Жизнь

Год епископа Максима

В последние несколько месяцев в Барнаульско-Алтайской епархии происходят события, вызывающие недоумение и тревогу широкой общественности. Одно за другим следуют отлучение от креста, снятие с должности настоятелей храмов, опечатывание церковных касс. Причем нередко эти события разворачиваются не на периферии, вокруг малоизвестных фигур, а в самом сердце епархии - Барнауле - и касаются столпов алтайского православия.

Одна купель и одна касса?

На Крещение Господне, 19 января, в Барнауле был удивительно светлый праздник, собравший вместе тысячи людей. Предводительствуемые владыкой Максимом барнаульцы проследовали крестным ходом по улицам родного города к Оби, и многие из них приняли крещение в водах великой сибирской реки, освященной епископом. Такое случилось впервые за несколько последних десятилетий. "Этот крестный ход - исключительная заслуга Преосвященнейшего владыки Максима", - признается секретарь епархии настоятель Никольского храма протоиерей Михаил Капранов. По его словам, многие представители духовенства не были уверены в успехе возрождения традиции, но владыке удалось переломить сомнения.

Между тем сам отец Михаил, столь высоко отозвавшийся о деяниях епископа, и окормляемый им приход с некоторых пор попали в немилость к владыке. Корреспонденты "СК" были свидетелями того, как 20 декабря прошлого года в Никольском храме по распоряжению Преосвященнейшего опечатывалась касса. Присутствовавший при этом его представитель отец Алексей Крючков от каких-либо комментариев отказался, сославшись на отсутствие благословения владыки Максима.

Такая же участь постигала в течение года Покровский собор и Знаменский женский монастырь. Управлявший в соборе до приезда владыки Максима протоиерей Николай Войтович и настоятельница монастыря матушка Надежда (Чанова) получили порицание владыки. "За что? - недоумевает народ. - Неужели за финансовые злоупотребления?" А в ответ - молчание. Вот и ползут по городам и весям края слухи один фантастичнее другого.

"С духовным наставником верующим Алтая повезло"

Автор пришедшего в редакцию "СК" письма Валентин Зайцев винит в этом журналистов. "В последнее время в алтайских газетах периодически начали появляться статьи, критикующие местную православную Церковь и ее предстоятеля - епископа Барнаульского и Алтайского Максима. Возникает ощущение, что идет намеренная травля Преосвященного, - говорится в письме. - Даша Кузьмина в "Московском комсомольце на Алтае", № 1-2 за 2003 год, в своей статье "Вразумление" под новый год от епископа", пишет, что владыка Максим якобы отбирает деньги у храмов для того, чтоб отослать их в Москву для оплаты за свое епископство. Неужели Патриарху? Как только такое могло прийти ей в голову?!"

"Каждый воцерковленный мирянин знает, что критиковать священнослужителя - большой грех, - наставляет автор письма, - тот, кто истинно хочет помочь, должен молиться... В "Книге правил" говорится: "Кто критикует епископа, тот отлучается от церкви". Однако тех газетчиков, которые критиковали Преосвященного, отлучать не надо, они и без того вне Церкви. Тогда что же их подвигает к нападкам? ...я не удивлюсь, если окажется, что все эти статьи заказные и направлены на раскол Церкви... Все обвинения в алтайских газетах в адрес Церкви и Преосвященного владыки - сплошная несуразица и ложь... Не покушайтесь на этот последний островок нравственности. Поверьте, Церковь сама разберется в своих проблемах и справится, как разбиралась и справлялась в течение двух тысяч лет".

Автор письма считает, что краю повезло с духовным наставником. Он высоко оценивает личностные качества владыки Максима: истинно достойный монах, проявивший себя на ниве служения Господу, человек высочайшей морали, глубокого смирения и в то же время - хороший организатор и хозяйственник; и, конечно же, высокообразованный, глубоко верующий молитвенник (бывший преподаватель Тобольской духовной семинарии игумен Максим к моменту назначения его Священным Синодом епископом Барнаульским и Алтайским имел за плечами семинарию, академию, защитил кандидатскую диссертацию).

Наследство ему от прежнего епископа, безвременно ушедшего владыки Антония, досталось богатое, но и сложное. Отсюда, по мнению Валентина Зайцева, и все проблемы. "Люди просили у владыки Антония открывать побольше храмов на Алтайской земле и получали их. Стало катастрофически не хватать священников. И владыкой с епархиальным советом было принято решение - рукополагать во священство прихожан, не имеющих духовного образования, но истинно верующих. Но среди рукоположенных оказались, к сожалению, случайные люди. Самочинно вводили новшества, импровизировали во время службы. Недостойно вели себя с прихожанами, не проявляя к ближнему любви, завещанной Господом. Были даже случаи, когда на службу приходили пьяными. А некоторые превращали свою деятельность священника в проповедь национализма и сеяли среди прихожан недоверие и к светским, и к церковным властям...

Промысел помог многим исправиться, а с некоторыми необходимо было расстаться. Принимать это неприятное решение выпало уже владыке Максиму...

Но не исправившиеся люди даже уйти достойно не сумели. Начали писать по инстанциям не только жалобы, но и кляузы. В том числе и в газеты. Некоторые журналисты, почуяв запах "жареных" фактов, ринулись по церквам. А так как благословение на интервью они нигде не получили, то довольствовались теми фактами, которые изложили в своих письмах клеветники. Так и появились "разоблачительные" статьи в алтайских газетах".

Дистанция

Заметим, "СК" был одним из немногих изданий, которое не вмешивалось в церковные дела. Видимо, по этой причине автор письма решил изложить свое видение происходящего в нашей газете и, казалось бы, разъяснил ситуацию. Действительно, существует в огромной Алтайской епархии проблема кадров и чистоты веры. Для того и открывал в свое время владыка Антоний в Барнауле духовное училище, чтобы восполнить этот пробел.

Только к столпам алтайского духовенства, попавшим в опалу у владыки Максима, это никакого отношения не имеет. Кассы самых крупных храмов Барнаула опечатываются, насколько известно "СК", для того, чтобы централизовать средства в епархии, что вызывает неприятие не только священников, но и прихожан. В Никольском храме интеллигентная публика отказывается жертвовать епархии. У прихода были планы по дальнейшей реконструкции храма, являющегося памятником культуры и архитектуры Барнаула.

Среди прихожан Покровского собора идут разговоры о том, что благочинного иеромонаха Романа Корнева отстранили от должности и "сослали" в Коробейниковский монастырь, а бывшего председателя приходского совета отца Николая Войтовича лишили мирты и второго креста, чтобы освободить место в храме родственнику епископа - отцу Владимиру. Здесь же служит еще один родственник - отец Алексей. С другой стороны, ходят слухи о больших финансовых злоупотреблениях в Покровском храме. За это, мол, и был наказан протоиерей Николай Войтович, лишившийся многих церковных наград, которые ему, впрочем, постепенно возвращают. Еще говорят, что идет следствие. При этом бухгалтер остается на месте. И еще в среде прихожан обсуждается фантастическая для Барнаула сумму жалования ($5000), которую якобы положил новому благочинному собора мужу своей сестры владыка Максим. Что произошло на самом деле, никто не знает.

Попасть на прием к владыке, чтобы развеять эти и другие слухи, узнать об истинных целях принимаемых решений, о достижениях за первый год правления Алтайской епархией и планах на дальнейшее, журналистам попросту невозможно. Автор этого материала в течение двух месяцев добивался встречи с епископом, чтобы получить комментарий о ситуации в Покровской церкви села Быстрый Исток, прихожане которой (1350 человек) в письме к владыке просили вернуть крест священнику отцу Борису Тарасову, но дальше общения с референтом Преосвященного дело не пошло. Авторам письма из Быстрого Истока владыка тоже не ответил. Тамошняя церковная община до сих пор пребывает в недоумении и надежде, что ей что-то разъяснят.

Попасть на прием к владыке вообще достаточно сложно. И мирянам, и священнослужителям. И жаждущие общения со своим архипастырем, просиживают часами под дверью приемной. Но если кому повезет, говорят, общение может оказаться и весьма душевным. Все зависит от настроения владыки.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость