Рассмотрение иска началось в Яровском суде 22 мая. Altapress.ru стали известны подробности этой непростой истории.
«Грубые нарушения в тактике»
Она почувствовала себя плохо вечером 7 августа 2018 года. Так плохо, что вызвала «скорую». «Резкие боли внизу живота, слабость, тошнота», - напишут потом в истории ее болезни.
Скорая доставила женщину в больницу, а в Яровом она единственная: «Медсанчасть №128» (входит в систему Федерального медико-биологического агентства - ФМБА).
Дежурный врач приглашает к пациентке гинеколога (ее лечащего врача), заподозрив болезнь, так сказать, «по женской части».
И уже гинеколог совершает действия, которые авторитетные эксперты ФМБА, проводившие служебное расследование этого случая, оценят как «грубые нарушения в тактике диагностики и лечения» (копии их рецензий есть в редакции).
Диагноз под вопросом
Женщина рассказывает: перед тем, как поставить диагноз, ей не сделали ни УЗИ, ни рентген. Не пригласили к ней хирурга. Хотя все это (и консультация хирурга, и обследование) - обязательно при «остром животе».
Между тем, это, как позже напишут эксперты, позволило бы «более обоснованно поставить диагноз».
«В больнице объяснили, что УЗИ делать было некому. Но ведь рядом, всего в 8 километрах, Славгород, межрайонная больница, и там есть все», - говорит она.
Тем не менее доктор-гинеколог ставит диагноз, осмотрев больную: перекрут кисты яичника (сначала под вопросом, а затем и без него). И принимает решение об экстренной операции.
Малоинформативная процедура
В иске, который женщина предоставила редакции, она подробно описывает, с чего началось ее оперативное лечение. Сначала гинеколог проводит пункцию брюшной полости.
В материалах служебного расследования этой процедуре уделено много внимания, и ясно почему: эксперты предполагают, что именно в это время здоровью пациентки нанесли серьезный ущерб.
Пункция брюшной полости - диагностическая, но малоинформативная хирургическая манипуляция, объяснила Валерия Архипова, заведующая гинекологическим отделением медицинского биофизического центра ФМБА, врач высшей категории.
Хуже того, эта процедура «имеет грозные осложнения в виде ранения смежных органов» и была противопоказана пациентке.
Тем не менее врач «Медсанчасти №128» эту процедуру проводит. «Меня проткнули практически наживую, без общего наркоза», - вспоминает бывшая пациентка.
Показания не были очевидными
По словам Архиповой, изучившей электронную историю болезни, результаты пункции должны были подсказать гинекологу: торопиться с операцией не нужно, пациентка нуждается в дообследовании.
Однако врач решает: надо резать. Ассистентом на операцию приглашают хирурга поликлинического отделения медсанчасти Н. - человека, в квалификации которого пациентка сейчас пытается разобраться.
«Этот доктор не был сотрудником хирургического отделения, его не включили в график дежурств, он с 1 августа вел прием в поликлинике. Он не осмотрел меня ни перед операцией, ни после нее. Не составил протокол своей части операции.
Мы даже не понимаем, имел ли он право работать в здравоохранении в России и делать мне операцию 7 августа», - недоумевает женщина.
Разрезали и поняли ошибку
Согласитесь, сомнений в том, вправе ли хирург брать в руки скальпель, у пациента в принципе быть не должно. Ну как не верить, что медучреждение гарантирует уровень квалификации своих докторов? Тем более, если это хирург - не дерматолог все же, от чьих ошибок не умирают.
Но сомнения женщины никто за два года так и не смог развеять.
Хирург Н. получил образование в Таджикистане, объясняет она. И когда уже после всех операций, в октябре 2018-го, Росздравнадзор запросил у больницы сертификат, дающий ему право 7 августа лечить людей в России, та этого не сделала.
При этом пациентку вскрыли, заглянули внутрь и констатировали: первоначальный диагноз — ошибка. Гинекологической патологии нет. Но продолжили операцию с участием хирурга Н.
"Удалить хоть что-нибудь"
По словам женщины, разрезав ее, доктора решили, что проблема в спайках кишечника и их надо разъединить. Заслуженный врач, профессор АГМУ Валентина Гурьева, тоже изучившая этот случай как рецензент, пишет, что перед операцией тоже было необходимо обследование. Но его и на сей раз не сделали.
«Операцию мне провели без показаний и диагноза. Для удаления спаек показаний не было, диагноз «кишечная непроходимость» мне никто не поставил... Видимо, раз уж разрезали, а искомого не нашли, решили хоть что-то удалить», - с горечью предполагает пациентка.
Она также подчеркивает, что не давала согласие на эту операцию. А дальше едва не произошла настоящая трагедия.
Организм взывает о помощи
Все описанные события происходили поздно вечером 7 августа. Первые два дня после операции пациентка чувствует себя терпимо, состояние удовлетворительное.
Но к вечеру 9-го к ней в палату срочно вызывают и. о. заведующего хирургическим отделением той же "Медсанчасти №128" - человека, который и спас ее в дальнейшем.
Она жалуется - ощущает дрожь во всем теле. У нее учащенный пульс. Повысилось давление. Врач делает назначения, но вскоре температура повышается до 38.
Организм буквально кричит: «Что-то не в порядке, помогите».
Вторая операция неизбежна
Утром 10-го ей делают все анализы крови, УЗИ и рентген. Врач ставит диагноз: разлитой перитонит. Вторая операция неизбежна.
Теперь уже ее оперирует другой доктор, в квалификации которого нет сомнений: и.о. завотделения хирургии. Он и выявляет причины перитонита - повреждение кишки, из которого в брюшную полость поступает содержимое кишечника.
Как и когда произошло повреждение? Это результат вмешательства врачей, случайность или что-то еще?
Была на грани смерти
Приведем здесь мнения рецензентов ФМБА.
Причиной перфорации могла быть или пункция, или необоснованное оперативное вмешательство, считает Валерия Архипова.
Другой авторитетный врач - руководитель центра хирургии и трансплантологии ФМБА Сергей Восканян — пришел к похожему выводу.
«Вероятнее всего, причиной перфорации кишки послужило выполнение пункции, сделанное при наличии абсолютных противопоказаний», - написал Сергей Восканян.
«Я была на грани смерти из-за прокола кишечника и вызванного этим вторичного перитонита», - утверждает женщина.
Жизнь превратилась в кошмар
После второй, уже спасительной, операции в Яровом пациентку отправляют в Барнаул, в краевую больницу, где вскоре делают третью операцию. А через несколько месяцев и четвертую.
Не будем описывать подробности ее спасения — к тому, что сделали доктора после первой операции, нет претензий ни у рецензентов ФМБА, ни у самой пациентки.
«В краевой больнице врач сказал мне, чтобы я и мои близкие молились на хирурга (на тот момент - и.о. завотделением хирургии «Медсанчасти №128», сделавшего вторую операцию. - Прим. Altapress.ru), так как он спас меня, он фактически подарил мне вторую жизнь», - рассказывает пациентка.
Но ни один доктор пока не сумел вернуть ей здоровье, которое, как она считает, у нее отняли в день ее поступления в больницу. Часть ее жизненно важных органов после четырех операций едва функционирует. Из-за этого, по ее словам, «жизнь превратилась в кошмар».
«До момента поступления в больницу я могла заниматься бегом, лыжами и другими видами спорта, вести полноценную семейную жизнь. После - я стала инвалидом», - объясняет она.
Уголовного состава нет
Если в поисковой строке Яндекса набрать слова «халатность врачей», поисковик выдаст больше 3 млн публикаций. Несмотря на контроль над медиками надзорных ведомств и страховщиков, тема качества лечения - больная. Во всех смыслах.
Правда, авторы статей часто смешивают в кучу все. И случаи, когда врач объективно не мог избежать ошибки — такое, увы, бывает. И промахи, связанные с недостатком знаний. И явное пренебрежение стандартами и пациентом - за это доктор несет уголовную ответственность.
В нашей истории полиция в возбуждении уголовного дела отказала. Но, наверное, нам важно другое: как само медучреждение ведет себя в подобных случаях? Провело ли оно "разбор полета"? Приложило ли все усилия, чтобы исправить ситуацию и не допустить повторения?
И, наконец, извлекла ли больница урок из проблемного случая, чтобы повысить качество медпомощи? Полагаю, всем пациентам больницы очень бы не хотелось в этом сомневаться.
Пытались наказать спасателя
Между тем, по данным пациентки, «Медсанчасть №128» на досрочную переаттестацию (как рекомендовали в головном ведомстве) гинеколога не направила, хотя и привлекла ее к дисциплинарной ответственности.
При этом, как ни парадоксально, больница попыталась, кроме нее, наказать не хирурга, сделавшего 7 августа операцию без должного обследования и оформления, - а того, кто ее спас тремя днями позже. И чью работу эксперты оценили на отлично.
И тот был вынужден оспаривать в суде приказ о его наказании — к счастью, главврач все же его отменил, следует из решения суда.
Обратилась в суд
А в 2020 году с иском к больнице обратился в суд Славгородский межрайонный прокурор, ближайшее заседание Яровского райсуда назначено на 14 июля. Не можем здесь не привести возражения главврача «Медсанчасти №128» Валерия Сигарева, представленные им суду (они есть в редакции).
Неполный объем лабораторных и инструментальных обследований он объясняет отсутствием специалистов. Он утверждает, что экстренная помощь оказана в полном объеме.
Пункция, по его словам, проведена для уточнения диагноза в соответствии с приказом Минздрава РФ. А повредить кишку можно было на любой стадии диагностических или оперативных манипуляций (по словам пациентки, на суде он настаивал, что кишка разорвалась сама собой).
«Халатности в действиях врачей не наблюдалось на всех этапах оказания медицинской помощи. Оперативное вмешательство было необходимо, учитывая непроходимость на фоне спаечой болезни», - объясняет главврач.
Обошлись без извинений
Надо отдать должное врачам Федерального медико-биологического агентства, проводившим расследование качества лечения в подведомственной ему «Медчанчасти №128», — Валерии Архиповой и Сергею Восканяну (как следует из отзывов на сайте их клиник, они действующие врачи и регулярно сами проводят операции).
Медицинские светила из московских медцентров не отмахнулись от маленького человека из провинции, а добросовестно изучили все материалы и сделали выводы. Выводы жесткие.
Но честь мундира уважаемые доктора защищать не стали. И даже сами переслали женщине результаты своего расследования — без них о причинах своих бед она, скорее всего, никогда бы не узнала.
Более того, федеральное агентство принесло пациентке письменные извинения за «некачественное оказание медицинской помощи в подведомственной медицинской организации» (документ есть в редакции).
«Получив ответ из ФМБА, я устно обратилась к заместителю главврача «Медсанчасти №128», попросив его организовать мне лечение за счет больницы. Но получила отказ. Передо мной даже не извинились», - говорит женщина.
Рассчитываем, что суд разберется
В суде она просит от больницы возместить нанесенный ей моральный вред и взыскать в ее пользу 3 млн рублей.
Случай этот очень непростой. В медучреждении, по мнению экспертов, здоровью больной нанесли серьезный ущерб - но здесь же ее и вытащили с того света.
«Мы очень рассчитываем, что суд во всем разберется», - надеется она.
Что такое ФМБА
Федеральное медико-биологическое агентство - орган исполнительной власти, находящийся в ведении правительства РФ. Курирует, в частности, медучреждения, оказывающие помощь работникам отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и жителям территорий, где такие предприятия расположены.
ФМБА организует предупреждение и выявление причин, локализацию и ликвидацию последствий ЧС, радиационных, химических и биологических аварий и инцидентов, распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Руководитель ФМБА — Вероника Скворцова. Имеет подведомственные организации в Звездном городке, на Байконуре, в Кольцово, Яровом и десятках других территорий.
Источник: http://fmba.gov.ru
Самое важное - в нашем Telegram-канале