Политика

2004 – 2005: итоги и прогнозы

Мы попросили политиков подвести итоги 2004 года и попробовать заглянуть в год 2005-й. При всем разбросе мнений наши эксперты (Ирина Хакамада, Алексей Сарычев, Андрей Кнорр) едины в одном: уходящий год был непростым для страны, новый год таит в себе немало трудностей.

Алексей Сарычев, вице-президент исследовательского фонда «Институт независимой экспертизы и права» (Москва), депутат Госдумы от Барнаула в 1993 – 1995 гг.:

«В крае формируется осмысленная экономическая политика»

Успехи внешней политики России - неоспоримы и связаны прежде всего с правильно выстроенными отношениями между Россией, США и Германией. Наш инвестиционный рейтинг растет, невзирая на карканье недоброжелателей.

Европарламент все еще пытается учить нас правильно жить, но и самым упертым сторонникам сепаратистов становятся ясны смертоносные перспективы расползания террора по миру. Внушает оптимизм рост нашего экономического влияния, увы, пока в нем большую часть играет "кровь экономики" - энергоносители. Но есть ободряющие признаки роста и в наукоемких отраслях. К примеру, "Биопром" показывает высокие темпы роста в ультрасовременных направлениях производства, а наша алтайская фирма Эвалар, резко рванувшая вперед за последние два-три года, по темпам от него не отстает. В торговле с Китаем - серьезные сдвиги. Нам нужна дорога через край, она сможет завершить транспортную вертикаль Север-Юг и откроет нам путь на рынок с тремя миллиардами потребителей. Принимаются серьезные решения в ипотечном кредитовании строительства жилья - надеюсь, что и монопольные сговоры строителей жилья останутся в прошлом, вместе с немыслимыми ценами. Завершается реформа РАО ЕЭС: растут инвестиции в новое энергетическое строительство, в перспективе должно быть снижение тарифов на электроэнергию.

Реформа государственного управления вызывает и вопросы и сомнения. Растет число чиновников, управляемые губернаторы могут стать проблемой горшей, чем неуправляемые, а монетизация натуральных льгот грозит обернуться обвальным снижением уровня жизни наших немощных сограждан.

Население края решительно проголосовало против старого - за нового губернатора. Это, как я считаю, результат большого роста самосознания моих земляков и уверенности в значении их голосов.

В крае формируется осмысленная экономическая политика: ужесточается бюджет, урезаны лишние расходы, проявлено внимание к генеральному направлению развития - сельскому хозяйству и переработке. Города строятся. Если мы сейчас по темпам жилищного строительства сразу за Москвой и Питером, то снижение ставок банковского кредита позволит строить и больше, и лучше, а еще появится достаточно дешевый вторичный рынок жилья. Это спасение для тех, кому пока не под силу купить новое жилье.

В сельском хозяйстве наметились серьезные сдвиги - интересно, к примеру, попробовать сосредоточить нынешнее управление на задачах консультирования и сделать армию чиновников самоокупаемой. Губернатор пока еще располагает доверием земляков, а вот его команда вызывает много вопросов и нареканий.

Скорее благоприятный, особенно для нашего края. У нас есть все, чтобы быть богатыми и благополучными - надо только думать о том, как повысить покупательную способность наших земляков. Если поддержать тех, кто идет вперед, смело выходит на внешние рынки, строит предприятия переработки в крае, оставляя в его границах плату за квалифицированный труд, если дать устойчивые кредиты малым предприятиям - мы получим темпы роста, за которые не будет стыдно.

Андрей Кнорр, депутат Госдумы по Славгородскому округу:

«В следующем году партии должны усилиться»

2005 год будет очень даже непростой. Будут произведены кардинальные изменения политической системы государства. Ситуацию осложнит осуществление особо важных для страны двух социально-экономических проектов: монетизация льгот и реформа ЖКХ. Можно предположить, что темпы и объем решений этих социально-экономических проблем будет зависеть от качества реализации политических изменений.

Общеизвестно, что идеальных избирательных систем не существует. У каждой есть минусы и плюсы. Поэтому, конечно же, трагедии с введением пропорциональной системы не произойдет.

Однако, отказываясь от выборов по округам, надо четко понимать, что мы теряем определенные качества выборов и парламентаризма: сужается объем избирательных прав гражданина, выбирать все чаще придется только из партийцев. И не окажется ли, что регионам депутаты будут неизвестны, а списки московскими.

С другой стороны приобретем и ряд преимуществ, когда партия выдвигает не только список, но и свою программу, приоритеты и способы решения. Пока выборы на всех уровнях не стали поводом для обсуждения экономических стратегий развития страны, края, принципов управления страной, регионами, отраслями экономики, социальной сферой и т.д. В большей степени представлялись имиджи, образы, старые и новые мифы и популистские обещания. Поэтому всем ныне существующим партиям, включая и нашу «Единую Россию», а также их региональным отделениям, в будущем году придется серьезно потрудиться над содержательной составляющей своей деятельности. Если мы намерены развивать свой авторитет у населения, нам необходимо вносить серьезные коррективы в программу, стиль работы и средства достижения результатов. В первую очередь наша партия должна решить проблему ликвидации отчужденного отношения общества к власти, создать механизмы и мотив сотрудничества.

Следующий год должен стать временем усиления партий. Сегодня люди знают только их лидеров и не имеют представления о конкретных кандидатах, которые зачастую и занимаются генерацией идей и претворением их в жизнь. Мой прогноз - в будущем году, думаю, у всех партий появятся новые политические фигуры, тем более во всех спектрах политической жизни края подросла молодежь, готовая внести свой вклад в его будущее. И я считаю это замечательно.

Партии – не просто поставщики депутатов, но и чиновников, вплоть до Президента. Поэтому закономерно появление уполномоченных партий и на постах исполнительной власти.

Главным элементом политической реформы будущего года, конечно, будет являться подтверждение полномочий руководителей субъектов федерации. Особенности ситуации на Алтае всем известны. Противоречие: исполнительная власть - приезжие, депутаты - местные, очевидно. Сегодняшний губернатор беспартийный, у него нет опоры на местные партийно-политические группы, которые фактически и будут голосовать за будущего губернатора. Поскольку политические притязания местных элит не реализованы (а на ключевых постах краевой администрации нет никого из местных), высока вероятность появления новых претендентов.

Данная ситуация и станет первым экзаменом зрелости партий, их фракций в краевом совете депутатов. В настоящее время фракции «Единой России» не всегда удается провести свою позицию.

Для усиления своего влияния коллегам в заксобрании предстоит поработать не только над консолидацией фракции, но и решать количественную проблему голосования. В связи с этим нашему региональному отделению партии нельзя упустить такой шанс как участие в довыборах краевого совета.

Ирина Хакамада, руководитель партии «Наш выбор»:

«В России взят курс на построение авторитарного режима»

В уходящем году власть находилась в «тепличных» условиях: фантастически благоприятная экономическая конъюнктура, оглушительная победа на президентских выборах, избавившая Путина от необходимости дешевого популизма, полный контроль над парламентом и судебной властью, ликвидация оппозиции, подчинение ведущих СМИ. В этих условиях власть, во-первых, была избавлена от необходимости делать какие-то вынужденные шаги, а во-вторых, могла осуществить любое мероприятие, которое сочла бы нужным для развития страны.

Однако был взят курс на построение авторитарного политического режима.

Доказательства:

1. Социальная политика.

Монетаризация льгот не компенсирующая затраты 75% пенсионеров.

  • Индексация зарплат бюджетников (особенно научных работников, врачей и учителей), балансирующая на грани прожиточного минимума в ситуации почти сказочного потока нефтедолларов.
  • Осуществление пенсионной реформы, ничего не меняющей в положении как нынешних, так и будущих пенсионеров.
  • Отсутствие какой-либо реформы здравоохранения.
  • Реформа образования, перекладывающая реальные затраты по обучению на плечи родителей.
  • Военизация бюджета (30% бюджета на военные нужды и спецслужбы), при этом армия посажена на голодный паек, а спецслужбам создан режим бюджетного благоденствия.

Все выше перечисленное свидетельствует: власть отказалась от стратегических вложений в человека, нынешнее руководство не намерено проводить широкую социальную политику, даже если экономическое положение позволяет это сделать.

2. Политические изменения.

  • Превращение президентских выборов из высшего акта народовластия в пустую формальность.
  • Административная «реформа», которая свелась к переименованию министерств в агентства и привела к потере хоть какой-то управляемости правительства.
  • Политическая реформа, уничтожающая принцип федерализма.
  • Партийная и избирательная реформы, которые призваны сформировать в России фактическую однопартийность. Этому вряд ли сможет воспрепятствовать единственный положительный момент избирательной реформы – введение партийных выборов в местные представительные органы власти.

Можно сказать, что в этом году власть от закулисного административного давления перешла в прямое институциональное наступление на демократию.

Все перечисленные мероприятияпо замыслу их создателей должны привести к укреплению власти, но на самом деле ослабляют ее эффективность и управляемость государственного аппарата.

Таким образом, нынешний год показал: традиционализм победил демократическую модернизацию, власть взяла курс на реставрацию советской политической системы с элементами рыночной экономики и без широких социальных гарантий.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость