Экономика

Пессимисты не прошли

С 1 января рынок наружной рекламы начал жить по новым налоговым правилам. Вступили в силу принятые 27 июля прошлого года поправки в Налоговый кодекс РФ, облагающие организации, размещающие и (или) распространяющие наружную рекламу, единым налогом на вмененный доход (ЕНВД).

Эксперты прогнозировали, что в результате налоговых нововведений российский рынок «наружки» может претерпеть серьезные изменения, а в регионах рухнуть вообще. Однако, по утверждению местных операторов, в Алтайском крае этого не произойдет. Главным последствием введения нового налога станет повышение цен на наружную рекламу. Но и этот фактор рынок дестабилизировать не сможет.

Многострадальный коэффициент

Вступившие в силу поправки в Налоговый кодекс предусматривают, что теперь части операторов рынка, занимающихся размещением и распространением наружной рекламы, придется платить в местный бюджет фиксированную сумму налога - 15% вмененной им базовой доходности. Она установлена в размере 3 тысяч рублей за 1 кв. м печатной или полиграфической продукции и 4 тысяч рублей за 1 кв. м светового или электронного табло. Право определять итоговую величину платежей Госдума РФ отдала субъектам Федерации. Она регулируется специальным коэффициентом К2, складывающимся из нескольких значений - величины рекламоносителя, его вида и месторасположения.

Именно этот коэффициент стал причиной многих споров и утверждений, что рынок «наружки» в наступившем году ожидают далеко не лучшие времена. В августе прошлого года три российские общественные организации: Национальная ассоциация наружной рекламы, комитет по наружной рекламе Ассоциации коммуникационных агентств России и рекламная гильдия при Московской торгово-промышленной палате - подписали заявление, где говорилось, что новый налоговый режим может спровоцировать развал отрасли в целом. Произойти это могло вследствие принятия на местном уровне завышенного коэффициента К2, что повлекло бы банкротство значительной части мелких и средних агентств. Позже новый виток спорам вокруг К2 придало известие, что в нескольких регионах России - Ненецком автономном округе, Волгограде, Владивостоке - было принято максимальное значение коэффициента К2, равное 1. Мало кто сомневался, что максимальный или приближенный к нему размер коэффициента будет принят и в других регионах страны.

Приемлемое решение

В Алтайском крае, по утверждению местных операторов, «все оказалось не так печально». Вопрос по ЕНВД рассматривался на ноябрьской сессии АКСНД, и принятые коэффициенты рекламщики называют для себя «вполне приемлемыми». «Мы давно провели все подсчеты, и я могу сказать, что коэффициент принят в приемлемом виде. Налоговое бремя увеличится, но не в те разы, которые могут сломать наш бизнес. Поэтому я к переходу на ЕНВД отношусь нормально», - говорит Наталья Сурилова, генеральный директор рекламного агентства «Проспект». «В принципе, в Алтайском крае принят такой закон, по которому много платить не придется. У нас не случится того, что налог с какой-либо плоскости будет составлять половину его стоимости. Кроме того, это коснется только части агентств. Поэтому ожидать серьезных изменений рынка и тем более его краха не стоит», - говорит Алексей Холоднов, директор рекламной группы «ПРО-Dвижение». В целом к переходу на ЕНВД положительно относятся и небольшие рекламные агентства. Руководитель одного из барнаульских рекламных агентств, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что «вряд ли бизнес небольших организаций будет загублен новым налоговым режимом. Нам будет сложнее, но более-менее ситуация прояснится в марте-апреле, когда закончится налоговый период».

В Управлении федеральной налоговой службы по Алтайскому краю нам сообщили, что сумма, которую должен получить бюджет в результате перевода операторов рынка наружной рекламы на ЕНВД, пока заложена в размере 3-4 млн. рублей в год. Николай Тонких, начальник отдела местных налогов управления, сказал, что «сейчас одна из главных задач - заключить соглашение с организациями, дающими сведения о рекламораспространителях», чтобы в дальнейшем осуществлять полноценный контроль. Эту задачу предполагается решить в течение квартала. Возможно, сотрудники налоговой службы будут проводить рейды по обследованию объектов наружной рекламы в городе.

Рейды в итоге могут дать ответы на вопросы операторов рынка по поводу того, каким образом у них будут строиться взаимоотношения с налоговиками. Наталья Сурилова отметила, что на данный момент нет комментариев по этой проблеме. «Сейчас мы будем вести учет и подавать отчетность так, как сами посчитаем. И нет гарантий, что при этом не нарушим какие-нибудь правила. Например, я не знаю, как мне отражать в документах тот факт, что какое-то время рекламоноситель стоял пустой вследствие форс-мажорных обстоятельств - сорвало ветром установку или ее повредили», - говорит она.

Цены пойдут вверх

Тем не менее переход на ЕНВД свое влияние на рынок все же окажет. В первую очередь это коснется цен на «наружку». Николай Тонких отметил, что для рекламщиков новый налог «не совсем выгоден. Налоговое бремя увеличится, и им придется перестраивать отношения с заказчиками». Но это, похоже, не приведет к тому, что рынок «наружки» потеряет весомую часть своих клиентов.

Операторы рынка не отрицают, что цены изменятся в сторону повышения. Рост, по разным оценкам, составит 15-20%. Но, скорее всего, он затронет не все виды наружной рекламы. «По некоторым рекламоносителям мы выиграем, по некоторым уйдем в минус. Например, абсолютно нерентабельно становится размещать несветовую рекламу малых форматов. Там налог получается таким, что цену необходимо увеличить раза в четыре», - говорит Наталья Сурилова.

Рекламодатели же к подобному положению дел относятся спокойно и к повышению цен на «наружку» готовы. Ирина Абоимова, менеджер по рекламе Барнаульского пивоваренного завода, отметила: «Цены на наружную рекламу повышаются раз в квартал, и мы закладываем это в наш рекламный бюджет. Мы ожидали их повышения с нового года и были к этому готовы, хотя, конечно, оно нас не радует». Она подчеркнула, что «наружка» для БПЗ - важный элемент рекламной кампании, тем более сейчас, когда введены ограничения на рекламу пива на телевидении. «Поэтому уменьшать количество рекламных площадей из-за повышения цены, мы не будем», - сказала Абоимова.

Елена Меньшикова, специалист по маркетингу и рекламе барнаульского филиала компании «БиЛайн», сообщила «ВД», что «наружка» занимает более 30% всей рекламной кампании сотового оператора и уменьшать ее количество «ВымпелКом» на Алтае не будет. «Цены индексируются каждый год, и мы готовы к этому», - отметила она. «Раньше один из видов рекламоносителей стоил 8700 рублей, сейчас - 9900. Это не глобальное повышение, которое может заставить нас пересмотреть свою позицию по рекламе», - сказал Сергей Лащев, управляющий салоном «КВАДРО-интерьер».

Таким образом, говорить о том, что местный рынок наружной рекламы в ближайшее время претерпит серьезные изменения и тем более рухнет, нельзя. Напротив, сами операторы ожидают, что новая система налогообложения сделает его более прозрачным и контролируемым. «У нас в городе много несанкционированной рекламы - на заборах, стенах. И неизвестно, кто ее размещает. Возможно, сейчас эта проблема будет решена», - говорит Наталья Сурилова. «Даже если рентабельность бизнеса у кого-то снизится, им все равно будут заниматься. В минус агентства, привыкшие качественно работать, не уйдут. Для рынка введение ЕНВД - это только плюс», - подвел итог Алексей Холоднов.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость