О страхе
— Не страшно было ставить пьесу на такую острую тему? — спрашиваем перед спектаклем у основателя "Крепостного театра", актера Александра Савина. "Нет", - бодро отвечает он.
— Никто не писал "сверху" по этому поводу?
— Писали, звонили, узнавали. В основном спрашивали "зачем это?" и "почему?".
— Рекомендовали быть осторожным?
— Нет, ничего такого не было, - все также бодро говорит Савин.
Спектакль (хотя, скорее, читку - актеры читали пьесу с листа) о деле "Сети" всего за пару дней поставила режиссер Анастасия Поротикова. Насте 21 год, два года назад она окончила колледж культуры.
— Для тебя это политическое или художественное высказывание?
Режиссер тяжело вздыхает.
— Хороший вопрос. Не знаю. Хотя, ну какое художественное? Наверное, все-таки политическое. Но мне не нравится такое говорить.
Если бы я жила в Москве, то нарисовала бы плакатик и пошла к зданию правительства. А у нас где ты встанешь? Кому будешь с ним нужен? Бесполезно.
— А в спектакле есть толк?
— Тут толк в другом. Если бы я встала с плакатом в Барнауле, то прежде чем меня забрали полицейские, меня увидел бы один случайный прохожий. А если сегодня придут хоть 30 человек - я буду счастлива. Потому что внутри себя чувствую какой-то моральный долг что-то сказать, какую-то крупицу вбросить.
Я вчера пересматривала фото осужденных и уревелась. Потому что когда тебе говорят, что человека посадили на 18 лет, ты представляешь себе скинхеда лысого или мужика, увешанного цепями, мыслишь стереотипами. А тут ты смотришь на абсолютно простых парней. И думаешь – ну как так?
На читку пришли 27 человек.
О пьесе
Пьеса "Пытки" была написана в 2018 году. В ее основе - рассказы и интервью арестованных по делу "Сети". В частности, там описываются применяемые к подсудимым пытки.
У текста своя "живая" история — он трижды переписывался.
Первый документальный материал для пьесы собирали фигурант «Болотного дела» Алексей Полихович и режиссер Театра.doc Зарема Заудинова.
Зарема — родом из Алтайского края. После окончания Алтайского госуниверситета она уехала в Москву, где отучилась в мастерской документального кино Марины Разбежкиной и Михаила Угарова.
Altapress.ru она рассказала, что работа над текстом началась в марте 2018 года, после того, как задержали одного из фигурантов дела, Виктора Филинкова, и публикации о питерских и пензенских задержанных.
Зарема Заудинова,
режиссер "Театра. doc":
До этого мы с Еленой Греминой (режиссер, драматург, одна из основателей "Театра. doc" - прим.ред.) много обсуждали, как такое вообще может существовать на сцене, потому что это все невозможно было представить, это переламывает сознание. Вот ты сидишь с друзьями где-нибудь в баре или репетируешь какой-нибудь спектакль, а в это время твоих ровесников бьют током — ни за что, просто ради того, чтобы заработать себе звездочки на погоны.
В итоге мы смонтировали текст из новостей и показаний. Первая читка прошла 18 марта, в день выборов президента.
В апреле 2018-го к ним присоединилась член Общественной наблюдательной комиссии по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания Санкт-Петербурга Екатерина Косаревская.
Вместе с еще одной правозащитницей Яной Теплицкой она нашла первых задержанных по этому делу в питерском СИЗО. Они показали девушкам следы электрошокера, рассказывает Зарема. Текст пьесы был дополнен и отправлен на фестиваль драматургии "Любимовка". Именно этот вариант показали в Барнауле.
Вторая читка обновленной пьесы должна была состояться на День города в Санкт-Петербурге. Но после звонка силовиков площадка отказалась принимать у себя "Театр. doc". За один день пришлось срочно искать другое место.
Но, по словам Заремы, этот запрет стал лучше любой рекламной кампании — людей пришло столько, что все они не поместились в зал, читку транслировали в прямом эфире в холле.
Зарема Заудинова,
режиссер "Театра. doc":
В Питере текст снова был другим: менялся ход следствия — менялся текст. В итоге сейчас он существует в другом варианте. Все даты пыток, задержаний и судов вмонтированы в календарь праздников Российской Федерации, где через день обязательно какой-нибудь праздник силовиков. Так я узнала, например, о существовании трубопроводных войск России. В этом же варианте появились «инструкции по пыткам» — так сказать, по основным, которые применяют силовики.
"У нас просто так не сажают"
Постановка читки публике, в целом, понравилась, а вот содержание пьесы вызвало бурное обсуждение.
Как оказалось, в зале сидел человек, знакомый с подобной ситуацией. По его словам, ему "подкинули гранату", и взяли по делу об экстремизме. Мужчина уверен - все произошло потому, что он состоял в партии нацболов.
— В том, что происходят пытки, виноват каждый из нас. Потому что самое большое зло творится из-за безразличия, молчания, - заявил он.
Барнаульскому "политзаключенному" сразу же нашелся оппонент. Он был уверен, что для любого задержания всегда есть основания.
- Давайте представим, что вот эта организация действительно могла существовать. И если бы их не остановили вовремя, то они бы давно все взорвали. Для меня безразличие - это то, что в подобные ситуациях мы не думаем, что могли пострадать наши близкие.
- То есть вы оправдываете насильственные действия оперативников?
- Нет, не оправдываю! Но вы считаете, что их загребли просто так? Почему вы так уверены? Или вы — бог и знаете, что у задержанных творилось в головах?
Когда эмоции в "Крепостном театре" были раскалены до предела, к слову пришлась резонансная барнаульская история с Марией Мотузной, на которую в прошлом году завели уголовное дело по оскорблению чувств верующих. Дискуссия перетекла в другое русло.
- Тут прозвучала фраза «Она сохраняла картинки» (речь идет о мемах, за которые задержали Мотузную - прим.ред.). Значит, ей это было интересно, за что и зацепились силовики. Если я сохраняю себе фото котиков, детей, цветов, значит, у меня меньше шансов попасть за решетку. А если я сохраняю такие картинки, как Мария, то рискую и должна об этом знать, - сказала одна из зрительниц.
- Но ведь свободу слова никто не отменял. Ну не люблю я, блин, цветы! Так почему я должна интересоваться вещами, которые меня не волнуют? Или вот я сделала этот спектакль. Это моя позиция, моя свобода слова. Вы увидели здесь что-то неправомерное? Вы считаете, меня можно за это «загрести»? - парировала режиссер Анастасия Поротикова.
Пожалуй, как и любое обсуждение политики, дискуссия о пытках закончилась рассуждениями о том, как "хорошо" и "плохо" жилось в Советском Союзе. Народ понесло.
- Я думаю, что наша большая страна может существовать только при тоталитарном режиме. И нужно сажать до того, как кто-то что-то взорвет.
- Так можно сотню невинных людей пересажать!
- И правильно сделают!
- Ну хорошо, а пытать-то при этом зачем?
Савину едва удалось перекричать спорщиков. Завершил он дискуссию возвращением к художественной ценности показа. Актер сказал, что читка случилась - и это главное.
Что известно о деле "Сети"
Дело "Сети" или "Пензенское дело" — громкий уголовный процесс, который начался в 2017 году. 11 молодым людям из Москвы и Пензы было выдвинуто обвинение в создании и участии в террористическом сообществе "Сеть" (запрещена в России).
По сообщениям ФСБ, у задержанных обнаружили огнестрельное оружие, с которым они ходили тренироваться в пензенские леса. Обвиняемые утверждали, что просто играли в страйкбол.
10 февраля 2020 года всех подсудимых признали виновными и приговорили к заключению в колонии строгого режима сроком от 6 до 18 лет.
Обвиняемые своей вины не признали. Помимо этого, они сообщили правозащитникам о применяемых к ним пыткам током, избиениях и психологическом давлении. По их словам, именно так были выбиты признательные показания.
Журналисты "Медузы" провели собственное расследование и опубликовали материал, где предположили причастность некоторых фигурантов пензенского дела к убийствам и продаже наркотиков.
Дело "Сети" вызвало большой общественный резонанс. По всей стране прошли акции поддержки обвиняемых. В частности, несколько книжных магазинов в стране закрылись в знак протеста.