Экономика

Грибное дело

Сходить в лес за грибами - не только увлечение. Это еще и неплохой способ заработать: каждое лето и начало осени в сельской местности разворачивают работу компании-заготовители, помогающие местным жителям получить дополнительный доход к семейному бюджету.

Раньше подобный бизнес считался рискованным и малоперспективным - ведь сбор даров природы происходит летом, а работать надо весь год. Юрий Харламов, руководитель фирмы "Русский гриб", сумел решить эту проблему, и сегодня его компания продает продукцию алтайских лесов не только в магазины Сибири, но и Европы.

Такие не вырастишь

Юрию Харламову пришлось строить свой бизнес практически с нуля, опытным путем выстраивая систему приема сырья у населения и приспосабливая к специфическим технологическим операциям оборудование от макаронного производства, поскольку специального, "грибного", в России не производят.

На первых порах Юрию Харламову не раз приходила мысль организовать выращивание грибов в искусственных условиях неподалеку от перерабатывающего комплекса - ведь урожай в природе то растет, то падает, из-за чего планировать бизнес не так-то просто. Но вырастить вне леса белые грибы, лисички, грузди оказалось невозможно, и заниматься этим фирма Харламова не стала, сделав ставку на грамотную организацию сбора.

По словам предпринимателя, в “грибном” бизнесе выигрывает не тот, у кого самые высокие закупочные цены, а тот, у кого лучше организована работа. Чтобы не упустить урожай, фирма завела себе агентов, которые докладывают в Барнаул, "пошли" ли грибы, или нет. Если, по сведениям разведчиков, урожай богатый, то в село направляются дополнительные силы в виде машин, денег и приемщиков сырья.

“В сезон решения принимаются в считанные часы, - рассказывает Харламов. - Если вечером у нас сигнал, что где-то есть гриб, утром у меня там должна быть развернута заготовка”. Поэтому в сезон заготовки у всех сотрудников “Русского гриба” бессонные ночи - начиная от директора и заканчивая сотрудниками охраны.

За три года работы “Русский гриб” наладил сеть заготовительных пунктов, включающую филиалы в районах края и закупочные пункты (вагончики “Грибы и ягоды”) вокруг них. Места для открытия филиала и заготпунктов выбираются по карте, основные условия - лес, деревня, грибники. Закупочные пункты оснащены весами, специальными емкостями для хранения и транспортировки грибов и ягод (фирма взяла на себя еще и переработку ягод), а также морозильными камерами.

"Гриб - специфический продукт, - говорит Юрий Харламов. - Нужно успеть его заморозить, засушить или засолить в течение шести-восьми часов после срезания. Это важно не только для сохранения внешнего вида товара, но и его качества и даже безопасности для потребителей". С ягодой проблем меньше: она хранится дольше.

После постановки вагончика “Грибы и ягоды” жителям объясняются условия приема, и дело пошло. Минимум раз в день сюда приезжает машина и увозит дары леса в филиал. Там их моют, сортируют, выбраковывают негодные. Из тех, что пригодны в пищу, технолог выбирает, какие грибы лучше заморозить, какие засушить, а какие - подготовить для дальнейшей консервации. В этом случае они обрабатываются паром, засаливаются и хранятся на складе вплоть до следующего сезона, по мере необходимости перерабатываются в консервы. Мороженые и сушеные грибы также хранятся на складе в больших контейнерах и фасуются в пакеты под заказчика.

Семейное занятие

Грибами в селах начинают заниматься целыми семьями: привозят полные кузовы тракторов и телег. Бывало, что семьи грибников зарабатывали за сезон на машину. “Но есть и такие, кто исключительно пропивает деньги, заработанные на заготовке”, - сетует предприниматель.

На привлечение сборщиков в “Русском грибе” потрачено много сил и денег. В 2003 году, например, была проведена акция, в которой разыгрывались автомобиль, холодильники и т. д. среди наиболее активных сдатчиков грибов. “Мы на это потратили достаточно большую сумму денег, которая прямых доходов не принесла, конечно, - говорит Юрий. - Но для популяризации заготовки сыграла очень хорошую роль. Теперь многие в селах знают, что можно заработать на заготовках грибов”.

Впрочем, не только на заготовках: филиалы компании для мытья и сортировки грибов летом-осенью привлекают многочисленных сезонных работников. В это время штат фирмы увеличивается до 300 человек. “Автоматики и каких-то механизмов в данном звене производства нет, - говорит предприниматель. - Помыть, почистить грибы - все это делается руками и кисточкой. Выбраковку дефектов тоже только глазами можно сделать”.

На более сложные операции нужны специалисты-технологи - это уже постоянные сотрудники. Они также подбираются из местного населения: бывшие главные инженеры, технологи пищевых производств. Летом они занимаются заготовками и первичной стадией обработки сырья, зимой – переработкой и продажей.

Помимо организации заготовок с участием населения, компания заключила договоры с Барнаульским и Ларичихинским лесхозами. Работать с ними проще: они заготавливают сырье в промышленных объемах, там есть обученные сотрудники и специальное оборудование.

Сезон продаж

Осенью, когда заканчиваются заготовки, начинается переработка и наступает сезон продаж. Он, по словам Юрия Харламова, идет и летом, но очень невысокими темпами. “Быстрозамороженные грибы и ягоды - товар сезонный. И пик этого сезона приходится на зимние месяцы и начало весны”.

С конца прошлого года фирма занялась еще и производством фруктовых, овощных соков, а также консервированных арбузов на простаивающей вне грибного сезона консервной линии.

Сегодня под брендом "Алтайская кладовая" фирма "Русский гриб" производи сушеные и замороженные ягоды и грибы. Последние помимо этого поступают на рынок в маринованном виде, из них делают обеденные блюда: солянку и грибы с картошкой, и все это поступает в магазины Сибири.

А первыми иностранными потребителями грибов алтайской компании были жители Италии - туда по договоренности с партнерами была отправлена пробная партия белых. Тогда грибы подвергались только очистке, фасовались в контейнеры и уходили на экспорт.

Со временем увеличивались обороты компании и желание заниматься еще и переработкой. Было принято решение о выходе на российский рынок с фасованными замороженными, сушеными, а также консервированными грибами.

Это оказалось не так-то просто. “Производителям, скажем, макаронов проще: люди знают, как их нужно есть, привыкли это делать, - говорит Юрий Харламов. - С грибами не так: многие жили без них ”.

Каждый день в Барнауле в каком-нибудь торговом центре проходит промоакция с дегустацией грибных консервов - и объемы продаж увеличиваются. “Рост большой, - оценивает результаты директор “Русского гриба”. - Мы начинали с 2 млн. рублей в год. Сейчас та же сумма оборачивается в фирме за месяц”.

Константин ЗЫРЯНОВ.

Что такое “Русский гриб”?

Год основания: 2000.

Профиль: заготовка и переработка дикорастущих грибов и ягод. На рынок дары леса поступают под брендом "Алтайская кладовая".

Финансирование. Фирма создавалась как структурное подразделение крупного холдинга, реализующего строительные материалы и металлопрокат, и инвестиции в новый проект были взяты из уже существующего бизнеса.

Мощность производства - 160 тонн продукции в месяц

Заготовительные пункты. Постоянных заготпунктов четыре: два из них расположены в Барнауле, два - в районах (Крутихинском и Волчихинском). Помимо них, есть передвижные, которые в сезон разворачиваются в Камне-на-Оби, Заринске, а также в Алейском, Егорьевском, Шелаболихинском, Ребрихинском и других районах.

Главный офис компании расположен в Барнауле.

Компания имеет представительство в Латвии, которое занимается поставками грибов в Европу. Также грибы и ягоды от алтайского производителя можно увидеть на прилавках магазинов городов Сибири, в перспективе - выход в города европейской части страны.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость