Экономика

«Спокойно отношусь к тому, что меня называют монополистом»

2 сентября крупнейший розничный оператор края холдинг «Мария-Ра» открыл свой первый магазин за пределами Алтая. Директор холдинга Александр РАКШИН не скрывает, что магазин в Новосибирске стал переломным этапом на пути создания крупнейшей сибирской розничной сети. Поделившись планами компании с корреспондентом «ВД», Ракшин также прокомментировал ряд тем, которые в последнее время поднимают как критики, так и лояльно относящиеся к деятельности холдинга эксперты.

Со своим караваем в чужой город

- Александр Федорович, сколько может быть открыто магазинов «Мария-Ра» в Новосибирске?

- Мы приступаем к отделочным работам уже на втором объекте. Планируем к концу года запустить второй магазин. Всего в Новосибирске планируем открыть не менее 20 магазинов, причем мы не только берем в аренду или покупаем готовые объекты, но и сами строим. Сегодня отсутствие объектов, пригодных для современного магазина, является основным сдерживающим фактором. «Места под солнцем» для строительства новых магазинов с каждым днем становится все меньше. Отмечу, что в Барнауле освоение торговых площадей идет более высокими темпами, чем в Новосибирске. И сама торговля в Барнауле, на мой взгляд, развита лучше. В Барнауле большинство торговых площадей приватизировано, и их приватизация закончилась еще несколько лет назад. А в Новосибирске же доля приватизированных площадей в два раза меньше. Арендаторы не заинтересованы делать ремонт либо реконструкцию не своих помещений. Поэтому многие из объектов находятся в полуразрушенном состоянии.

- Продукция каких алтайских производителей представлена на новосибирских полках «Марии-Ра»?

- Из 75 производителей, с которыми «Мария-Ра» работает на Алтае, в Новосибирск с нами пошли более половины. Они, бесспорно, являются флагманами Алтая и более прогрессивно подходят к продвижению своей продукции. Думаю, в Новосибирске они займут достойную долю. Хороший и качественный товар востребован всегда и везде, «туз - он и в Африке туз». Среди них хотел бы отметить Иткульский спиртзавод, торговый дом «Касмалинский», Барнаульский молочный комбинат, компании «Лакт», «Алмак» и хлебозавод № 4.

При выходе в другие регионы мы делаем ставку именно на алтайские товары и считаем это нашим главным конкурентным преимуществом.

Тяжело придется завоевывать своего потребителя в Новосибирске Барнаульскому майонезному заводу с торговой маркой «Персона». Потому что Новосибирский масложирокомбинат является бесспорным лидером у себя в регионе. На примере «Персоны» мы ясно даем понять всем нашим алтайским производителям, что «Мария-Ра» готова приложить все усилия для продвижения их продукции за пределы края. Уверен, список алтайских производителей, представленных в Новосибирске, будет расширен. Потому что сейчас там еще не представлены некоторые из алтайских лидеров. Они тоже осознают необходимость и выгодность движения в регионы и, на мой взгляд, у них нет другого пути развития. Я считаю, что компании, которые замкнутся в регионе, в конечном итоге проиграют.

- Какой объем инвестиций планируется направить на новосибирский проект?

Пока освоено около 100 млн. рублей. Но это только первый этап.

- Какие регионы планирует освоить ваш холдинг после Новосибирской области?

- Мы планируем стать крупнейшей сибирской торговой сетью, поэтому не замыкаемся только на Алтайском крае и Новосибирске. Сейчас ведем работу по подбору объектов в Томске. В регионах мы будем сохранять формат «магазина у дома», так как, по нашему мнению, он наиболее востребован сегодня.

Домашняя работа

- В чем заключаются дальнейшие планы «Марии-Ра» на Алтае?

- Параллельно с межрегиональными проектами мы развиваем и краевые. Сейчас договариваемся с компанией «Сибакадемстрой» о строительстве большого торгового центра в Горно-Алтайске. К июлю 2006 года, как раз к юбилею присоединения Горного Алтая к России, планируем его открыть. Также в планах строительство магазинов в Алейске и Славгороде. Это последние города края, где еще нет наших современных магазинов.

В июне открыли первый магазин в Поспелихе. Это первый наш «сельский» проект. Конечно, на селе покупательская способность ниже, чем в городах. Люди больше питаются со своих огородов и, например, готовя детей к школе, сильно экономят на продуктах. Но уверен, что уровень жизни сельчан будет расти, соответственно будут расти и потребности людей. И мы будем строить современные торговые центры в других районах края.

- По нашей информации, планируется реконструкция Барнаульского ЦУМа.

- Да, мы уже полтора года занимаемся подготовкой проекта. Привлекали специалистов из Турции. Они работали у нас полтора года, но мы остались недовольны их проектом. Сейчас привлекаем специалистов из Германии. Хочется подарить барнаульцам суперсовременный торгово-развлекательный комплекс с красивыми магазинами, клубами, кинозалами и ресторанами, а с учетом того, что он стоит в самом центре города ЦУМ, должен стать еще и его украшением. Срок начала реконструкции - весна 2006 года.

- Розничная торговля останется основным видом деятельности «Марии-Ра» в будущем?

- Да. Так же мы сами производим полуфабрикаты и крупы под торговыми марками «Мария». Сегодня мы реализуем программу разработки и производства целого спектра продукции под собственными торговыми марками, размещая заказы на производство на наших предприятиях. Таким образом, мы добиваемся высокого уровня качества продукции при более низких ценах. Для наших партнеров, предприятий-изготовителей, это стало своего рода программой «гарантированного производства», а нам это позволяет держать на должном уровне качество представленных товаров и низкие цены. Вот такой взаимовыгодный союз производителей торговой сети и, главное, покупателей.

- В деловых кругах говорят, что в вашем холдинге идет процесс реструктуризации?

-Да, это так. Мы не намерены стоять на месте и «почивать на лаврах достигнутого». Сегодня розничный бизнес в России на подъеме и стал «локомотивом» для развития пищевой промышленности. Значительный рост магазинов и обострение конкуренции заставляют нас повышать собственную эффективность. Сейчас идет процесс централизации и объединения всех торговых предприятий. Ранее каждый магазин был отдельным юридическим лицом, и нам было сложно управлять этим «разношерстным» бизнесом. Мы получали много жалоб от покупателей на различие в ценах, ассортименте и культуре обслуживания. Нашим поставщикам стоило больших трудов обслуживать магазины: неритмичные заказы, громоздкий документооборот, нарушения платежной дисциплины. Сейчас мы объединяем все эти процессы и переходим на централизованную систему управления. Это очень трудный, но необходимый процесс. Только это даст возможность сделать реальный шаг вперед к созданию высокоэффективной компании.

Закрытые темы

- Вы не слишком часто общаетесь с журналистами. Возможно, именно из-за недостатка информации о «Марии-Ра» рождается очень много слухов и домыслов. Например, очень остро обсуждается вопрос о системе оплаты производителями и поставщиками входа на полки супермаркетов «Марии-Ра». Не могли бы вы это прокомментировать?

- Оплата за вхождение на полки - это мировая практика. Сегодня полки - это тот же товар, который так же продается и покупается. Мы увеличиваем количество магазинов в сети, что дает нашим поставщикам преимущество при продвижении своих товаров. Ведь, подписав контракт на поставку товаров, они сразу «заключают брачный контракт» со всеми магазинами сети одновременно. Да, у них есть выбор. Работать либо с «Мария-Ра», либо с другими 50 магазинами, а это 50 договоров, 50 заказов, 50 человек, которых надо убеждать или уговаривать и т. д. А сколько своих сотрудников надо для выполнения этой работы? Суть розничного бизнеса - в оказании услуг для производителя по отбору, доставке и выкладке товара в магазинах, продаже этих товаров покупателям, т. е. сервис, и если поставщики хотят получить высококлассный сервис, то он бесплатным не бывает. А полка - некий «измеритель» этого сервиса.

Вообще, все компании мира сегодня до 3/4 своего дохода получают от продажи полочных пространств, а не взвинчивают цены, не перекладывают нагрузку на покупателя. Это справедливо. У нас в России эти процессы только развиваются, и этот показатель равен 25-28%. А в крае он еще равен 7-8, максимум 10%. Бесплатно можно прийти на какие-то грязные полки, в каком-то непонятном месте, где лужи у крыльца. Там будут просто рады, что кто-то поставил свою продукцию на эти полки.

Думаю, эта тема муссируется некомпетентными, несведущими в современной экономике людьми. Естественно, проще нападать на «Марию-Ра», что они не хотят брать их продукцию, чем проанализировать собственную работу, бороться с издержками, понижая таким образом стоимость выпускаемой продукции не в ущерб качеству; заниматься маркетинговой поддержкой и продвижением. Путь входа на полки один - производство высококачественной востребованной покупателями продукции. В этом мы готовы помогать нашим производителям. Еще нужно осознавать, что движение вперед невозможно без завоевания симпатий со стороны покупателя, каждого, кто приходит и реально «голосует рублем» в пользу того или иного товара. Покупатель - это и есть самый важный эксперт.

- Госдума планирует законодательно запретить плату за выход на полки. Если это произойдет, как вы будете реагировать?

-Это возможно в одном случае - если мы снова начнем строить «плановую распределительную экономику» прошлого века, но не хотелось бы в это верить. Я считаю, что это исключено и не может произойти даже теоретически. Скорее всего, это просто популизм некоторых депутатов.

- Те, кто критикует «Марию-Ра», часто называют эту розничную сеть монополистом. Как вы к этому относитесь?

- Я отношусь к этому абсолютно спокойно, ведь любому здравомыслящему человеку понятно, что нигде в мире не существует торговых монополий. Имея из 1500 магазинов Барнаула всего лишь 3%, быть монополистом невозможно. Нет ни одного населенного пункта, где был бы только магазин «Мария-Ра» и никакого другого. Мне даже неизвестно такой деревни, где был бы только всего один магазин.

Думаю, что говорят о монополизме либо ангажированные люди, либо производители невостребованной продукции, которые к нам на полки попасть не могут. Из 1700 производителей продуктов питания в крае мы работаем с 75-ю лучшими. Домыслы - это нормальное явление, и я на это закрываю глаза, потому что реальной почвы под собой эти обвинения не имеют. А говорить впустую можно хоть сколько.

-Отдельные эксперты заявляют о причастности «Марии-Ра» к захвату Бийского ЦУМа...

- Мы никогда не занимались подобными вещами и ничего таким путем не приобретали. Мы либо договариваемся, либо не договариваемся. Другого принципа построения бизнеса никогда не признавали и признавать не будем. Да, захват ЦУМа совпал с нашим приходом в Бийск, но зачем нам такие методы, если мы сегодня там и без этого уже строим объект! Это очередной слух, связанный с конкурентной борьбой на местах.

- Кого вы подразумеваете под конкурентами?

- Необходимо понимать, что главный наш конкурент- это остатки голодного прошлого: грязные продуктовые рынки, магазины, торгующие просроченным товаром, барахолки, производители некачественных продуктов питания. А ведь они сегодня занимают до 40-50% рынка. В первую очередь мы боремся с ними, предоставляя покупателям несравнимо лучший сервис и более качественные товары за те же деньги. И в этой борьбе у нас хорошие помощники: «Холидей классик», «Быстроном», «Сибириада» из Новосибирска. Далее, это кемеровская «Кора», «Чибис», томская «Лама» и еще порядка десяти компаний, среди 5 которых и алтайские компании - «Раздолье», «Мир продуктов».

Кто такой Александр Ракшин

Александр Федорович Ракшин родился в 1951 году в селе Алтайском Алтайского края. Окончил Алтайскую среднюю школу. В 1968 году поступил в педагогический институт на факультет физического воспитания. После окончания института работал тренером. Последние шесть лет перед тем, как заняться бизнесом, работал в школе № 64 города Барнаула преподавателем физкультуры. С 1990 по 1993 год организовывал животноводческую ферму в Горном Алтае. В марте 1993-го был куплен первый магазин.

Вадим ПЬЯНКОВ, Павел ДЕМИН.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость