по западному сценарию», – уверен Анатолий Дегтярев.

Некоторые аналитики утверждают, что пропорции сегментов на российском рынке СИЗ претерпят существенные изменения уже к 2009 году: примерно через полгода спецодежду ожидает «усадка». И связано это как с адаптацией российских ГОСТов к европейским нормам, так и с отмеченными выше растущим самосознанием заказчиков. Средства защиты (маски, респираторы, защитные высокотехнологичные комбинезоны, очки и пр.) предположительно должна увеличиться с нынешних 22% до 36% рынка, отыграв долю именно у обычной спецодежды. «Современное поколение управленцев понимает всю важность правильного подхода к организации охраны труда на предприятии. Приходит осознание, что целесообразней и экономически выгодней приобретать новые высокотехнологичные средства защиты, которые постепенно вытесняют с рынка более традиционные образцы», – говорит глава «Спецобъединения Сибирь».

Идем на Восток?

На вопрос о том, как будут реагировать на изменения спроса в сторону технологичных СИЗ, на предприятиях-поставщиках говорят прежде всего о расширении компаний. «Сократится число мелких игроков – пошивочных компаний. Не факт, что они исчезнут с рынка: они могут влиться в состав крупной организации. А нынешние лидеры отрасли еще активнее станут наращивать мощности», – считает Владислав Гридин. Он, впрочем, не исключает, что потеряют свои позиции и нишевые игроки, специализирующиеся, например, только на медицинской спецодежде. Другой вариант развития ситуации на рынке – создание или расширение уже действующих сетей. Так, в «Спецобъединении Сибирь» говорят о начале завоевания рынков Новосибирска и Кемерова. В Кузбасс планирует выйти и компания «Гратис».

В 2007 году средние расходы предприятий края на охрану труда составили 1,5 тыс. рублей на человека. Из них порядка 55% были затрачены на обеспечение СИЗ. Такие данные на отраслевой конференции, посвященной Дню охране труда, озвучил заместитель главы Управления Алтайского края по труду и занятости населения Василий Головин. Цифра не большая, особенно если сравнивать ее с показателями других регионов. Например, в городах, близких по ряду социально-экономических показателей к Барнаулу, работодатели тратят в среднем порядка 3,4 тыс. рублей на человека. Однако операторы рынка СИЗ не склонны драматизировать ситуацию. «Безусловно, 800 рублей на СИЗ в год – сумма, недостаточная для полноценного обеспечения работника спецодеждой и средствами защиты. Но учитывая, что край наш – аграрный и эта отрасль только начинает вставать на ноги, ежегодные затраты на охрану труда будут увеличиваться», – уверен г-н Дегтярев.

Прирост объемов может составить 30%

Бийская торговая компания «Росналадка» работает на рынке средств индивидуальной защиты (СИЗ) четыре года. Заместитель директора по сбыту этой организации Ольга БЕРДНИКОВА считает, что, хотя Бийск – территория менее масштабная, нежели краевая столица, здесь возможен активный рост отрасли. Причем, по словам эксперта, рост спроса на СИЗ может превышать барнаульскую динамику.

– Судя по динамике продаж, по итогам этого года прирост объемов сбыта у нас должен составить порядка 30%. Это связано прежде всего с тем, что заказчики заметно увеличили статью расходов на средства индивидуальной защиты. Кроме того, наметилась тенденция к востребованности высокотехнологичных средств. Скажем, недавно дорожникам понадобилась новая модель защитных очков Uvex, а их не было в наличии в барнаульских компаниях, с которыми мы сотрудничаем. Пришлось работать напрямую с дилерами Uvex. Я думаю, в ближайшее время можно будет говорить уже об устойчивом движении заказчиков именно в направлении высоких технологий в отрасли СИЗ. И тогда конкуренция между региональными операторами обострится еще сильнее: от столь удобных сейчас «прошлогодних коллекций» придется отказаться и закупать или производить продукцию высокого класса, еще более оперативно обновляя ассортимент.

Нельзя сказать, что бийские предприятия поголовно являются заказчиками наших же, бийских компаний. Но порядка 60% все же остаются на местном рынке. Причем среди них есть такие крупные организации, как «Эвалар», «ДСУ-1» и «Бийскэнергострой». Этот показатель, думаю, будет расти. Но не за счет рекламного продвижения. Я полагаю, динамика будет идти в основном за счет того, что мы наращиваем торговые мощности, заключаем интересные для клиентов партнерства с дилерами. Возможно, какой-то эффект будет и от нашей ассоциации. На данном этапе нам не слишком понятны ее смысл и продуктивность. Но не исключаю, что со временем эта ситуация изменится, и мы, вступив в ассоциацию, сможем приобрести для себя определенные преимущества на рынке.

Делаем акцент на информированность

Алтайская ассоциация поставщиков и производителей средств индивидуальной защиты (АлтАСИЗ) объединяет девять игроков рынка. По мнению нового председателя ассоциации Сергея БОБЫЛЕВА, это практически все заметные операторы отрасли в крае. Всего же, по оценкам г-на Бобылева, только в Барнауле насчитывается порядка 60 организаций, работающих в различных сегментах рынка СИЗ.

– До недавнего времени в состав ассоциации входило 10 организаций, но одна компания вышла из сообщества. Большинство участников отраслевого союза – действительно лидеры рынка с впечатляющими оборотами. Например, у «Спецобъединения-Сибирь» объемы прошлого года составили порядка 120 млн. рублей, у «Гратиса» – около 15 млн. рублей и т. д.

Пока сложно говорить о будущем расширении списка участников сообщества. Почему-то все хотят для себя какие-то льготы, быстрый коммерческий эффект от членства в ассоциации. Но ассоциация – это некоммерческая организация и цели у нее иные. Наша задача – это прежде всего информирование руководителей и специалистов предприятий края о новинках и достижениях в отрасли, а не коммерческие предложения! У нас были встречи с главами ряда компаний, работающих на этом рынке, обсуждали возможное их включение в ассоциацию. Но реальная заявка сейчас у нас есть не от алтайской организации, а от новосибирского производителя!

На сегодняшний день существенные достижения ассоциации – это отлаженная система коммуникаций с потребителями. И здесь прежде всего я говорю о выездных мероприятиях в тех городах края, где доступ к информации ограничен. Мы продолжим эту деятельность, будем работать над ее совершенствованием и разнообразием. И в результате надеемся, что и потребителям, и операторам рынка станет работать удобнее, эффективнее.

Нужны нестандартные подходы

Рынок товаров для безопасности труда не значится в списке самых активных и креативных рекламодателей. Прежде всего это связано с его специфичностью. Как считает директор компании «ПК-1» Николай ПАНОВ, назрела необходимость в нестандартных подходах к продвижению продукции. Один из них «ПК-1» продемонстрировала на краевом отраслевом совещании в Бийске.

– Год назад мы придумали оживить аналогичную конференцию беспроигрышной лотереей для гостей мероприятия. Идея понравилась, и в этом году розыгрыш призов прошел уже более масштабно. В нем приняли участие все члены отраслевой ассоциации, приехавшие на совещание. А вместо стандартной мультимедиапрезентации компании в этот раз мы приготовили новую «фишку» – семиминутный профессионально сделанный видеоролик под названием «Сказка о технике безопасности». Мы совместили агитационный материал с имиджевой составляющей, и все это – в динамичном развлекательном формате. И это тот вариант продвижения, который сработал. Наградой были аплодисменты зрителей, нас запомнили.

В нашей отрасли вообще не всякая реклама эффективна. Иллюстрированные каталоги и сайты покупатели либо не используют совсем, либо уделяют им меньше внимания, чем они заслуживают. Мелкие компании в поисках поставщика пользуются преимущественно печатными СМИ. Выйти на средних удается методом прямой почтовой рассылки и через Интернет. Крупные потребители часто ограничиваются контактами с одним-двумя поставщиками, наиболее активно предлагающими сотрудничество путем непосредственного контакта по месту работы потребителя.

Новые нестандартные подходы призваны расшевелить инертную часть аудитории, которая уже давно не реагирует на обычные каналы, действенные в случае с рекламой товаров массового спроса. Поэтому рынку средств индивидуальной защиты нужно искать более эффективные варианты. В рамках таких конференций это получается. Но, возможно, со временем у нас появятся и другие возможности. Скажем, не плохо было бы иметь тематический раздел в рамках выставок – строительной и аграрной.

Резюме

Факт:

рынок спецодежды, в частности корпоративный сегмент, растет, обгоняя большинство других, однако положительная динамика обещает сохраниться только до 2009 года.

Причины:

заказчики стали уделять большее внимание корпоративной идентификации.

Последствия:

развитие ситуации пойдет по западному сценарию, согласно которому большую долю рынка занимает не спецодежда как таковая (в том числе и корпоративная), а технологичные средства защиты; чтобы не потерять свои позиции, операторы отрасли, специализирующиеся на одежде, будут укрупняться и постараются выйти на рынки других регионов.

У вас меняется подход к закупу спецодежды?

Надежда НОВИЦКАЯ, директор стоматологической клиники «Спектра»:

– По большому счету, нет. С момента основания клиники мы заказываем корпоративную одежду, выдержанную в фирменных цветах, одного фасона. В течение трех лет не менялся и поставщик, правда, в самое ближайшее время мы обратимся к другому: работа нынешнего перестала нас устраивать.

Марина МИНСКАЯ, начальник отдела материально-технического снабжения компании «БФК»:

– Мы изначально стали заказывать качественную продукцию – как говорится, мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевое. Единственное, что серьезно меняется, – это объемы заказов спецодежды: они у нас увеличиваются. Конечно, пропорционально возрастают и расходы, но это не отражается на снижении качества. Мы уже много лет сотрудничаем с одним и тем же поставщиком – это местное представительство федеральной компании, где мы нашли оптимальное соотношение цены и качества.

Александр ДЕРГУНОВ, инженер по охране труда компании «Алтайкрайгазсервис»:

– У нас он зависит от финансового положения предприятия, и все серьезные коррективы происходят сообразно с этим фактором. Последние изменения были около трех лет назад, когда мы перешли на более технологичные ткани. А фасон практически не меняли. Наш поставщик, с которым мы работаем уже семь лет, на первом же этапе удачно разработал нам модели, которые нет нужды переделывать.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость