Политика

"Мы будем продолжать нажим на администрацию, а они пусть разбираются с собственником…"

Профсоюзы - не рудимент эпохи, а реальная сила, - считает Владимир Аргучинский, главный профсоюзный босс Алтайского края. Он называет себя человеком, который готов отстаивать интересы трудящихся решительно и жестко, невзирая на чины и деньги тех, с кем приходится бороться. Сегодня Владимир Аргучинский рассказывает читателям "СК" о самых важных для него, как профсоюзного лидера, вещах.

Солидарность

- Профсоюз силен только своими солидарными действиями. Это опыт всех стран мира. Любая попытка ущемить интересы наемных рабочих – и миллионы людей по призыву профсоюза выходят на площади. А у нас люди живут с советским сознанием. Изменить его - вот самая главная задача.

Пять лет назад я был начинающим председателем крайсовфпрофа и не мог подвигнуть рабочих закрывающегося ЗСВ (завода синтетического волокна) ни на одну коллективную акцию протеста. Губернатор - тогда Суриков - обвинял во всем нас: "А куда профсоюзы смотрели, когда рабочие акции продавали?" Он имел право на такое обвинение. Профсоюз мог ведь вести агитационную работу среди рабочих и не допустить продажу акций в частные руки. Сейчас не найдешь концов. Где они - на Кипре, Канарах или еще где-нибудь?

В конце концов мы раскачали Сурикова, и он стал обращать внимание на такие крупные гибнущие предприятия, как, допустим, "Алттрак" (Рубцовск), "Алтайхимпром" (Яровое), и прочие-прочие. И каждый раз принимались какие-то, хоть и временные, решения: незначительная поддержка, небольшие контракты, переговоры с собственником…

Зарплата

- Профсоюзы всегда занимались одним и тем же делом: защитой интересов трудящихся. С реставрацией капитализма в России функции профсоюза остались, по сути, теми же - бороться за улучшение жизни наемного работника и прежде всего - за достойную оплату его труда.

Мы постоянно добиваемся роста зарплаты. К сожалению, его темпы мало ощутимы. Но все же за пять лет мы подняли зарплату в 3,6 раза (инфляция за эти годы составила 1,7%). Я говорю: "Мы подняли", - потому что зарплату действительно подняли мы, профсоюзы. А если бы не мы - ну какой работодатель добровольно отдал бы свою прибыль?

Это касается не только бизнеса. В 2001 году шла речь о резком повышении зарплаты - на 82 процента. Вымирали самые важные для страны отрасли: образование, здравоохранение, культура. Мы выбили у Сурикова понимание того, что повышение зарплаты надо начинать досрочно, с декабря. Но даже в богатейших регионах (Красноярский край) начали выплату с марта.

Собственники

- Многие собственники говорят: "Я не позволю, чтобы у меня был профсоюз". Первое, что декларировали новые владельцы реформированного ЖКХ: хочешь работать - выходи из профсоюза. И не одна прокурорская проверка нам не помогает. Потому что ни в одном законе не прописано, какую ответственность за это должны нести работодатели.

Профсоюзная организация на "Сибэнергомаше" была уничтожена за год. Новый собственник заставил начальников производств провести личную беседу с каждым рабочим: или ты пишешь заявление о выходе из профсоюза, или будешь уволен с завода. Люди предпочли остаться на работе. Мы полтора года пытались бороться с этим собственником, четырежды обращались в краевую прокуратуру, воздействовали по линии ЦК профсоюзов, я даже обращался к представителю президента в СФО… Была проведена масса проверок, и - "фактов не установлено". Люди боятся письменно подтвердить, что на них оказывалось давление. Работа сейчас - самое главное.

Я не считаю это своим поражением. Это скорее частичное отступление в жесткой борьбе. Профсоюзная организация на "Сибэнергомаше" будет восстановлена. Я довел это до сведения Карлина. И мы не перестаем бороться за изменение в законодательстве.

Манипуляции

- По проблемам КХВ мы раз восемь собирались в кабинете Козлова, первого зама Евдокимова. Каждый раз Козлов разводил руками: "Ну что мы можем сделать, законы не позволяют нам повлиять на собственника, он вправе принять любое решение. Не нужно ему производство - пустит его с молотка под торговые площади, как ХБК".

Как я ставил вопрос перед Козловым? "Убедите вы Евдокимова лично встретиться с собственниками! Ни один собственник, живущий на территории России-матушки, не откажет главе региона, обязательно приедет на встречу". Мы знали, кто продал и кто купил. Называли им фамилии и телефоны. Но встреча не состоялась. Почему - не мне судить.

Наконец мы достали краевую администрацию. Карлин заставил шевелиться мэрию, которая вообще стояла в стороне от этой проблемы, - вроде и не в Барнауле предприятие. И тут "проявился" Банных.

Приезжает и раскрывает свои карты: вот я владелец "заводов, газет, пароходов", и я взялся за это дело. Сослался на мэра: сказал, что Колганов настаивал на том, чтобы восстановить производство, а он не хочет его подвести. Он выдал программу, которая, в общем-то, меня устраивала. Я поверил его прогнозам. Они собирались пустить КХВ, не в полном объеме, но планировали все же завести на работу человек 500-600. Банных пообещал произвести все положенные выплаты тем, кто сокращен, - а тогда долги были около 5-6 миллионов рублей.

Буквально через два-три дня мы провели встречу Банных с активом работников КХВ, он очень хорошо, под аплодисменты, выступил. Люди ему поверили и согласились ждать - лишь бы пустить предприятие. После этого прошло еще несколько встреч...

Но у нас всегда было сомнение: а вдруг это для него пиар-ход, чтобы войти в краевой Совет? Последняя встреча с ним у нас была буквально за неделю до выборов. У него снова изменилась ситуация - он уже разводит руками, не знает, что делать, ссылается на

конъюнктуру рынка… Сообщил ряд фактов, которые при нашей проверке оказались не совсем достоверными. Тем не менее мы будем продолжать нажим на краевую и городскую администрации, а они уж пусть разбираются с Банных.

Сила

- Был период - начальные 10 лет перестройки, - когда авторитет профсоюзов упал до минимума. Но теперь он с каждым годом возрастает. Сегодня власть считается с нами как с реальной силой. Они уже не вытирают о нас ноги. Они признают все наши требования. И при Сурикове так было, и при Евдокимове так было, и при Карлине. Мы не прощаем пренебрежительного отношения к себе. В крае нет такого города и района, где бы глава не признавал профсоюз. Администрация и работодатели оценили нашу конструктивную позицию. В вопросах развития экономики мы становимся на их сторону. Мы понимаем, что надо делать все, чтобы экономика края вышла из сегодняшнего состояния.

Справка "СК"

В Алтайском крае 23 отраслевых профсоюза. Профсоюзные организации есть во всех территориях Алтайского края. Крайсовпроф объединяет 310 тысяч человек. Вместо рабочих крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий в последние годы в профсоюз стали вступать представители обслуживающих отраслей экономики. Профсоюзные организации есть на каждом рынке Барнаула, в каждом крупном торговом предприятии. За пять лет в крайсовпроф было принято 93 тысячи человек.

Елена ЖЕМЕРДЕЕВА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость