О проблемах с разметкой
— Активисты утверждают, что в 2017 году деньги на нанесение разметки на проспекте Красноармейском выделялись три раза, а в реальности ее наносили лишь раз. Можете как один из подрядчиков это прокомментировать?
— В рамках своего контракта мы наносили разметку только весной, к 1 мая. После ремонта этим занимались уже не мы (а та организация, что меняла асфальт. — Прим. altapress.ru). У нас есть доказательства, что мы выполнили свои обязательства. В том числе снимки. Мы вообще фотографируем все, что делаем, — каждый знак и каждую обрезанную ветку перед ним, чтобы аргументированно ответить на любую претензию. Нас и без запросов от общественников тотально проверяют: полиция, прокуратура, налоговая, финкомитет и другие ведомства.
В то же время никто не "расследует", почему на проспекте Ленина мы в 2017 году наносили разметку по три-четыре раза за сезон, хотя в ведомости указаны только два. Но нам приходится нести дополнительные затраты, чтобы на главном проспекте города разметку было видно весь теплый сезон.
— Почему разметка стирается так быстро?
— Нас тоже волнует это. Это зависит не только от краски. Часто не удается подгадать идеальные погодные условия. Например, после того как уложили новый асфальт, нужно подождать месяц, пока он остынет, и только потом наносить разметку. Но из-за горящих сроков не всегда удается выдержать это время.
Похожая ситуация весной. После 16 апреля нам нужно будет выходить и делать разметку, чтобы успеть к майским праздникам. Но асфальт еще не прогрелся. Несмотря на весь контроль, что есть у нас в компании, я не могу гарантировать, что такая разметка выстоит положенный срок.
— Вы объясняете это заказчикам?
— Они это понимают. Но разметку нужно наносить как можно скорее, ее все ждут. Но ничего, будем потом еще раз ее делать.
— Может, есть смысл перейти с краски на термопластик?
— На интенсивных магистралях мы так и делаем. Например, на Павловском и Змеиногорском трактах. Но если метр краски стоит 120 рублей, то тот же объем термопластика — 1,2 тыс. рублей. А разница в стойкости не столь велика — в пять-шесть раз. Поэтому термопластик выгодно использовать на трассах, где машины реже наезжают на разметку.
В 2018 году проведем эксперимент — нанесем на краску праймер. Это защитное покрытие вроде лака. Сделаем это за свой счет. Если результат будет положительный, порекомендуем заказчику предусмотреть на это финансирование в следующем контракте.
Еще мы попробуем этим летом выполнить разметку флуоресцентной краской (со светоотражающими элементами) на неосвещенных участках. Например, на улице Трактовой. Также по своей инициативе.
О том, как вредит демпинг на господрядах
— Вы не в первый раз выигрываете муниципальные контракты. Не только в Барнауле, но и на других территориях Алтая. Складывается впечатление, что компания "заточена" только под них. Это так?
— Среди наших заказчиков в основном муниципалитеты Алтайского края. На них приходится 70% от общего портфеля контрактов.
Мы большое предприятие: у нас 1,5 тыс. кв. метров производственных площадей, 20 единиц техники, сильный отдел проектировщиков. Продукцию выпускаем массово, с тройным контролем качества. Почему нам с такими мощностями не выходить на подобные аукционы?
— Ориентация на работу по муниципальным и госконтрактам зачастую рискованна для бизнеса: сплошь и рядом на тендеры заявляются игроки, которые неприлично роняют цену. Как вы оцениваете такие риски?
— В определенных сегментах демпинг есть. Например, сейчас все муниципалитеты должны иметь комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД) — серьезный документ, который определяет стратегию развития инфраструктуры. Мы услугу по ее созданию оказываем. Но для Барнаула КСОДД готовит питерская компания, которая сбила цену с 12 до 3 млн рублей. Она же делает схему для Кулунды. При этом для такого маленького населенного пункта "нарисовали" многопутную железную дорогу, как в Москве!
В результате власти получают просто скопированный реферат, пользы от такой работы на практике не будет. Это большая проблема. Посмотрим, что сделают для Барнаула. А в Новоалтайске аналогичный контракт выиграла омская компания с 70-процентным снижением цены. Я разговаривала с ее коммерческим директором. У них единственный мотив — не дать питерцам зайти на новые рынки: между ними идет принципиальная борьба.
Я поняла, что участие в аукционах — риск. Но в ключевых для нас тендерах понижение не такое большое — в среднем по итогам 2017 года оно составило 28%. Это много, нас это не устраивает, конечно, при рентабельности 30–35%. Прошлый год мы просто выживали. В этом году пока только набираем портфель контрактов. И я ставлю задачу — напротив, увеличивать долю госзаказов. Дело в том, что коммерческих клиентов в этой сфере немного. Необходимость, например, обустроить парковку возникает далеко не каждый день.
— Есть ли возможность выйти в новые ниши, диверсифицировать бизнес?
— Логичным шагом видится выход на рынок строительства дорог. Тогда мы сможем делать объекты под ключ — проектировать, строить, обустраивать. Это выгодно клиентам: им не нужно будет проводить торги отдельно на каждый вид работ, взаимодействовать с разными подрядчиками. Наша задача — снять с них лишнюю нагрузку. В общем, мы стремимся стать предприятием полного цикла.
О проблемах безопасности на дорогах
— Вы постоянно работаете с дорожной инфраструктурой алтайских городов. Как вы можете оценить ее состояние? Какие здесь есть болевые точки и как их можно устранить?
— Болевых точек много — нехватка светофоров и знаков, пешеходных переходов, тротуаров и освещения. На некоторых участках это удалось исправить по программе "Безопасные и качественные дороги" (БКД). По ней же на многих улицах это еще только предстоит сделать до 2025 года. Но проект рассчитан только на Барнаульскую агломерацию, а в Алтайском крае очень большая сеть дорог. И у муниципалитетов не хватает средств даже на ямочный ремонт, что уж говорить про более серьезные вложения. Выход один — нужно увеличивать дорожные фонды муниципалитетов, дабы они были готовы отвечать за безопасность своего населения.
Сейчас же все муниципалитеты региона, с которыми мы работаем (а их более 50), жалуются: законодательство требует повышать безопасность на дорогах, а денег на это нет. Мы работаем с ними под гарантийные письма, вкладывая свои ресурсы.
— Есть мнение, что ограждения, которые в последние годы массово ставят на дорогах Барнаула, бесполезны и только мешают убирать снег. Как вы на это смотрите?
— Пешеходные ограждения — одно из важнейших устройств на дорогах, поскольку они обеспечивают безопасность пешеходов, направляя поток людей туда, где можно переходить улицу. Вторая задача — предотвратить выезд автомобилей на тротуары. Когда мы установили ограждения на проспекте Строителей, водители стали возмущаться. А почему? Потому что нововведение не дает им нарушать ПДД. Например, разворачиваться у КДМ вблизи пешеходного перехода.
В Барнауле достаточно других проблемных точек, где также необходимо установить ограждения. При ДТП, когда машины вылетают на тротуары и автобусные остановки, такие конструкции спасают жизни десятков людей. Пример: на перекрестке проспекта Ленина и улицы Гоголя такое происходило минимум пять раз с момента установки ограждений. И никто не пострадал.
Это — главное. Под остальное можно подстроиться. В центральных регионах России такие ограждения ставят сотнями километров и у коммунальной спецтехники есть насадка, которая прометает сквозь ограждение, так что никаких проблем в уборке снега нет.
О том, почему поблажек нет никому
— В 2017 году вы стали активистом Общероссийского народного фронта (ОНФ). Зачем вам это?
— Я баллотировалась в Барнаульскую гордуму, и в соседнем со мной округе работал Сергей Войтюк (руководитель регионального исполкома ОНФ. — Прим. altapress.ru). Мне захотелось проявить себя в общественной работе, контролировать исполнение поручений президента. Тем более что я всегда за справедливость, честность и открытость.
Как подрядчик я — исполнитель. А здесь приходится решать более широкий круг вопросов. И это интересно. Например, сейчас мы работаем по тактильной плитке для слабовидящих. Мы вышли на председателя краевой организации слепых Светлану Борисову. Она как эксперт выступила на совещании в минстройтрансе, где обсуждали целесообразность установки тактильной плитки. В итоге решили изучить этот вопрос глубже. Если она в самом деле не приносит пользу, зачем тратить на это деньги?
— Как эксперт проекта ОНФ "Карта убитых дорог", вы, получается, контролируете в том числе и свою работу как подрядчика. Как вы себя ощущаете в такой ситуации?
— В этом проекте ОНФ курирует работы, которые выполняют по проекту БКД. И здесь в основном мы оцениваем качество покрытия. А обустройством инфраструктуры занимаются не только "ДЗА", но и ряд других компаний: "Алтайзнак", "БРИЗ Запад" и другие. Как общественники, исключений мы ни для кого не делаем. Напротив, мне будет очень стыдно, если мое предприятие выполнит взятые на себя обязательства не по ГОСТу! Поблажек нет никому. Нарушили — отвечайте, без личных симпатий к кому-либо из подрядчиков. На работе мы работаем.
Дорожная инфраструктура - не единственный аспект, который я контролирую в качестве эксперта ОНФ. Также в поле моего внимания капремонт, благоустройство и работа с ветеранскими и молодежно-патриотическими движениями.
О водителях, оленях и баранах
— В 2016 году в городе появились светоотражающие таблички с надписями и изображением животных. Например, "Превышаешь скорость?" и олень. Или "Не пропустил пешехода?" и баран. Водители приняли это неоднозначно, некоторые обиделись. Это была ваша идея?
— Это была идея нашего отдела маркетинга. Мы решили, что когда социальная реклама вызывает эмоции, она выглядит убедительнее. В этом году продолжим действовать в том же ключе: установим у школ 20 дополнительных знаков "Водитель, снизь скорость" с изображением ребенка.
Идей много, на самом деле. Например, в 2017 году мы проработали схему организации велосипедных дорожек в каждом районе Барнаула. Подробности пока раскрывать не буду. В общем, мы — социально ориентированное предприятие, ведь мы же сами в первую очередь водители и пешеходы.
О чем еще рассказал собеседник
Досье
Евгения Михайловна Гущина родилась 12 августа 1982 года в городе Томск-7 (Северск). После школы поступила в Горно-Алтайский госуниверситет на специальность "бухучет, анализ и аудит", позже окончила экономфак новосибирского СибУПК. Начинала карьеру с менеджера в рекламном агентстве, потом работала бухгалтером в столовой, затем стала коммерческим директором в аудиторской компании. С 2005 года развивает собственный бизнес. Любит путешествовать. Замужем, воспитывает троих детей.
Цифра
29 госконтрактов выиграла компания "Дорожные знаки Алтая" с начала 2016 года.
Самое важное - в нашем Telegram-канале