Образование

Почём душа ученика?

Школы Алтайского края с 1 сентября вступают в новый эксперимент. Этим летом редакция «МЭ» получила письмо от родителей учеников второго класса одной из Барнаульских школ: «Хотелось бы высказать наше отношение к предстоящему эксперименту в системе образования.

Наша школа вступает в этот эксперимент с 1 сентября 2008 года. У наших детей замечательная учительница. В классе 19 человек. По новой системе оплаты труда, для того чтобы учитель хотя бы не потерял в зарплате, нужно, чтобы в классе было 25 человек. Оплата труда учителя будет производиться так: ученикочас плюс поощрение на усмотрение администрации школы. Мы узнали, что с 1 сентября наш класс в связи с экспериментом планируют соединить с параллельным, в котором 17 человек. Нашей учительнице дадут первоклашек.

Эксперимент подталкивает администрацию школы поплотнее укомплектовывать классы и сокращать персонал. По нормам СЭС в наших классах допустимо не более 25 человек.

Нам, родителям и ученикам, не хочется терять любимую учительницу. Горько думать, что дети будут учиться в тесноте и духоте. Значительно сократится индивидуальная работа учителя с учеником на уроках.

Просим специалистов и заинтересовавшихся людей прокомментировать предстоящий эксперимент и сложившуюся у нас ситуацию».

Директор школы: «Дети не шпунтики и гаечки»»

(Фамилию директора и номер школы редакция «МЭ» не называет намеренно, чтобы никого не подставлять.)

– Начнём с того, что эти классы объединяться, скорее всего, не будут. Попробуем разрулить эту ситуацию. Это очень плохо – 35 человек в классе. Такое и Роспотребнадзор не разрешит. Но формировать класс из 17 человек сегодня экономически невыгодно. Введено нормативно-душевое финансирование школ.

«МЭ»: – Какое-то слово страшноватое.

– Не я это придумал Если, к примеру, в школе 500 человек, рассчитывают класс-комплекты по 25 человек Я, как директор, получаю деньги на 20 классов. Но если мы берём классы по 17 человек, у меня уже 24 класс-комплекта, и надо выкручиваться.

К сожалению, этот эксперимент произошёл на гребне демографического спада и нерешённого жилищного вопрос. У меня первоклашек в одном классе 20 человек. Учительница прекрасная. Но если в этом году четверо уйдут (и не потому, что школа плохая, просто родители нашли более удачное место для съёма квартиры), этот класс содержать будет экономически невыгодно.

Классы у нас по 20, 22 человека. Как говорится, меньше народу – больше кислороду. Больше внимания учителя. Но у меня учится и два класса по 32 человека – и нормально. Здесь я могу оплатить дополнительное время. В классе, где меньше 20 человек, я не имею права открыть продлёнку. Норма продлёнки по уставу – 25 человек. Однако я иду на эти нарушения.

Директор школы между двух огней. С одной стороны, дети. С другой - чёткие финансовые законы. Вот вчера смотрел передачу про врача, который закупил на 100 тысяч оборудования, не проводя тендера, и за это был наказан. Вроде бы за благое дело. Я, делая маленькие классы, тоже могу быть наказан.

Сегодня сложная схема оплаты учительского труда. И за классное руководство, и за олимпиады деньги накручиваются. И чем меньше у меня класс, тем меньше денег остаётся и на оплату классного руководства, и на проверку тетрадей. Если 25 человек – я смело могу доплачивать учителям по 15 процентов за то-то, по 12 за то-то. Когда 17 человек в классе, я свыше 10 процентов не могу доплатить, потому что денег нет на это. Тоже палка. Сами знаете, сколько учитель получает. Чтобы доплачивать больше, придётся идти на нарушения, если проверят, «расстреляют» сразу. У второго класса, кстати, продлёнка была. А их 17 человек. А кто ходил по лезвию? Директор.

Повторюсь, экономически нерентабельно иметь 17 человек в классе. Но как вообще об этом говорить. Мы же не с шифером и досками работаем, а с детьми. Была бы норма 20 человек, все попадали бы и были бы счастливы. Но государство хитро себя ведёт. Оно же экономит на этом. Ребёнок в среднем стоит 600 тысяч в год.

Там в Москве тоже не дураки сидят. Всё считают. Вот только то, что это дети, никто не смотрит. На них иногда в подсчётах смотрят, как на шпунтики и гаечки.

Андрей Геейр, заместитель председателя комитета по образованию Барнаула: «Ухудшения не предвидится»

– Нормативно-душевое финансирование рассчитано на то, чтобы учитель не был привязан к количеству часов. Есть базовая часть оплаты труда. Есть стимулирующая. В стимулирующей есть много показателей. Оценка со стороны родительской общественности, самих учеников. Будут учтены все внеклассные работы, все достижения на олимпиадах, выставках, результаты экзаменов.

Что касается 25 человек, эта проблема существует. Сегодня мы имеем классы более низкой наполняемости. Школы будут заинтересованы комплектовать класс по полной программе. На этом опять же будет завязана заработная плата учителя. У учителя, имеющего класс 25 учеников, и базовая зарплата будет выше, чем у того, кто имеет класс в 17 человек.

«МЭ»: – Разве в этом нет несправедливости? Если нельзя объединить 19 и 17, они такими маленькими и будут, при чём здесь учителя?

– Ничего страшного. Надо работать на результат и стимулирующей частью добирать. У меня к этому однозначно положительное отношение. Эксперимент рассчитан на дальнейшее улучшение образования. Он позволяет существенно увеличить заработную плату педагогам. Не всем, а кто имеет определённые достижения. Зарплата учителя может значительно повыситься из-за стимулирующего фонда.

Эта комплексная программа модернизации оказывает огромную помощь и в оснащении школ. Только в этом году получено 73 миллиона рублей для городских школ, я не говорю уже об оснащении школ компьютерами. И думаю, не последняя сумма выделена из федерального бюджета на эти цели.

Елена Михельсон, руководитель экономической группы комитета по образованию Барнаула: «В каждой школе разная ситуация»

– Сейчас уже директор школы активно включается и в планирование, и в расходование денежных средств. В каждой школе разная ситуация. Произошла дифференциация зарплаты. Даже в одном учреждении могут быть разные модели, учитывающие разряды, нагрузку. В каждом классе могут быть разные коэффициенты.

Во всём всегда есть плюсы и минусы. В сентябре приступим к новой системе оплаты труда. Будет первая тарификация. В любом случае какие-то недовольства будут. Но раньше стимулирующая доля зарплаты была 2–3%. Сейчас эта доля значительно поднята, на это дополнительные деньги даны.

Людмила Бологова, специалист по школам комитета по образованию Барнаула

«МЭ»: – Не возникнет ли при новом эксперименте много субъективных моментов в распределении зарплаты педагогам?

– Не думаю. Это всё достаточно жёстко регламентировано. Школа сама создаёт положения. Существует экспертная комиссия, которая всё по балам рассчитывает. Кроме того, создан управляющий совет. Будут и конфликтные комиссии, которые рассмотрят все спорные моменты, если они возникнут. Все эти моменты вроде предусмотрены. Но жизнь есть жизнь. Хотя все эти риски старались снять.

«МЭ»: – Не может получиться так, что учитель, конфликтующий с директором, окажется обделённым?

– Нет. Экспертная комиссия решает вопрос о зарплате плюс управляющий совет: это и профсоюзная организация, и родительская общественность, и ученическая общественность, и представители учредителя.

Прежде мы съездили в Новосибирск, который уже год по этой системе работает, посмотрели, какие там шишки были набиты, постарались все риски снять.

Кстати

В краевом отделе народного образования нам сообщили, что постановление, которое принято по новой системе оплаты труда, предусматривает гарантию для учителей. Если у них нагрузка часовая остаётся прежней, а базовая часть зарплаты оказывается ниже, чем в прошлом году, то педагогам выплачиваются персонифицированные доплаты.

А как же в сёлах?

В сельской местности будут другие критерии. При расчёте нормативов в крае использовался показатель – 14 учащихся в классе. Для сельских малокомплектных школ расходы просто рассчитываются на класс вне зависимости от количества учеников. На переходный период предусматривается и внесение поправочных коэффициентов.

Особое мнение

Владимир Каргабольцев , отличник народного образования, пенсионер:

– Боюсь, как бы этими нововведениями учителей не перессорили. На мой взгляд, и выплаты по 100 тысяч единичным педагогам были несправедливыми. Говорю это, несмотря на то что моя дочь получила такую премию. Но ведь нельзя так избранно выделять деньги. Неправильно.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость