Политика

Перед выборами не надышишься. Проблемы избиркомов - бедность, плохая информированность и ушлые "пиарщики"

Муниципальные избирательные комиссии просят внести изменения в краевое законодательство о выборах: ввести возрастные ограничения для сотрудников и увеличить объем финансирования. Однако главная проблема местных избиркомов, похоже, не разрешится еще долго. Проблема эта - профессиональные и циничные политтехнологи, действия которых вводят в растерянность слабо подготовленных членов избирательных комиссий.

Нужны деньги и знания…

Рекомендации и предложения по внесению изменений в краевое законодательство о выборах попытались выработать на "круглом столе" по муниципальным выборам, организованном 18 апреля комитетом АКСНД по местному самоуправлению под председательством Игоря Вольфсона. Как следовало из выступлений присутствовавших, главные беды муниципальных избиркомов - низкий уровень подготовки членов избирательных комиссий и отсутствие материальной базы для их функционирования.

Председатель бийского избиркома Нина Маркеева отметила, что муниципальные избиркомы выпали из общей системы комиссий:

- Хорошо, что нас еще не бросает краевая комиссия. Но нам тяжело, потому что четко не определено финансирование. Кроме того, все председатели - это, как правило, люди, занятые на своей основной работе, им некогда изучать изменения в законодательстве, принимать решения. А ведь кандидаты решают вопрос изучения законодательства просто: они привлекают к себе в штабы специалистов и юристов из Москвы или с Дальнего Востока. Оттуда, где выборы поставлены на должный уровень. А у нас на минимум денег не хватает: не во всех комиссиях есть ксерокс, дополнительные телефоны, помещение. Держать себя достойно, четко следуя законодательству, в таких условиях во время избирательных кампаний очень сложно…

Кроме обучения, считает Нина Юрьевна, избиркомам необходимы постоянные контакты с правоохранительными и фискальными органами:

- Нам приходится доказывать налоговым инспекциям, что они обязаны предоставлять нам определенные сведения о кандидатах. В наши функции заложено, что мы должны проверить достоверность сведений, но делать это приходится в очень сжатый период времени. Кроме того, мы направляем различные письма, представления в прокуратуру. Представьте, что за три месяца избирательной кампании у нас 800 входящих и порядка 900 исходящих документов. При том, что комиссии местного уровня работают фактически на голом энтузиазме…

…и профессионалы

Еще одна большая проблема: наличие в избиркомах "любителей" и почти полное отсутствие профессионалов. Некоторые члены муниципальных комиссий по два-три года, в межвыборный период, законодательными процессами не интересуются вовсе. А потом, в период выборов, начинается лихорадочный ликбез.

Предлагаемый выход - ввести в муниципальные избирательные комиссии сотрудника на освобожденной основе, который будет получать за конкретную работу деньги и их отрабатывать.

Председатель комитета АКСНД по местному самоуправлению Игорь Вольфсон считает, что этот вопрос - личное дело муниципалитетов:

- В части работы председателя муниципальной избирательной комиссии на освобожденной основе - это ваш вопрос, и мы ничего на краевом уровне делать не будем. Это вопрос местного самоуправления. У вас есть права, предусмотренные законодательством, если вы считаете это возможным, то вопросов никаких нет…

Кроме одного: как в нищих бюджетах муниципалитетов изыскать средства на зарплату "освобожденного" члена избиркома? Скорее всего, пойти на такую "роскошь" рискнут не многие…

Цензы не нужны, власть присмотрит

Заместитель главы Рубцовского района Роман Субботин предлагает ввести ограничение по уровню образования и возрастной ценз для членов избиркомов:

- Уровень подготовки членов избирательной комиссии оставляет желать лучшего. Думаю, необходимо выходить с предложением об ограничении по уровню образования выдвигаемых в состав участковых комиссий кандидатов. В составах избиркомов зачастую бывает много пожилых людей, которым трудно работать. Еще одна проблема - люди, включенные "по протекции" той или иной политической партии - у нас нет никаких механизмов, чтобы отстранить такого человека…

А вот, по мнению председатель крайсовета Александра Назарчука, такие изменения нецелесообразны:

- Что касается комиссий, я знаю, что они формируются из числа людей, которые каким-то образом имели отношение к выборным процессам, обладают определенным опытом. Поэтому на уровне краевого законодательства принять возрастной ценз вряд ли мы сможем. Есть ведь федеральное законодательство, от которого мы не можем отступать. Важно, чтобы члены комиссий знали основное, например, какие методы агитационной работы в день выборов, до выборов не должны осуществляться. Плюс должна осуществляться поддержка надзорных органов. А самым главным надзорным органом должны быть власть: и краевая, муниципальная, и федеральная, а также прокуратура…

Особое мнение

Наталья Ломова, заместитель председателя краевой избирательной комиссии:

- Самая главная проблема избирательных комиссий муниципальных образований - в том, что они работают не на штатной основе. Это люди, которые в основном проводят выборы один раз в четыре года. Практически на общественных началах. А законодательство крайне сложное, кампании проходят очень трудно, кандидаты пользуются услугами политтехнологов, и у самих кандидатов высокий образовательный уровень.

Хотя у нас очень хороший состав избирательных комиссий. Они грамотные, болеющие за свое дело. Но нужно думать о том, чтобы поставить это дело на профессиональную основу. Чтобы быть на равных с кандидатами и политтехнологами. Только так можно прийти к "честным и чистым" выборам.

Что касается изменений в избирательном законодательстве… Во-первых, краевой закон мы должны увязывать с нормами федерального. В нем в основном все урегулировано, хотя некоторые надо бы прописать более четко. Например, более точно определиться по единым дням голосования. Сейчас, если депутат или глава муниципального образования в силу разных причин сложил полномочия, необходимо в течение шести месяцев провести досрочные выборы. Понятно, что это будет происходить в единые дни голосования - одновременно с выборами в крайсовет, Думу, президентскими. А когда выборный цикл завершится? Ведь мы должны вписываться в эти единые дни голосования. В Алтайском крае выборы были совмещенными, а сейчас мы должны будем их разводить. Потому что норма - четыре бюллетеня одновременно. Так какие из муниципальных выборов должны быть приоритетны, а какие - "на очереди" - главы района, депутатов? И кто должен их назначать? В законодательстве это не отражено, так что вносить в него коррективы, конечно, необходимо.

По четыре в одни руки

Федеральным законом об избирательных гарантиях граждан предусмотрено, что на одних выборах нельзя выдавать на руки больше четырех бюллетеней. На март 2008 года в Алтайском крае с выборами президентскими, в КСНД и местными бюллетеней накопится столько бюллетеней, что местные неизбежно "оставят на осень". Некоторые муниципалитеты сейчас стоят перед выбором: кого выбирать - главу муниципального образования или депутатов. Кому-то однозначно придется "посторониться". Впрочем, возможно, отчасти проблема решится благодаря переходу от прямых выборов глав районов и городов к назначению их по контракту. Такой вариант предусмотрен 131-м законом, и его, как известно, сейчас активно продвигает администрация Алтайского края.

Подготовила Елена НИКИЩЕНКО.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость