Экономика

Цена была запредельная, вот и уронили

На молочном рынке Алтая идут тихие битвы. Переработчики - молочные и маслосырозаводы - снизили закупочные цены на продукцию сельхозпредприятий. По нашей информации, это снижение колеблетсяот 35 копеек за литр до рубля. Однако молоко на потребительском рынке не дешевеет. Почему?

Нет причин

В нынешнем апреле животноводы края добились наивысшей с 1989 года продуктивности дойного стада. На одну среднестатистическую корову сейчас надаивают по 8,3 литра молока в день. Молока в крае стало больше: в марте этого года - на 110 тонн по сравнению с мартом прошлого. По данным Главного управления сельского хозяйства (ГУСХ), в 50 из 60 районов края в первом квартале увеличили продуктивность коров. Заметно растут объемы сдаваемого молока и в апреле. А по правилам рынка, чем больше предложение - тем ниже цена.

Однако, по мнению Михаила Чмырева, заместителя начальника ГУСХ, обоснованных причин для снижения закупочных цен на молоко пока нет. До 20 мая, когда коров станут выгонять на пастбища, затраты на их содержание не снижаются. В магазинах молоко и масло не дешевеет, а издержки молзаводов не растут, так как с 1 апреля ни нефтяники, ни энергетики, ни транспортники не повышали тарифы.

Позвонив на несколько молочных комбинатов, автор этих строк не получил убедительного ответа, почему надо снижать цену. "Содержание скота весной обходится дешевле, поэтому начинаем постепенное снижение закупочных цен с апреля, чтобы в конце мая не шокировать крестьян резким обвалом", - сказали на крупнейшем в крае Барнаульском молкомбинате. В ООО "Лакт" (Барнаул), где работают по "давальческой" схеме, сказали, что не видят причин для роста стоимости сырья. Может, потому что проблем с закупом сырья у них нет, а голова болит только о том, как продать свою долю продукции.

И все же, по мнению директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности краевой администрации Николая Кустова, уронить цену на сырое молоко было необходимо. По его словам, зимой цена была запредельная, близкая к мировой. Но молзаводы не снижали закупочную цену до последнего, чтобы дать возможность крестьянам рассчитаться с налогами, срок уплаты которых приходится на конец зимы.

Но, вероятнее всего, переработчики, загруженные сырьем наполовину от потребности, борются за поставщиков и потому вынуждены зимой покупать молоко дорого.

"Заводы держат цену до последнего, - объяснили "СК" рубцовские молочники. - Ждут, кто первый начнет ее снижать, а затем под шумок переманивают поставщиков. Переманивают, а потом снижают еще больше, так как в убыток никто не хочет работать.

С другой стороны, весной снижается и качество молока, особенно в небольших хозяйствах, где страдает культура производства. В межсезонье на фермах больше грязи, ломаются системы навозоудаления. "Чем грязнее молоко - тем больше затраты на его дополнительную очистку", - говорят на Барнаульском молочном комбинате. Заметим, что львиная доля некондиционной продукции приходится именно на мелкие предприятия. Они и дают лишний аргумент переработчикам занижать стоимость из-за небольших объемов закупок: гнать машину за 20 километров ради 500 кг подкисшего молока и платить за него полновесной монетой никто не будет.

Это перетягивание каната пока не идет на пользу ни производителям, ни переработчикам. Переработчики объясняют, что за зиму погрязли в убытках (несмотря на недавно прошедшее повышение цен на потребительском рынке) и только за счет летнего молока выходят на среднегодовую рентабельность 3,6%. При этом в последние годы по пять - десять мелких молзаводов разоряется.

В молочном животноводстве среднегодовая рентабельность в 2004 году была выше - 9,7%. Но эти показатели нельзя сравнивать: во-первых, прибыль появляется только у крупных и средних хозяйств, а во-вторых, в себестоимость продукции не закладываются средства на приобретение нового оборудования, ремонт ферм. В-третьих, заработная плата у скотников и доярок в два-три раза ниже, чем у работников молзаводов, да и условия труда на фермах тяжелее, чем на заводах. По мнению Михаила Чмырева, идет перераспределение доходов из без того стагнирующего аграрного сектора в перерабатывающий.

Единственная территория, в которой удалось сохранить зимние цены, - Бийский район, где свой эффект дало привлечение частной структуры. "Мы уже стали красной тряпкой для переработчиков края, - говорит начальник сельхозуправления Бийского района Алексей Астанин. - Мы смогли отстоять цену не потому, что умнее других. Просто покупатель нашего молока несет минимальные транспортные расходы. Все хозяйства района свозят молоко в Бийск, оно хранится на базе ООО "Компаньон плюс" в охладительных емкостях. Оттуда его увозят большими машинами ежедневно по 80 тонн в Барнаул. Это самые большие объемы продаж среди районов края".

Чего ждать потребителям?

Но во всей этой истории есть третья (и самая главная)заинтересованная сторона - потребитель молочной продукции, то есть мы с вами. Стоит ли нам ждать снижения розничных цен?

К концу мая закупочные цены станут еще ниже. Даже бийчане признались, что уступят Барнаульскому молзаводу и снизят цены. Николай Кустов прогнозирует летние цены на уровне 6 рублей за литр (без НДС), считая, что даже сниженные, они останутся самыми высокими по Сибирскому федеральному округу.

Кому же достанется недополученная аграриями прибыль? Обернется ли она понижением цен для потребителей или как компенсация за зимнее "голодание" осядет в карманах переработчиков и розничных продавцов? Будем следить за конъюнктурой рынка.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость