Экономика

Как прошла презентация «Бирюзовой Катуни» и «Алтайской долины»

Прошедшую 1–2 августа федеральную презентацию особой экономической зоны (ОЭЗ) «Бирюзовая Катунь» было бы неправильно рассматривать как некое отдельно взятое событие. Оно имеет как минимум два важнейших аспекта.

Первый – создание туристско-рекреационных ОЭЗ является своего рода межрегиональной конкуренцией, в которой есть как лидеры, так и аутсайдеры. Второй – ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» – это не только пример частно-государственного партнерства, но и один из ключевых объектов стратегического плана по созданию в крае туристско-рекреационного комплекса международного значения.

Дружба дружбой…

За пару часов до начала презентации «Бирюзовой Катуни» у здания пресс-центра ОЭЗ состоялась импровизированная пресс-конференция двух губернаторов – Александра Карлина (Алтайский край) и Александра Бердникова (Республика Алтай). Она прошла неслучайно. С утра представители столичной и сибирской прессы побывали на презентации «Алтайской долины», другой особой экономической зоны для туристов, которую строит Республика Алтай. И по всей вероятности, были обескуражены тем, что республиканское мероприятие проводилось в чистом поле, между двух гор, где был установлен специальный шатер с макетом будущей площадки для туристов. «Алтайская долина» существует пока только в проекте и на фоне «Бирюзовой Катуни», которая уже принимает гостей, выглядит скромно. Этот диссонанс и призвана была сгладить пресс-конференция.

«Оценка данного события не совсем правильно выставляется в СМИ, – начал на правах хозяина Александр Карлин. – «Алтайская долина» и «Бирюзовая Катунь» – это концепции не конкурирующие, а поддерживающие друг друга, взаимоувязанные между собой. Их близость позволяет сэкономить очень серьезные государственные ресурсы, которые будут направлены на развитие внешней инфраструктуры. Это и автотранспорт, и газификация, и электроснабжение». Далее г-н Карлин подчеркнул, что тема воздушного сообщения, которая тоже необъективно раздувается некоторыми СМИ, на самом деле связывает регионы. «Развитие аэропортов в Барнауле и Бийске нисколько не ставит заслона развитию аэропорта в Горно-Алтайске. Пассажиропотока хватит всем», – сказал он.

В свою очередь Александр Бердников заявил, что внести раскол в отношения между губернаторами хотят «определенные силы, которым невыгодно, чтобы мы работали сообща». «Это все надуманное! Я хочу поставить на этом точку, пожать в вашем присутствии руку Александру Богдановичу и данную тему закрыть раз и навсегда», – расчувствовался г-н Бердников.

Но дальнейший ход пресс-конференции все равно развивался в сравнительном формате. Губернаторам был задан вопрос о том, как все-таки совместить на одной территории интересы разных групп отдыхающих – кто-то любит мягкую постель и джакузи, кто-то – дикую природу. «Конечно, не каждая семья имеет сегодня достаток, который позволил бы ей разместиться в отелях. Главное в этой ситуации – не дать диким туристам загубить уникальную природу. Мы будем создавать для этого караван-парки. Будут выявлены наиболее посещаемые туристами места в Республике Алтай, которые мы обеспечим необходимым минимумом услуг – охраной, автостоянкой, медицинским пунктом, местом для палаток», – рассказал Александр Бердников. «Действительно, есть две категории отдыхающих, но они не противоречат друг другу. Мы на территории зон должны предоставить людям одинаковые возможности для отдыха. Ведь даже диких туристов нужно обеспечить питанием», – согласился с коллегой г-н Карлин.

В первую очередь – инфраструктура

Впрочем, об одинаковых возможностях турзон говорить пока не приходится. Они просто несравнимы в силу объективных обстоятельств: ведь «Бирюзовая Катунь» – это проект, который реализуется на базе действующего комплекса. Именно поэтому высокие гости из Москвы приземлялись в аэропортах Барнаула и Бийска. Сама презентация, в финале которой было солнечное затмение, проводилась на «Катуни». Да и инфраструктурное развитие турзон сегодня несопоставимо. Неслучайно корочки резидентов были вручены шести компаниям, желающим инвестировать в строительство объектов именно на «Бирюзовой Катуни», и двум – в «Алтайской долине».

«Я бы подчеркнул, что наша основная задача – привлечь сюда инвесторов, а не туристов, – заявил журналистам руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрей Алпатов. – Мы бы очень хотели, чтобы к нам пришли идеальные, серьезные инвесторы и за три года построили здесь все, что нам необходимо. Но об этом легко говорить, а сделать будет очень трудно». Далее в беседе с корреспондентом «ВД» г-н Алпатов отметил, что в настоящий момент у него нет никаких претензий к Алтайскому краю по выполнению сроков строительства инфраструктурных объектов. «Поэтому интерес к «Бирюзовой Катуни» имеется у зарубежных инвесторов. Недавно я проводил переговоры с делегациями из Южной Кореи, Китая и Сингапура. Возможно, кто-то из них станет вашим следующим резидентом», – сказал он.

В целом на строительство объектов внутренней инфраструктуры всех семи турзон государство планирует направить 30 млрд. рублей. Это поможет привлечь частные инвестиции в размере, по скромным оценкам, 100 млрд. рублей. В «Бирюзовую Катунь» и Алтайскую долину» – 17,8 млрд. рублей. «Социальный эффект от создания турзон заключается в том, что в них появится около 25 тыс. рабочих мест, – оценил масштаб заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский. – Но меня интересовало сегодня в первую очередь, какие планы у инвесторов, какие проекты они будут осуществлять и как скоро начнут строительство. Очень важно добиться того, чтобы среднестатистическая российская семья получала доступные услуги. И теперь мы видим, что семья из трех человек может разместиться здесь на неделю в трехзвездочном отеле за 22–25 тыс. рублей. На мой взгляд, это конкурентоспособная цена. Пусть и без стоимости перелета».

Не стоит забывать, что «Бирюзовая Катунь» является также ключевым объектом будущего туристско-рекреационного комплекса, создание которого предусмотрено в стратегии развития Алтайского края до 2025 года. Наряду с ОЭЗ туда входят будущая игорная зона «Сибирская монета», курорт Белокуриха и лечебно-оздоровительные базы в Смоленском и Солонешенском районах. И наверняка госинвестиции пойдут на пользу всем. В этом году на развитие внутренней инфраструктуры «Бирюзовой Катуни» из федерального и краевого бюджетов выделяется 560 млн. рублей, а на реконструкцию аэропортового комплекса Бийска в 2010–2011 годах будет потрачено 1,439 млрд. рублей.

Основные показатели развития туризма в Алтайском крае до 2025 года

Основные показатели

Значение показателя

2010

2015

2020

2025

Объем туристического потока, проходящего через Алтайский край (всего, млн. человек в год)

1,6

2,3

2,7

3,2

Объем туристического потока с размещением на территории Алтайского края (млн. человек в год)

0,9

1,4

1,8

2,2

Число иностранцев (млн. человек в год)

0,1

0,15

0,25

0,25

Доля отрасли туризма и гостеприимства в ВРП (%)

8

11

12

16

Среднегодовой оборот туристического сектора (млрд. рублей, с учетом инфляции)

12,3

32

72

150

Средний объем реализации услуг за счет туристического потребления (млрд. рублей в год, с учетом инфляции)

6,1

6,5

6,9

7,3

Налоговые платежи от туризма в региональный бюджет (млрд. рублей в год)

0,29

6,4

1,4

3,1

Средние расходы туристов на территории (тыс. рублей в сутки, с учетом инфляции)

3

3

4

4,5

Число занятых в туристическом секторе (тыс. человек, с учетом предприятий-поставщиков)

110

150

160

160

Число коллективных средств размещения и туркомплексов (ед.)

400

500

600

600

Число сертифицированных коллективных средств размещения (ед.)

12

40

90

110

Число коллективных средств размещения класса 4-5 «звезд» (ед.)

3

12

34

65

Источник: Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, «РОЭЛ-Консалтинг».

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость