Экономика

«В ближайшие годы будет формироваться активный спрос на сельхозтехнику» Михаил Геронимус о том, как сделать сервис более доступным для аграриев

Рынок сельхозтехники в регионе растет небывалыми темпами. Только за I квартал текущего года аграрии переоснастили свой парк на сумму более чем 2 млрд. рублей. Но у поставщиков вместе с усиливающимся спросом появляется и масса проблем. Обслуживание дорогостоящей техники требует соответствующего сервиса. Работа с клиентами также сегодня меняет формат. Об этом и многом другом «ВД» рассказал Михаил ГЕРОНИМУС, директор филиала «Сибирь» компании «Агромаркет».

10% в пользу импорта

– Михаил Юрьевич, как вы сегодня оцениваете краевой рынок сельхозтехники?

– Рынок вырос и вырос очень серьезно. Мы считаем, что в этом году произойдет его увеличение в три раза по сравнению с 2006 годом и как минимум в два раза по сравнению с 2007-м. По состоянию на 1 апреля сельхозпроизводители края приобрели техники на сумму порядка 1,5 млрд. рублей. Это на 40% больше по сравнению с прошлым годом. Все хозяйства и фермеры направляют сейчас свои финансовые ресурсы на техническое перевооружение.

– Что сыграло существенную роль в резком росте – провозглашенная государственная поддержка или все-таки конъюнктура цен на сельскохозяйственную продукцию?

– Я считаю, что это было совместное влияние. Старт дала господдержка, потом уже включились сопутствующие факторы – вырос потребительский рынок аграрной продукции, установилась хорошая цена на нее, у крестьян появился стимул для работы. Без государственных программ, которые есть сегодня, о таком развитии нашей отрасли речи бы не шло. Компенсируется не только покупка техники, но и приобретение запасных частей. Стоит учитывать и льготное налогообложение для сельхозпроизводителей. Без всего этого такого прорыва точно бы не было.

– В каком направлении движется рынок?

– Он идет в сторону ресурсосбережения. Хозяйства стали больше обращать внимание на технологии посева, уборки, логистики. Естественно, аграрии стараются приобретать не одну единицу техники, а целые комплексы. Один комплекс может заменить большое количество отечественной техники.

– На сегодняшний день можно ли говорить о том, что рынок сельхозтехники уже насытился и скоро он начнет стагнировать?

– Даже за год мы не сможем удовлетворить все потребности Алтайского края. Я думаю, что в течение ближайших трех-пяти лет будет формироваться активный спрос на сельхозтехнику. Здесь речь идет еще и о замене технологий, то есть хозяйства переходят на ресурсосберегающие технологии и меняют менее производительную технику на лучшую. Эта тенденция проявилась в прошлом году, сейчас она набирает обороты. И, на мой взгляд, она будет продолжаться еще года три.

– Много претензий руководители хозяйств предъявляют к технике отечественного производства. Какова сегодня динамика спроса на российскую и зарубежную продукцию?

– Если брать в количественном отношении, то, конечно, пока отечественной техники поставляется на село значительно больше. В нашей компании сегодня эти пропорции – 30 на 70. Но тенденция для нашего производителя сельхозтехники все более печальная. Сельхозпроизводители с каждым годом все больше отдают предпочтение импортным машинам. Если на рынке производителей не произойдет никаких изменений в сторону улучшения качества и соответствия требованиям аграриев, то серьезные суммы начнут утекать к зарубежным заводам. Причем в этом сезоне рынок изменится в пользу импортной техники еще примерно на 10%.

Появился финансовый ресурс

– Многие аграрии шли на покупку техники в надежде получить государственную компенсацию, хотя в прошлом году большинство из них ее не получили. Получается, что, даже несмотря на «обманутые ожидания», сельхозпроизводители идут на обновление своего машинного парка?

– Конечно, идут! У нас в крае принята программа технического перевооружения, согласно которой выделен определенный бюджет на ее финансирование. В этом году направлено около 150 млн. рублей на компенсацию начальной стоимости сельхозтехники. Поддержка ранжируется по технологическим направлениям: кормоуборочная и свеклоуборочная техника, а также оборудование для животноводства. Компенсации как таковые есть. Их, конечно, недостаточно для такого большого сельскохозяйственного рынка, как алтайский. Но тем не менее первый шаг навстречу крестьянам уже сделан. Плюс ко всему через кредитные схемы аграрии получают компенсацию банковской процентной ставки. Огромный интерес к сельхозтехнике связан еще и с тем, что зерно в прошлом году значительно выросло в цене. И у крестьян появился, таким образом, дополнительный финансовый ресурс.

– Специалисты ГУСХ постоянно поднимают вопрос о том, что хозяйства не вовремя формируют заявки на поставку техники. Для вашей компании это является существенной проблемой?

– Мы дополнительно пользуемся и собственной клиентской базой. Наша заявочная кампания начинается буквально с 1 октября. Здесь мы идем параллельным курсом с краевым управлением сельского хозяйства. Они собирают информацию по своим каналам, а мы – по своим. Затем сверяем результаты, и начинается работа по заявкам на следующий год. Но все равно технология заявочной компании пока не отработана. В течение года возникает очень серьезные корректировки, вплоть до серьезных проблем с кормоуборочной и зерноуборочной техникой. В октябре мы не можем спрогнозировать, какие объемы техники на самом деле понадобятся. С помощью такой работы можно сделать только определенные наметки на следующий год, не более.

– Как стимулируете аграриев в том, чтобы они заранее прогнозировали свои покупки и делали на них заявки?

– Все хозяйства мы информируем о том, что к началу сезона цены на технику растут, поэтому лучше приобретать ее в момент низких цен, то есть с октября по март. Хозяйства это тоже начали понимать, и сами стали заказывать технику заблаговременно.

– Работа с заводами-производителями строится в соответствии с полученными заявкам? Или компания заказывает технику с запасом?

– Приходится предвидеть рост потребительского спроса к началу сезона, что влечет за собой увеличение наших заявок примерно в полтора раза. Нам и управлению в этом направлении надо активнее работать. И тогда будет более точная информация. Мы немножко изменили подходы. Если работать по принципу «пришла предоплата – начали вести переговоры с заводом», можно не успеть поставить необходимый объем, что и произошло в прошлом году. У администрации края были серьезные проблемы с уборочной техникой. И только благодаря договорам вице-губернатора Бориса Неудахина с ростовским заводом-производителем удалось организовать дополнительную поставку техники. В этом году мы заранее сориентировались по количеству и наименованиям необходимых машин и провели переговоры с заводами. Сделали сами предоплату, и практически вся техника к началу сезона у нас уже была.

– В прошлом сезоне возникла ситуация, когда агроснабженческие компании не успевали вовремя поставлять и обслуживать технику. Эксперты назвали одной из причин этого то, что власть не предусмотрела в начале года такой вариант развития событий. А как вы считаете?

– Власть здесь абсолютно ни при чем! Это зона ответственности каждой кампании. В прошлом году шло серьезное внеплановое увеличение поставок сельхозтехники. У нас тоже возникали из-за этого проблемы. В текущем сезоне, для того чтобы избежать их, планируем организовать зональные сервисные площадки. В крае их будет три. Скорее всего, они разместятся в Бийске, Поспелихе и Благовещенке. Это позволит нам оперативно снимать все вопросы и претензии к качеству поставляемой нами техники. Главная структура сервисного центра организована и функционирует в Барнауле. Здесь решаются более серьезные проблемы, а зональные сервисные бригады будут оказывать консультации, производить техническое обслуживание техники и решать мелкосрочные вопросы, которые они могут решить на месте.

– В прошлом году аграрии предъявляли много претензий к тому, что сервисные центры не успевали устранять поломки, и сельхозпроизводители из-за простоев несли убытки.

– Мы старались решать проблемы иным путем. Сотрудники сервисного центра выезжали на место, где возникали более серьезные вопросы. Также во избежание длительных простоев техники мы договаривались по телефону с хозяйствами. Они на основании наших рекомендаций производили самостоятельный ремонт с нашей компенсацией. Если, к примеру, сельхозпроизводитель менял какой-то узел, то мы взамен отдавали за него деньги или отправляли новый узел. То есть шла компенсация тех затрат, которое несли аграрии.

Год слияний

– Какие плюсы в работе появились у «Агромаркета» после прошлогоднего слияния ТД «Аркона» и компании «Алтайагроснаб»?

– В результате слияния мы получили достаточно серьезную клиентскую базу, а также дополнительные инструменты работы. К примеру, в «Агромаркете» существовала реализация запасных частей, в «Арконе» – нет. Мы смогли объединить наши сервисные центры и тем самым начать их развитие в зонах.

– А какие-то отрицательные моменты есть в таком объединении?

– Нет. Подходы к работе были практически одни и те же. На рынке края это были две лидирующие компании, и соответственно после слияния прошел некий синергетический эффект.

– Ходили слухи, что компании давно являются взаимодействующими и их слияние было предсказуемым.

– Возможно, это и было кем-нибудь прогнозируемо. Но на самом деле еще несколько лет назад не существовало такого сценария.

– При слиянии представители компании «Агромаркет» озвучивали цифру в 30% краевого рынка запасных частей на сельхозтехнику, которую объединенное предприятие займет в 2007 году. Удалось реализовать эти планы?

– Я думаю, что мы выполнили задуманный план.

– В январе «Агромаркет» подписал соглашение о слиянии с компанией «Югтехкомплект» и начал развивать сеть фирменных магазинов в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях. Почему началось развитие именно там?

– Юг и Черноземье достаточно перспективные регионы с точки зрения сельхозтоваропроизводства. И с запада, и с востока мы планируем идти ближе к центру. Следующие регионы, которые мы рассматриваем для нашего развития, это Поволжье с запада и Омская область. В планах компании к 2010 году построить серьезную сеть – порядка 500 магазинов по всей стране. Главным плюсом развития сети является то, что клиенты агроснабжающей компании «Агромаркет» получают услугу не только на начальном этапе, при покупке техники, но и в процессе ее эксплуатации. Увеличив товаропроводящую сеть, мы сможем получать значительную скидку на заводах-производителях, сможем также формировать на складах серьезные объемы запасных частей и тем самым улучшим условия для наших клиентов. Работа идет по всем направлениям, где главное ценообразование и качество.

Специальный вопрос

– Специализированные сети сельхозтехники начали вводить новый формат «Все для фермера». Планируете ли вы внедрить его в краевых магазинах «Агромаркет»?

– Мы уже ввели такой формат во многих наших магазинах. В них есть достаточно большой ассортимент как для фермера, так и для любого жителя села. Менять полностью подход к розничной сети мы не будем. На сегодняшний день у нас действует самый современный формат, который только возможен на этом рынке. Дополнительно ведется работа по расширению ассортимента, подбираются новые поставщики, но в рамках имеющегося стандарта. Пока у «Агромаркета» 34 магазина, из которых 18 находятся в Алтайском крае, 12 – в Новосибирской области и еще четыре запущены в эксплуатацию в Курской области. Сейчас идет проектирование торговых точек на юго-западе страны. Сам подход к работе сети в каждом регионе остается одним и тем же.

О чем еще рассказал Михаил Геронимус

О работе с клиентами

– Прежде чем рекомендовать хозяйству какую-то технику, мы предлагаем определенную технологию. Проводим курс обучения, где рассказываем о ней. Также наша компания организует поездки на заводы-производители для аграриев края. Мы возим их в хозяйства, которые уже давно пошли по пути этих технологий. Если сельхозпредприятие соглашается на сотрудничество, то в течение года их проект сопровождается рекомендательной работой. В хозяйство выезжают специалисты нашей компании и завода-производителя. Они помогают внедрить и освоить новый подход к производству.

О хозяйствах-передовиках

– Активную работу по внедрению новых технологий ведут сегодня многие сельхозпредприятия. Я бы отметил Кузнецова Ивана Петровича, руководителя СПК «Бурановское». Сейчас включился в эту программу «Ключевской элеватор». Разрабатывается совместный проект и для «Кулундинской опытной станции».

Об отношениях с краевой властью

– Агроснабжающие организации и краевая власть являются взаимовыгодными??. Мы общаемся практически в режиме on-line с управлением сельского хозяйства и другими службами администрации края. Сейчас возобновляется деятельность некоммерческой организации «Ассоциация агроснабжающих фирм Алтайского края». Она создана при содействии Главного управления сельского хозяйства. И в нее входят четыре краевых предприятия: «Агромаркет», «Алтайагротех», «Агроцентр» и ТЦ «Европа». К мнению четырех основных поставщиков сельхозтехники в крае нельзя не прислушаться. Это дополнительный рычаг в улучшении взаимоотношений с властью. Когда каждый отдельно приходит в администрацию и говорит о своих проблемах, то получает одну реакцию, а когда обращается некоммерческая организация, то получается реакция иного масштаба.

Досье
Кто такой Михаил Геронимус

Михаил Юрьевич Геронимус родился 19 ноября 1971 года в Барнауле. В 1988 году окончил среднюю школу № 22 и поступил в АлтГТУ. Через пять лет получил специальность инженера информационно-измерительной техники. Карьерный рост Михаила Геронимуса начался в 1995 году, когда он пришел на работу в торговый дом (ТД) «Аркона». Здесь он сначала занимал должность менеджера, а со временем стал директором предприятия. После слияния ТД «Аркона» с компанией «Алтайагроснаб» в структуру «Агромаркет» г-н Геронимус занял должность директора филиала «Сибирь».

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость